101 Вызов Пожарные Истории 17й

Хорошо, когда нет никаких проблем и заморочек, когда в душе спокойствие и равновесие. Но жизнь человека непредсказуема, порой начинает лупить по всем местам, да так, что не знаешь куда деваться. Бьет, значит любит?!... Каждый по-своему отвечает на удары судьбы: борется или бежит от проблем и топит беду в вине. Но от себя не убежать.

Один мой друг и коллега Серега проработал в пожарно-спасательной службе без малого девятнадцать лет. Видел многое, стал командиром отделения пожарных, но пристрастился к алкоголю. Сначала выпивал просто чтобы расслабиться: ушла жена, отношения со взрослыми сыновьями разладились, с жильем и деньгами стало совсем тяжко. Потом пристрастился, стал пить всё чаще и чаще, начал скатываться. На дежурных сутках не употреблял: коллеги бы не поняли и осудили, да и сам к работе всегда ответственно подходил, но как только за ворота КПП — сразу трехдневный запой. Хотя раньше выпивал крайне редко, только по праздникам. Сергея пару раз кодировала сестра, возила ко всяким бабкам-ведуньям, но не успевало пройти и недели, как он вновь смотрел на дно бутылки. Работать выходил исправно, но часто с перегаром. Чах на глазах. Друзья пытались помочь, вразумить, но ничего не помогало.

Пробухав три дня, Сергей с трудом разлепил глаза. Назойливо пищал будильник. Время вставать на работу, а голова с похмелья просто раскалывалась. Но, собрав волю в кулак, он всё же встал с кровати. Принял душ и перекусил на скорую руку, почувствовал себя сносно и вышел на улицу. Магазины манили пивом,  но не в его это было стиле, похмеляться перед дежурными сутками. Сергей понимал, что может подвести парней, да и пример показывать дурной не хотел, командир отделения всё-таки.

Жил он за городом, до части добираться приходилось целых полтора часа. На машине было бы быстрее, но не хватало ещё и водительских прав лишиться. От дома до автобусной остановки — добрые полкилометра. И вот он шёл не спеша, погруженный в себя. Путь лежал по асфальтовой дорожке вдоль неширокой мелкой речки.

— Помогите! Помогите! Что же делать?!

Женский голос заставил его отвлечься от тяжелых мыслей. Сергей ускорил шаг и через несколько мгновений оказался рядом с женщиной, которая звала на помощь. Он проследил за её взглядом и увидел, что её так взволновало.

В воде тонула собачонка. Испуганная, она никак не могла вылезти на бетонный берег речушки. Течение было несильным, но собаку постепенно уносило всё дальше и дальше. Поджав уши, она едва держалась на плаву, то и дело погружаясь в воду с головой. Силы явно покидали несчастное животное. В умных глазах стоял страх.

Сергей, недолго думая, кинул сумку на землю и прямо в одежде ринулся в воду. Был конец осени, на улице — грязь, слякоть. Вода обожгла холодом, но не остановила пожарного. Он схватил собаку за холку и принялся волочь его к месту, где на крутом берегу были впадины. Не без труда ухватившись за одну из них, Сергей выбрался сначала сам, а после вытянул и собаку. Он тащил собаку за загривок, та совсем замёрзла и не сопротивлялась. Собака оказалась не большой и не маленькой, рыжеватого цвета, весила примерного килограммов двадцать - двадцать пять.

Когда голова и передние лапы животного были уже на земле, и оставался буквально последний рывок, пёс взвизгнул, то ли от испуга, то ли от боли, то ли от крепкой хватки пожарного. Собака вывернулась и со всей силы укусила пожарного за кисть, да так, что немедленно хлынула кровь. Пожарный, матюгнувшись, разжал захват и отпустил пса. Собака выбралась и, поджав хвост, бросилась наутёк, а промокший до нитки пожарный уселся на землю и зажал кровоточащую рану на руке. Женщина запричитала ещё больше. Собака оказалась не её, а просто бродячая.

Скорую помощь Сергей дожидался уже дома. Пока ждал врачей, пожарный обработал и перевязал рану, а потом позвонил в часть и объяснил командиру ситуацию. Начальник пожарной части, хотя и знал его без малого семнадцать лет, скептически отнесся к рассказу и потребовал справку от врача. Представьте сами: звонит подчиненный, который последнее время злоупотребляет спиртным, и говорит: «Сегодня не выйду на сутки: пока шёл на работу, увидел тонущую собаку, полез спасать, а потом она меня укусила». Вот вы бы поверили?

Скорая приехала быстро. Врачи обработали рану и доставили в местную больницу, где назначили уколы от бешенства: целых девять штук в пятую точку. Раньше кололи сорок и вокруг живота, но сейчас количество инъекций сократилось.


Бешенство передается через укус или при попадании слюны на слизистую: глаза, рот, открытые раны. Им может заразиться любое животное, если его содержали вне дома или вольера. Собаки чаще других животных передают вирус бешенства человеку. Но и, обычно держащиеся подальше от людей, дикие животные, если вдруг неожиданно и  открыто появляются в населённых пунктах, скорее всего - заражены и ищут, кого бы укусить. Крыса, ёж, лисица, волк, енот, хорёк, рысь, летучая мышь, любая хищная птица, если заражена, может напасть на другое животное или человека.

Когда вирус попадает в организм, он проникает в нервную систему и поражает мозг, но до этого может прожить в организме человека несколько лет и не давать о себе знать. Первые симптомы — боли в месте зажившего укуса и температура. А ещё — сильная возбудимость, необоснованная злость, судороги и водобоязнь, но только у человека, животные этому симптому не подвержены. Заражённый не может пить, даже если вода попадает просто на кожу, он кричит и бьется в истерике: всё водное вызывает страх и полную непереносимость. Если появляются первые симптомы, спасти человека уже невозможно: жить ему осталось не больше двух недель. Заканчивается всё параличом дыхательных мышц и смертью.

Бешенство не лечится, но заболевание можно предотвратить, поэтому потенциально зараженному немедленно начинают колоть вакцину. Скорее всего, её не окажется в обычном фельдшерском медпункте. Нужен травмпункт. Если путь до него неблизкий, нужно немедленно промыть укус водой, желательно — с хозяйственным мылом, а потом протереть 70%-ным раствором спирта. Подойдёт и обычная водка, и самогон. Неважно какая у вас прописка: вакцинацию проведут по месту вашего пребывания на данный момент, даже заграницей. Первый укол необходимо сделать, как можно раньше после укуса. Самые опасные укусы — в лицо (обычно так кусает заражённый волк): тогда путь вируса до центральной нервной системы минимален. Чем дальше укус от головы, тем у пострадавшего больше времени вакцинироваться. Вакцина действует безотказно. Умирают лишь те, кто по какой-либо причине пренебрегли этим. Но есть один важный момент: спирт расщепляет вещества вакцины от вируса бешенства и их эффективность сходит на нет. Поэтому Сергею запретили пить: хочешь жить — никакого пива, никакой тебе водочки.

Сергей не брал ни капли в рот полгода. А потом и вовсе завязал. Снова женился, недавно у него родилась дочь. Выпивали с ним пару раз, но теперь он знал, когда пора остановиться, чему могут позавидовать многие, даже из тех, кто никогда не жестил, как когда-то он. Так что спасенная собака, хоть и убежала, сыграла судьбоносную роль в его жизни и, можно сказать, «закодировала».

© Кирилл Павлухин


Рецензии