Дочь и защитник Льва Толстого Александра
АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВНА ТОЛСТАЯ
КАК СВИДЕТЕЛЬ ЗАЩИТЫ
НА «СУДЕ» НАД Л. Н. ТОЛСТЫМ
(Критика церковно-богословского подхода Георгия Ореханова)
[ ОТРЫВОК ИЗ НЕНАПИСАННОЙ КНИГИ]
ПРИМЕЧАНИЕ. Это очередной из серии аналитико-рецензионных очерков по содержанию книги прот. Г. Л. Ореханова «Лев Толстой. Пророк без чести» (2016). Препятствием для завершения всего исследования и соединения очерков в один текст является недоступность для нас ряда научных публикаций и в особенности источниковых материалов, на основании которых Георгий Леонидович Ореханов строит свои аргументации, а также ОТСУТСТВИЕ у нас специально-богословского образования, которое могло бы уровнять «весовые категории» автора и рецензента.
Самое вкусное, что я могу выжать из этого кислого лимона обстоятельств -- обратить мои многолетние нотицы в записных книжках и на полях орехановских публикаций последнего десятилетия -- не в краткий текст рецензии, а в более пространный, в своеобразном стиле АНАЛИТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ.
Я, как тигра, без суеты иду точно "по следам" московского толстоведа в рясе -- по возможности обращаясь к тем же источникам и публикациям, с которыми работал он. Задача очевидна: УБЕДИТЕЛЬНО ПОКАЗАТЬ ЧИТАТЕЛЮ НЕПОЛНОТУ ИЛИ СУБЪЕКТИВНОСТЬ, ОШИБКИ, ПОДТАСОВКИ, допущенные Г. Л. Орехановым при работе с хорошо известными в толстоведческом мире источниками. Кому это интересно -- читайте. На массового читателя не рассчитано. На церковно - верующего, с легко расстраивающимися чувствами -- тоже, О ЧЁМ И ПРЕДУПРЕЖДАЮ. Никаких ко мне потом претензий -- ни чрез ФСБ, ни методом рецензий!
Предыдущие отрывки читайте здесь:
http://www.proza.ru/2019/03/02/1418
http://www.proza.ru/2019/03/02/1471
http://www.proza.ru/2019/03/02/1501
ПРИЯТНОГО ЧТЕНИЯ единомышленникам в поиске Истины,
РАДОСТНЫХ ОТКРЫТИЙ.
Роман Алтухов.
Ясная Поляна, 2 марта 2019 г.
_________________
P. S. Книгу Ореханова 2016 г. я называю "розовообложечной" за цвет её внутреннего (под суперобложкой)картонного переплёта. Мне подсказали в Ясной, в нашей Библиотеке, что не весь тираж книги с таким оформлением. Мне досталась -- такая, "весёленькая"... и тоже, пожалуй, символичная по цвету, так как главная тема несостоявшейся (пока) книги -- это Константин Леонтьев в его презентовании читателям Г. Орехановым и, соответственно, восходящая к Леонтьеву концепция РОЗОВОГО ХРИСТИАНСТВА Толстого и Достоевского.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~`
СВИДЕТЕЛИ ЗАЩИТЫ НА «СУДЕ» Г. ОРЕХАНОВА
4. ДОЧЬ АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВНА
- завершает орехановский паноптикум уро… свидетелей защиты на воображённом им уродском «суде» над Л.Н. Толстым и В.Г. Чертковым. И вот тут-то… ваш покорный слуга пасует, о, читатель! Подробного, как выше по жене, тётке и сестре Толстого, аналитического разбора построений Г.Л. Ореханова о младшей дочери Льва Николаевича НЕ БУДЕТ по двум причинам:
1. Значительную часть фактов и базирующихся на них выводов автор «Пророка без чести» представляет читателю на основе огромной проделанной им(?) исследовательской работы в АРХИВАХ, допуск в которые, вопреки Конституции РФ, фактически предполагает наличие хороших денег, хороших знакомств в Питере и Москве и официального статуса в пресловутом «научном мире». Два последних затруднения – преодолимы для нас, первое – увы! нет. «Бюджет» нашей работы, публикуемой по личной нашей же инициативе в сети Интернет (в сопряжении с нашими доходами) исключает возможность командировок по архивам страны. Не повторив же исследовательского “маршрута”, результатом которого стал очерк об А.Л. Толстой на стр. 416 – 439 розового талмуда Г. Ореханова – мы не можем быть критиками его научных результатов.
