Древнейший из Богов

Что есть Бог? Откуда вообще у человека возникло представление о Боге? Считается, что от бессилья человека перед силами природы. Но животные – не менее бессильны, а подобных соображений у них не возникает. Или вера в Бога – неизбежное следствие интеллекта? Но уж больно странно человек представляет Бога: нематериален, вездесущ, живёт на небе, вечен (а если умирает, то лишь на время), нуждается в пище (жертвоприношениях), непознаваем, щедр (по крайней мере, к тем, кто умеет правильно просить) и в то же время неотвратимо жесток. И представления эти тянуться из древности. Ничего себе, фантазия была у наших предков! Нам такого и не снилось.
Или у Бога всё-таки был прототип? Попробуем разобраться с самого начала.
Итак, сотворил Бог человека… Ну, нет, конечно. В такие заоблачные дебри человеческая вера ещё не забиралась. Зачем? Все и так знают, кто откуда происходит. Особь становится взрослой, производит на свет потомство, те, в свою очередь, тоже приносили потомство и т.д. С чего всё началось? Да какая разница? Проблемы выживания и пропитания важнее. Мифы о сотворении человека Богом появились значительно, значительно позже.
До этого Бог существовал бог о бок с человеком много тысячелетий. Человек тщательно заботился о нём, сооружал для него жилище (первые храмы?), кормил его (первые жертвы?), были люди, специально приставленные следить, чтобы Бог ни в чём не нуждался (первые жрецы?). Его можно было увидеть, но потрогать – нельзя. Бог снисходил к людям с небес, давал тепло, защиту, пищу. Но горе тому, кто неумелым обращением вызывает его гнев – Бог этот был беспощаден и скор на расправу. Ещё не догадались, как имя этого Бога? Всё просто: имя ему – Огонь.
Судите сами: все признаки первичного божества налицо. От местожительства (первоначально огонь приходил с молнией) до нематериальности. При этом обладал всеми признаками живого: нуждался в пище, обладал характером, умирал и даже возрождался. Более того, оставлял отходы жизнедеятельности – уголь и пепел. Для активно развивающегося интеллекта человека это было прекрасной возможностью потренироваться в разрешении неразрешимых задач. Результатом умственного труда и попытки познания, видимо, стало умозаключение: огонь – существо живое. Но сверхъестественное. И давал он именно то, что человеку было нужно: тепло, защиту, пищу.
Так человек заключил первый завет с Богом. Бог (т.е. Огонь) дарил тепло, уют, вдохновение, пищу (и для тела, и для ума), давал ощущение избранности (ведь больше никто из существ не использовал огонь). Человек же должен был хранить Огонь (если не хотел остаться без защиты своего Бога), устраивал для него святилище (а как ещё можно назвать очаг?), защищать его и кормить.
Но потом всё изменилось. Человек научился добывать огонь сам. Это был первый религиозный переворот в сознании человека. Нет, огонь ещё долго оставался Богом, но наряду с ним появились другие верования: анимизм (вера в душу и одушевление мира), тотемизм (вера в первопредка, который, как правило, представал в образе животного или растения), фетишизм (вера в священные предметы). Но Огонь – это совершенно особый случай.
Пережитком древней веры можно назвать и то, что подавляющая часть древних религий своим основным богом выбрали то, что так или иначе относящееся к небесному огню: солнце, молнию или, на худой конец, луну. О чём говорить – в церкви перед иконами до сих пор теплится лампадка, горят свечи, тела умерших предают очищающему огню. Ещё в XIX веке печь, очаг почитались не меньше, чем Красный угол. Даже само слово «свят» почти тождественно слову «свет», а свет – это в первую очередь огонь. Так что по части почтительности он по-прежнему на одном из самых высоких мест.
Но вот вопрос: говорит ли это о том, что материалисты правы и Бога как такового не существует? Не факт. Современная наука пока не может ответить на этот вопрос. Огонь первый поведал человеку о материальности нематериального. Так сказать, был первой ласточкой. Как знать, сколько ещё «открытий чудных» ждёт нас в будущем на этом пути.


Рецензии