Светлана Агапитова - Суть

Владимир Голдин

СВЕТЛАНА АГАПИТОВА – «Суть».

Эта женщина, совместно с художницей Кошелевой, появилась у нас в квартире где-то на стыке веков ХХ и ХХ1. Время было непростое для нашей страны и семьи. Разбалансированная экономика страны отражалась и на нашем экономическом состоянии. Мизерная пенсия, случайные приработки. Дело было не до гостей. Но тем не менее гости появлялись на чай. Знакомство с художницей Кошелевой тоже было случайным. Она как-то постоянно жаловалась на своего мужа, тоже художника, покинувшего её после десятков лет совместной жизни. Мы ходили тогда на её выставку в Доме художника. Её полотна отражали суть её внутреннего настроения, её внешнего вида в одежде. Тёмные тона настроения на картинах и на почерневшем лице художницы вскрывали её грустные внутренние переживания, суждения и не до конца высказанные ощущения жизни. Одним памятным пятном в моих разговорах с ней были слова о строящемся в те годы в Екатеринбурге Храме на крови на месте казни царской семьи. Художница регулярно посещала оригинальную стройку, и как летописец, но не словами, а масками кисти создавала акварели, как исторические страницы для истории города и его архива. Поскольку мы с женой также были не равнодушны к этой знаковой для города стройке у нас с художницей возникла общая тема для разговора и общения, особенно при встречах на трамвайной остановке «Улица Луначарского», где мы тогда жили в однокомнатной квартире.
Рисование культовой стройки художницей можно было объяснить её семейным положением. Покинутая мужем женщина находила утешение в писании религиозных пейзажей в условиях всех периодов года. Вот эти наброски, строящегося архитектурного объекта по временам года составили и составят интересную страницу для любителей истории города. Городские пейзажи не новость в творчестве художников многих стран, достаточно вспомнить только французских импрессионистов, но цикл картин строящегося храма, интересная находка художника Кошелевой.
В общении с Кошелевой на улице возникали темы разговора не только о её произведениях, но и философского плана. На грани веков двадцатого и нарождающегося двадцать первого, в условиях, когда старшее поколение потеряло устоявшиеся идеологические ориентиры и экономической разрухи люди искали объяснений для себя истоки случившейся с ними жизненной трагедии. Особенно ярко проявился среди интеллигенции интерес к всякого рода экзотерическим учениям. На полках книжных магазинов в больших количествах появились книги Елены Блаватской из старых теоретиков-мистиков, и новых Эрнста Мулдашева. Книги быстро раскупались, а значит, кем-то и прочитывались. Кошелева интересовалась этой теософией, на сколько глубоко, я не знаю, но отдельные мысли этих авторов иногда проявлялись в её фразах.

Однажды в нашей тесной прихожей хрущёвской однокомнатной квартиры появились две женщины. Одна постарше, художница Кошелева, другая, какая-то светлая, в больших круглых очках на курносом носе, под которыми в увеличенном виде искрились глаза неопределённого цвета. На макушке головы разместилась копна, закреплённая шпильками, волос, а за ушами и на шее торчали неприбранные пряди. Дамы прошли на кухню пить чай.

На этом всё ранее сказанное могло быстро забыться и кануть в лету дырявой памяти. Но общение с этими дамами начало набирать обороты. Дело дошло до того, что мы попали в один из январских дней 2002 года на день рождения этой светлой дамы. В морозный день в холодном салоне трамвая мы долго добирались в какую-то дальнюю часть, далёкого от центра города Уралмаша. Компания была пёстрая, незнакомая. На столе было больше водки чем закуски. Общение было вяло текущее, пока за столом не появились сыновья юбилярши Светланы Агапитовой. Разговор приобрел какой-то агрессивный характер против матери, какие-то мелкие придирки, замечания, громкие слова. Слава Уралмаша на границе двух столетий сменила свой курс с производственного, так как завод попросту встал, на бандитский. Разборки в этом районе, да и в городе, были громкими и частыми. Поэтому возникшие перепалки за гостевым столом, стали ассоциироваться с чем-то большим и неприятным. Застольная компания раскололась и рассыпалась. Светлана так-то пыталась сохранить лицо, но её авторитета матери в семье явно не хватало.

Дальше события приобрели быстрый неотвратимый характер. Мы оставили квартиру в центре города сыну, сами купили и уехали в новое жильё в районе военного госпиталя. Далее прошёл слух, что Светлана как-то скоропостижно скончалась. Тонкие связи общения оборвались. Но между этими событиями у нас в домашней библиотеке появилась скромная маленькая книга: Агапитова Светлана. Суть – Екатеринбург: «Полиграфист», 2000. – 55 с. ISBN 5-88425-093-2
Количество страниц уже отражает объем книги, но не её содержание. Бумажный зелёный переплет с шести звездным знаком, с разновеликими лучами, с лестницей в круге, уже подсказывает читателю о каких-то загадках, тайнах, заложенных в стихотворном содержание этого издания. Название «Суть» - также задерживает стремление мысли, особенно после известия о кончине автора.

Оригинальный автограф подтверждает факт, что мы были когда-то знакомы с автором: Голдиным М.С., В., В.Н. С пожеланием живородящих всходов. Светлана. 26.11.02 год. От автора.

