Никогда не смейтесь над покупателем

Наступивший день не предвещал ничего необычного. Всё как у любого приморского города, лежащего на 43-м градусе северной широты, в начале июня. До обеда морось, а после обеда дождь. Или наоборот. До обеда дождь, а потом морось. Раз в неделю выглядывает солнце. И тогда наступает маленький праздник. В конце советской эпохи работал я продавцом отдела обуви  в небольшом магазине Первореченского района Владивостока. Это сейчас модно говорить – менеджер, а в мое время называлось просто - продавец.

На улице было слякотно и сыро. Полдня без перерыва шел дождь, иногда переходящий в крупную морось. Мы изредка смотрели в окна, строя разные догадки по поводу возвращения домой. Настроение, сами понимаете, близкое к нулю. И здесь вваливается в наш магазин немного странная пара. Женщина непонятного возраста - ей можно было дать как 45, так и 55; а с ней парень лет примерно 23-х - 25-ти, почти на голову выше меня. Всё с них стекало на пол. Зонт был не в силах выполнить поставленную перед ним задачу защитить их от дождя. Не соизволив вытереть подошву обуви о коврик на входе в магазин, они направились прямиком к нашему отделу, оставляя за собой грязные следы. Уборщица Даша только руками развела. Все мысленно ей посочувствовали. Моя напарница Катя что-то перекладывала в подсобке, и за прилавком находился один я. Ну, так карта легла. В нашем отделе в связи с дождливой погодой присутствовал большой ассортимент резиновой обуви. Здесь были калоши на любой размер, боты и, конечно, сапоги. Женщина с парнем стали рассматривать и крутить в руках все предметы, которые могли бы защитить от воды. То переворачивая их подошвой вверх, то сгибая колесом. Заметив меня, стоящего за прилавком, бодрым шагом направились в мою сторону и стали спрашивать, все ли размеры у нас есть, не будет ли резина лопаться. С улыбкой на лице я старался отвечать вежливо и кратко. Объяснял достоинства-недостатки той или другой обуви. И вот пришла минута, когда вопросы у них иссякли. Наступил небольшой перерыв в беседе. Но здесь женщина собралась и выдала: - А можно резиновые сапоги носить ребенку целый день, и не будут ли у него болеть ножки?
Тогда я скромно поинтересовался, сколько этому малышу лет. И здесь от её ответа меня чуть не вынесло на улицу под проливной дождь.
- Да вот же он стоит рядом со мной.
Секунды две мозг переваривал услышанное, а когда сообразил, то отказывался верить. Некоторое время я сдерживался, но потом не выдержал. От смеха меня согнуло пополам. Вы только представьте, что ребенок, для которого так долго выбирали обувь, молча стоит рядом со мной! Взрослая дылда не может выбрать себе резиновые сапоги?

На крик, который подняла покупательница, выбежала наша заведующая. Другие продавщицы, еле сдерживаясь от смеха, объяснили суть дела. Мамаша потребовала книгу жалоб и накатала там петицию о хамском недостойном поведении советского продавца при общении с покупателями.
В конечном итоге мне объявили выговор и лишили квартальной премии. Да Бог им судья. Из всей этой истории сделал для себя один вывод – что клиент хочет, то он и увидит, а что сочтет нужным услышать, то и услышит. И никакого смеха. Вот и все.


Рецензии