Встреча Татьяны и Онегина в саду

                Теперь мы в сад перелетим,
                Где встретилась Татьяна с ним.
                А.С.Пушкин. "Евгений Онегин"




  Прошлым летом я наконец-то побывала в Санкт-Петербурге и сходила на оперу "Евгений Онегин", поставленную в Мариинском театре.

 Думаю, что с профессиональной точки зрения все певцы справились со своими музыкальными партиями отлично, но над некоторыми моментами их поведения на сцене, несколько нарушившими замысел поэта, мне бы хотелось порассуждать. Речь пойдёт о сцене в саду Лариных, куда Онегин  явился к Татьяне после получения от неё любовного письма.
 
  В тексте Пушкина нет ни слова о том, что герой вернул Татьяне её письмо. А что же мы видим в оперном спектакле: молодой человек произносит свою отповедь при потупленной ошеломлённой девушке и протягивает ей листок, то есть возвращает письмо. На наших глазах Татьяна немедленно разрывает свою исповедь-признание, с таким вдохновением, страданием, "умом и простотой" написанную ею бессонной ночью, при луне, и бросает себе под ноги.

  Могло ли подобное произойти в те времена в дворянском обществе, имевшем определённые правила и кодекс чести, что касалось частной переписки. Во-первых, Татьяна не просила письмо вернуть, не просила его сжечь ( у Пушкина есть стихотворение "Сожжённое письмо", 1825, вот его начальные строки:

"Прощай, письмо любви! прощай: она велела...
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви...")


  Помните, как она завершает своё признание:

"... Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю..."

  Девушка уверена, что появившийся в их поместье предмет её неожиданной страсти не поступит с полученным от неё письмом плохо. А какие могли быть плохие поступки? Герой мог хвастать такими доказательствами любви в свете, показывать недостойным товарищам, кичась своими победами, и, конечно, пороча при этом наивную, неосторожно влюбившуюся провинциалку. Хотя Онегин-то не таков, вот его наставления при встрече в саду:

" Не каждый Вас, как я, поймёт,
К беде неопытность ведёт."

  Забегая вперёд, надо отметить, что Онегин всё-таки показал письмо и не просто показал его своему другу-автору, но и оставил ему, видимо, на хранение, пока, неведомо где, путешествовал два года после трагической истории с Ленским.

  Вот признание автора:

"Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу."

  Кроме того, напомню, что это его же перевод с французского ( на котором оно написано героиней ) на русский язык.

  В дальнейшем, когда Онегин окажется после своих странствий опять в Петербурге, в салоне знатной богатой княгини, каковой теперь является замужняя Татьяна, он будет потрясён произошедшей в ней переменой:
 
"Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит..." - он хранит от неё письмо...

  Несомненно, что за всю свою жизнь, получая достаточно в свете любовных писем, герой, на фоне приобретённого опыта "науки страсти нежной", не мог не оценить глубину и красоту, чистоту и, конечно же, моральное превосходство неопытной девушки над  его не совсем чистым опытом, к тому же её, пусть домашнее, образование, незаурядную способность к эпистолярному жанру.

  Ну, а теперь о поступке Татьяны на Мариинской сцене. Просто невозможно, прочитав внимательно роман, даже помыслить о произведённом жесте: разорвать ТАКОЕ письмо на мелкие кусочки и бросить его себе или герою под ноги. Это нечто современное в поведении певицы. Но, конечно же, не её вина.
 
  Татьяна любит и будет любить Онегина всю жизнь. Её душа так глубоко чувствует его душу, что растоптать своё святое чувство, посмеяться над ним, оставить его растерзанные клочки у скамейки в саду - это уже будет, согласимся, не та цельная Татьяна, ставшая, по признанию поэта, его Музой:

"Вдруг изменилось всё кругом:
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

И ныне Музу я впервые
На светский раут привожу;
На прелести ее степные
С ревнивой робостью гляжу..."

   Понуждая героя вернуть письмо, современная версия заставляет зрителя думать, что либо это дополнительный жест отказа, уже выраженный словами, либо дворянин хочет показать, что он не скомпрометирует девушку. А где же тогда его ощущения?..

"Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он..."

   
  Ради такого "безгрешного сна", ради таких воспоминаний, пИсьма ( а это, повторю, письмо особенное ) не возвращают. Этот поступок очень обеднил бы образ самого героя - всё-таки автор любит своего друга за многие нравственные качества, отличающие его от типичных молодых людей высшего света. 

02.03.2019
Иллюстрация к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" Е.П.Самокиш-Судковской

 Из Интернета:

 "Опера «Евгений Онегин» на Второй сцене Мариинского театра - новая редакция пушкинского шедевра. Новый «Евгений Онегин» режиссера Алексея Степанюка всерьез удивил петербургскую публику, впервые представ на сцене в феврале 2014 года."


Рецензии
Точный сценарий середины 60-х прошлого века...
Тогда создавалась Таганка Любимова. В Европе и СССР народ перестал ходить на классику. Веяния появились... авангард.
Изменение сцен знаменитых авторов неизбежно, меняли, вставляли, протестовали...
Запретили всем.
Фурцева разрешила Таганке под контролем.
Раньше её... Андропов, тогда был по идеологии. Золотухин на входе на штык входные билеты накалывал, мол, ленинский смольный.
В 20-ом году Мишка Шолохов, начал своё в Каргинском народном театре с драматургии, с пьес Чехова, Островского переделывал сцены под казачью действительность, казаки помирали со смеху.

Может юмора захотели или революциии...
Или реакции народа?
Мода..., вызвать скандал, значит, привлечь внимание.



Владимир Конюков   08.03.2019 22:26     Заявить о нарушении
Размышления Ваши верные. Вижу, Вы хорошо знаете, о чём пишете.
Однако, думаю, мало кто обратил внимание из зрителей на возвращённое письмо в спектакле. Или решил, что оно и у Пушкина также... Надо же хорошо текст знать, а знать досконально "Онегина" трудно даже тем, кто по многу раз его перечитывал...

Кира Костецкая   09.03.2019 08:49   Заявить о нарушении