Но как мы поступаем с подаренными книгами? Правильно. Согнул книгу. Перелистал страницы, и положил на полку, в толпу других книжных авторов.
Так я и поступил с этой книжкой. Но вот что-то потребовалось мне в моей библиотеке. Я долго рылся, искал, перебирал вторые ряды книг на полках, и наткнулся через многие годы на этого автора. Читаю, удивляюсь, где же я был раньше?..

Какая женщина, если она взялась за перо не напишет стихов о любви? Обязательно напишет. Но в современных стихах так много охов, ахов, слёз. В общем ремейк.
Но так выражала свои чувства Светлана Агапитова:

Стояли так – в накидке из тумана
Беззвездною заснеженной порой.
Предстала женщиною без обмана,
Почувствовали её родной.
Как разны, словно волны, были встречи,
То тихи, то как ветер горячи.
От беспредельности укрыться нечем.
И вновь восходят солнце из ночи.

О любви обычно не кричат. Любовь носят в себе, тихо, сокровенно, с надеждой, иногда с разочарованием.

К каждой вехе поставив даты,
О, маэстро, не будьте скуп.
Вам же нравилась я когда-то.
Так коснуться хотелось губ
Ваших. Розовым покрывалом
Утопала в цветах земли.
А душа - она пела, смеялась,
Замирая, почти не дыша.
А сегодня нежнейшие губы
Расцелованы, но не мной…
Ах, маэстро, не будьте грубы.
Вы обрыв – и святой покой,
Бесконечно желанный мной.

Чувство любви разнообразны, как сама жизнь, иногда достаточно только коснуться этого чувства, сделать намек, чтобы понять это всечеловеческое ощущение, его значимость, а иногда и не оцененность:

Он, не заметил её, песчинку,
Сокрушал, зачерпнув волной.
Не понятна ему соринка,
А она была золотой.

Здесь грусть человека непонятого в любви. Не всё благополучно было в семье Светланы Агапитовой. Конечно, она переживала это переросшее чувство любви с годами в прозу семейной жизни:

Движением к тебе не будет путь измерен,
Встает преграда в непродуманости дня.
Ты отвернёшься, непорядочности верен
И ожидая благородства от меня.

Светлана родила двух сыновей, но ей хотелось родить дочку. Не получилось. К чему это привело? Читаем:

Блаватская пришла ко мне с ребенком,
И я надеялась, что будет дочка – от тебя,
И затевала беспричинно свадьбу.
В гипюр одетая, до церкви я дошла,
Где, думала, убитым был Георгий,
Боялась умершим его видеть,
Все деньги бросила из кошелька,
И представляла, как поднимется, воскреснув.
Два раза заходила я туда,
В горячей боли ощущений.
Играли сумерки со мною в прятки,
Земная я, легко сломить меня.

Конечно, здесь грусть, разочарование в ожидании, но как это подано? – с намеком, пусть с мотивами философии Блаватской, но разве это не реальная философия жизни, и признание, искреннее «земная я, легко сломить меня».

В поэзии Светланы Агапитовой есть место не только теме любви и семейным отношениям, но она касается и глобальных проблем.

Голубчик, не забудь Россию –
Ту, что принесла в сей мир тебя.
Землю, где таинственно из сини
Возникают отсветы огня,
Духа и бескрайней благодати,
По крови ты сын её и жнец.
Вспомни про неё в чужих объятиях,
Расколдуй её ты наконец.
Выстоять сумеет лишь Россия,
Мир спасти сумеет лишь она.
В колыбель твою – небесной сини
Светит путеводная звезда.

Маленькая книжица стихов – всего 55 страниц. Но когда вчитываешься в творческий мир этой непризнанной и неизвестной поэтессы возникает глубокое убеждение, что читаешь громадную книгу жизни. Читаешь, и кажется, нет конца этой громадной книге. Каждое стихотворение – это философия жизни, философия наблюдения, философия мысли, образность фразы, где присутствует взгляд на макрокосмос через видение Блаватской и микрокосмос личного суждения. Здесь же, в этой книжке есть стихи, где автор высказывает предчувствие своего земного предназначения: «В её дыхание вплетается орешник/ И внучки колыбель качается на ней/Из снега стойко поднимается подснежник/ И ясно светит луч/на склоне наших дней».
Яркое впечатление оставляет в моей памяти поэзия Светланы Агапитовой, дошедшая до нас только в одной единственной книге. Поэтические мысли, положенные автором на бумагу, западают в память ярко и выразительно, как цветные мазки художника на холсте.

На мой взгляд, Светлане Агапитовой удалось изложить в своей книге под названием «СУТЬ» - то главное, что она хотела сказать нам читателям. Ей не удалось пробиться к широкой аудитории, которая бы признала её талант, на то воля космоса. Но она искренне желала, и по праву стремилась к этому признанию, хочется закончить эту небольшую статью её стихотворением:

Я хочу вдохнуть надёжность
В силуэты горизонта.
Утвердить движенье духа,
Ясной точкой в круге быть,
И обвиться тонким стеблем
Невозможных достижений,
За земное воплощение
Озарением заплатив.
                2 марта 2019 г. Екатеринбург.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.