и 2, вторая причина. Она заключается в том, что, как и в случаях с Софьей, Александрой Андреевной и Марией Николаевной Толстыми, Александра Львовна НЕ ГОДИТСЯ на роль судебной защитницы, навязанной ей Орехановым. И дело в данном случае не в родственных связях, а… в НАЛИЧИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ в собственных речах и поступках младшей дочери Л.Н. Толстого. Она, действительно, шла в «фарватере», как исполнительница воли… но не столько по-девчачьи симпатичного ей, старшего на 20 лет красавца и «соратника», «друга» Толстого Владимира Черткова (на чём настаивает Г. Ореханов), сколько всё же, и прежде всего – ОТЦА, в свою очередь в значительной степени подчинённого Черткову.
Напомним здесь ещё раз скребущую душу, уже цитированную нами выше запись толстовского Дневника для одного себя от 24 сентября 1910 г. – о том, что жена и «друг» буквально «разрывают его на части» и о желании УЙТИ ОТ ОБОИХ. Хорошая иллюстрация уже высказывавшегося нами в другом месте тезиса: оба этих одержимых страстями человека, Софья Толстая и Чертков, именно потому оказались конкурентами за контроль над материальным и творческим наследством Л.Н. Толстого, что ПЕРЕД НИМ, и перед всяким человеком, следующим ХРИСТИАНСКОМУ ПОНИМАНИЮ ЖИЗНИ, были, так сказать, ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ (единочувственниками?) ПО БЕЗВЕРИЮ. С христианской точки зрения они так и не стали христианами, людьми, свободными от атавистических, животных («витальных») фобий, подталкивающих к прямо запрещённым Евангелием стяжанию и злой борьбе во имя обеспечения «дня завтрашнего». Все они следуют низшему, близкому к животному, ЯЗЫЧЕСКОМУ жизнепониманию, доверяя собственным мошне, мошонке и желудку более, чем Богу, и мирскому устройству насилия, «обороны», торговли и проч. – тоже больше, чем всехнему Отцу человечества:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на Небе… Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне [стяжанию]. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? …Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день САМ будет заботиться о своём: довольно для КАЖДОГО дня своей заботы» (Мф. 19 – 21, 24 – 25, 32 – 34).
Разница между тремя злодеями над исповедником Христовым старцем Львом лишь в том, что интересы потомков Толстого (и тогдашних, и теперешних) были в ДЕНЬГАХ, доходце для семьи не только от Ясной Поляны, но и от сочинений Л.Н. Толстого. А уж на втором месте – в хорошем ИМИДЖЕ в глазах «грядущих поколений», в самооправдании, о котором особенно пеклась Софья Андреевна, ради которого затеяла она сочинение мемуаров «Моя жизнь». Что же касается В.Г. Черткова, десятки лет бывшего и без того «обеспеченным», проще говоря – богатым человеком, наследником родового состояния и земель, им преимущественно двигало ТЩЕСЛАВИЕ, то есть обеспечение в глазах современников им грядущих поколений именно своего имиджа ЕДИНСТВЕННОГО ДУХОВНОГО НАСЛЕДНИКА «ЛЬВА УЧИТЕЛЯ». Обманывал многие годы, манипулировал им он – ради этого. Оказавшись в 1897 г. в ссылке в Англии стакнулся с тамошними политическими международными преступниками, радикалами «социализма» -- ради этого. Организовал нелегальное издание сочинений Толстого, ВЫРВАВ в 1898 году законно полученное ранее право на первые публикации у переводчика, издателя и единомышленника Толстого Джона Кенворти, ограбив основанные им общины, растоптав личную жизнь и судьбу этого человека – ради этого! Добился подписания в 1910 г. Л.Н. Толстым рокового «тайного» завещания в пользу фактической сообщницы своей Александры – ради этого! Стакнулся после 1917 г. с большевиками и, пользуясь их поддержкой, вырывал у обманутой им Александры ЕДИНОЛИЧНОЕ право на распоряжение сочинениями Толстого, на руководство изданием академического Полного собрания его сочинений – ради этого! Негодяй десятки лет почти везде добивался своего, удерживая в психологическом подчинений разум и волю идеализировавшего его с самого 1883 года, года знакомства, Льва Николаевича Толстого. Дочь же – находилась под влиянием обоих, отца и его рокового «друга», что объясняет мотивы её поступков, но не отменяет признанной ею самой позднее собственной вины. Нет, не годится и она – и в большей степени, чем остальные – в «свидетели защиты» орехановского судилища…
И ещё нужно сказать одну вещь об Александре: против ликований Г. Ореханова о её «отходе» от христианского исповедания отца, о её «православности» начиная с 1920-х гг.
