Четыре таджика
"Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми." (К Римлянам 12:18)
****
Мир вам, миротворцы!
Вспомнил разговор с одним школьником 10-го класса моего выпуска, но не из моей школы, незадолго до поступления в институт...
Замечу здесь, что это было в Узбекистане. Однако наш посёлок городского типа, Красногорск, Ташкентской области, был тогда европейским посёлком. У меня в школе не было даже ни одного урока узбекского языка.
Каждый год родители покупали учебник узбекского языка, но не было преподавателя... А жаль, в Берлине проживает много выходцев из Турции и знания узбекского языка могли бы мне пригодиться.
Вернусь к разговору с школьником... Он не знал ещё куда поедет поступать. А я решил поступать в Ташкентский политехнический институт (ТашПИ). Так вот, этот школьник считал, что узбеков в Ташкенте много и что они агрессивны. Он боялся, хотя и был очень крепким и порой дрался, с успехом.
Так вот он сказал мне, что будет бить их по одному (один на один)..., если станет студентом в Ташкенте.
Для меня это звучало несколько диковато. Драться я никогда не любил, хотя и был хорошим спортсменом. Я не разделял людей по национальному признаку, все люди были для меня одинаковыми. Не было у меня и страха стать студентом в Ташкенте.
Этот школьник поступил в Ленинграде, а я в Ташкенте...
Жил я один год с четырьмя таджиками из Душанбе в одной комнате, в студенческом общежитии мехфака Nr.:11 ТашПИ, в ВУЗ-городке, в Ташкенте. Был я тогда ещё совсем "зелёным" студентом первого курса, было мне 17 лет.
А ребята были уже "старики", учились на пятом курсе. Благословенное было время, не было тогда никакой национальной вражды. Мы крепко сдружились и я многому научился у них. По ним у меня сложилось представление о таджиках...
Один играл на таджикском струнном инструменте. Мелодии и песни были радостные, задорные, жизнеутверждающие. Узбекская музыка для меня была более меланхоличной, заунывной.
Другой был мастером по плову. Этот титул он приобрёл в Таджикистане. Такой вкусный плов, который он готовил в алюминиевой кастрюле на газе, я никогда больше не ел...
Третий был очень хорошо сложен и был ведущим студентом на курсе. К нему постоянно приходили за помощью. Он не отказывал никому и всегда улыбался. Он знал таджикскую борьбу и часто начинал со мной в шутку бороться.
Я был тогда худой и длинный, особых мускулов у меня не было. Но был я спортивным, жилистым и ловким. И как-то удалось мне его приподнять, перевернуть в воздухе и крепко бросить на мою кровать.
Он был сильнее меня и это было настолько неожиданно для всех, что он долго спрашивал меня, как это произошло и всё смеялся при этом. Крепко посмеялись и другие ребята. В таком положении они его ещё не видели. Они с ним не боролись, он был значительно сильнее их...
Четвёртый был старше всех, с большим жизненным опытом. Он вырос без родителей, у родственников. К нему относились все с уважением...
Иногда я приходил поздно, после тренировок по волейболу. И, если был у них праздник и они сидели за столом, всё равно, сколько бы ни было гостей, они все вставали и предлагали мне самое лучшее место.
Я был единственным из европейцев, то есть гость среди азиатов и так они показывали своё гостеприимство. Только один был ещё более уважаемый, он был свой, но на костылях. Пел он очень хорошо, за душу брало...
До сих пор, если ко мне на работе кто-нибудь заходит, я встаю навстречу ему, чтобы поздороваться. И, если меня спрашивают, зачем я встаю, что я это не должен мол делать, я отвечаю, что не могу иначе, я из Ташкента...
P.S.: Расскажу одну потешную историю того времени. Мы все впятером сидели по кроватям и интенсивно готовились к экзаменам, каждый по своему предмету. Кто-то вскипятил воду для чая и кипятильник, забыв отключить от сети, повесил на деревянную ручку деревянной тумбочки. И уткнулся опять в свой конспект.
Заметили мы этот недосмотр лишь когда уже пол тумбочки сгорело, а горела она ярким высоким пламенем. Велико было наше удивление. Вот так мы умели отвлекаться в пользу занятий. Поэтому и учились хорошо!
Свидетельство о публикации №219030201577