Объективный наблюдатель

Настоящий художник всегда Демиург! И совершенно неважно перед картиной какого мастера мы замираем – реалиста или абстракциониста. На этом пути масса подводных камней, отмелей и беспощадных порогов. Реалисту надо опасаться банальности, литературности, вторичности, мелкотемья, да и просто отсутствия своего яркого художественного языка. Не легче и абстракционисту – не говоря уже о том, что появилась новая официальная напасть – «хороший абстракционизм», старые засады и ловушки неумолимо сопровождают «беспредметника». Как ни странно и у тех и у других одни и те же противники.  Более того, компиляция, плагиат и откровенная смычка с уже проверенными школами для художника, не имеющего возможности «запудрить мозги» зрителя сюжетной интригой, представляет большую опасность. Действительно, следование в фарватере, Кандинского, Малевича, Поллока или Ротко заметно нагляднее, чем влияние итальянца Караваджо на испанца Мурильо. Поэтому встреча с художником и человеком, посвятившим все свои силы искусству абстракции, сумевшим создать свой узнаваемый язык и последовательно идущим к цели, большая удача. И ведь это не просто безоглядное движение – перед нами мастер искренне озабоченный тем, что бы и мы, зрители, могли вместе с ним пройти этот горний путь!
Галерея Омельченко такую возможность нам дарит. Перед нами Художник. Уже с первых опытов, когда нарочитая ясность композиции, очевидная верность орнаменту, декоративность цветовых решений были базисными для Виталия Копачева, мы видим последовательное движение не только к усложнению языка, но, что, может быть, и важнее – все большей БОЛЬШОЙ философии в картинах художника. Причем никакой дидактики, перед нами не гуру, наставляющий бедную духом паству, перед нами Мастер ведущий диалог со зрителем, исподволь вовлекающий его в сопереживание и превращающий его в соавторы.
Нашему вниманию представлены две серии работ «Наблюдатели» и «Обманчивое видение». Хотя эти циклы и объединены общим пространством, но это абсолютно разные работы, чье совместное «проживание» оправдано тем, что в обоих случаях мы присутствуем при нарочито подчеркнутом диалоге между зрителем и искусством. В одном случае «отражение» картинами зрительского восприятия настолько велико, что мы, как бы, стоим перед волшебным «зеркалом», в котором отражается наше восприятие мира. Это, практически, тотальное обнажение. Вертикальность холстов здесь, на мой взгляд, чрезвычайно важно, так как оно позволяет подчеркнуть конкретность обращения автора к созерцателю и успешно настроить прямой диалог между ними. Сама же информация, которую несут в себе, как обычно блестяще выполненные, артефакты вполне типична для автора, своей узнаваемостью и придирчивой сделанностью невольно превращаясь в «манифест» об окончательном завершении важного этапа в творчестве Виталия Копачева и одновременном предупреждении о рождении нового периода.
Символично, что эти новые работы присутствуют в этой же экспозиции и обозначены точным самоназванием – «Обманчивое видение». С моей точки зрения в этих работах художник объявляет, что, завершив создание предыдущей арт-галактики, он принялся за строительство Нового мира. Этот созидательный процесс интересен тем, что в нем Демиург, сохранив знание обо всех достоинствах и «недостатках» предыдущего строительства, приступил к новому проекту более осознанно, имея некий большой план, который обрастает подробностями наподобие джазовых импровизаций, нанизанных на основную тему музыкального произведения. «Обманчивое видение» действительно обманчиво – за, казалось бы, очень простым, просто-таки «ветхозаветным» посылом – мир рождается в постепенном усложнении и насыщении, кроется тайное желание мастера сохранить изначальный базис – показать, что все держится на «простых» истинах. Вспоминается «синий бык» Владимира Орлова из его магического романа «Альтист Данилов». У Виталия цвет подосновы всего сущего тоже есть и он также важен не своей конкретностью, а самим существованием. Четыре цвета в картинах этого цикла это обозначение четырех основных стихий – их интерпретация не важна, она тоже «обманчива»… Металл ли символизируется красным цветом или же земля – не в этом тайна. Загадка кроется в том, что цветовые миры Копачева, плотно «заселенные», подробно прорисованными деталями-сущностями, окрашенными в три дополнительных цвета, упорно сохраняют верность своей изначальности.
В этом главный посыл художника – что бы мы, наблюдатели, не делали, кем бы мы себя не мнили, как бы ни обманывались – есть то настоящее, на котором все держится, как на трех китах, черепахах и слонах и в этом наше спасение.
Мои поздравления и благодарность Большому мастеру Виталию Копачеву, галерее Омельченко и зрителям за свершившийся праздник настоящего искусства!


Рецензии