Всё в судьбе этой женщины, в её РЕЛИГИОЗНОМ ПУТИ ЖИЗНИ, намного сложнее, драматичней и красочней, чем подаёт Г. Ореханов.
Условия преследования судами и тюрьмой, угрозой лагерей в большевистской России, вынужденной эмиграции, при которой для человека психологически БЕСЦЕННЫ хорошие отношения с роднёй и всей «диаспорой» его народа в чужедальних странах – действительно, сделали А.Л. Толстую исповедницей церковной православной веры. Но – вряд ли в бОльшей степени была она православной, нежели её мать, сознававшаяся в своём дневнике и личных письмах в том, что «верит», исповедует православие ПО ПРИВЫЧКЕ, по воспитанию детства.
В дневниковой записи от 4 февраля 1899 г. Софья Андреевна ворчит на долгие прения мужа с явившимися в гости сектантами-молоканами, и вдруг выдаёт такое вот «откровение»:
«Не понимаю религиозных разговоров; они нарушают моё высокое, не выразимое никакими словами отношение к Богу. Как нет определённого понятия о вечности, о беспредельности, о будущей жизни,— этого не расскажешь никакими словами, так нет и слов для выражения моего отношения, моих чувств к отвлечённому, неопределимому, беспредельному божеству и вечной моей жизни в Боге. А церковь, а обряды, образа — всё это мне не мешает; это то, среди чего я с детства привычна вращаться, когда душа моя настроена к Богу, и мне бывает хорошо и в церкви, и во время говенья, и я люблю маленький образок Иверской Божьей матери, который всегда висит над моей кроватью и которым тётенька Татьяна Александровна благословила Льва Николаевича, когда он ехал на войну» (ДСАТ - 1. С. 447 - 448).
Высока вероятность того, что этим «не мешает» можно характеризовать и отношения А.Л. Толстой в годы эмиграции с православием и православными – с той значительной поправкой, что младшая дочь Толстого не переживала в себе, как мнимоверующие С.А. Толстая, А.А. Толстая или, скажем, тот же К.Н. Леонтьев, последствий обрядоверческой дрессуры воспитавшей их с детства и давящей навязчивой религиозной пропагандой социокультурной среды имперской России.
В сборнике 2001 г. «Неизвестная Александра Толстая» изложен диалог Александры Львовны с американским журналистом-эмигрантом А. Седых, пытавшемся, со свойственным православному фарисейству лукавством, уловить дочь Толстого каверзным вопросом:
«Ваш отец был отлучён от Церкви. А вы, любимая его дочь, построили на Толстовской ферме <на территории основанного А.Л. Толстой центра помощи русским эмигрантам. – Р. А.> церковь, в которой даже не можете отслужить панихиду по Льву Николаевичу.
Александра Львовна помолчала и тихо сказала: Церковь я построила на ферме для себя и для тех русских, кто в ней нуждается» (Неизвестная Александра Толстая. М., 2001. С. 158).
«Для себя и для ТЕХ русских…» Не для ДРУГИХ, но – для ТЕХ. Быть может, не случайно А.Л. Толстая не включает себя в число русских эмигрантов, которым ВЕРОИСПОВЕДНО потребна Православная Церковь? Выше в данной главе мы коснулись судеб Софьи Андреевны и Александры Андреевны Толстых, чьи судьбы научают разграничивать такую потребность в церкви – от потребности интимно-личной, психо-эмоциональной, а тем более – от вероисповедания показного, «по статусу».
ЧтО скрывается за этим уклончивым ответом младшей дочери Толстого? Вероятнейший его смысл тот, что СОКРОВЕННО от церковно-суеверной и, в массе своей, не симпатизировавшей Л.Н. Толстому-христианину толпы русских эмигрантов Александра Львовна оставалась не только достойной дочерью, но и УЧЕНИЦЕЙ, ДУХОВНОЙ НАСЛЕДНИЦЕЙ именно своего отца. И, как некогда матери её «не мешало» православие – так «не мешало» оно и ей выживать в условиях необходимости поддержания диалога с православными в массе своей эмигрантами.
Окажись на её месте сам Л.Н. Толстой – разве не этими же путями разумного КОНСЕНСУСА С СУДЬБОЙ он бы пошёл?
___________________________________
Свидетельство о публикации №219030201542