Соколовы

                Виктора,  своего двоюродного брата, я представлял совсем другим. И вот, встретившись, он вначале показался каким-то незнакомым, вроде не из нашего рода. Но когда первое впечатление прошло, я, пристальнее всмотревшись, разглядел в нём черты моего дяди, и его отца, Николая Сергеевича. Светловолосый, среднего роста, с несколько удлинённым лицом, с зеленоватыми глазами- почти полная копия его отца.
               
 Организовала эту встречу моя племянница Людмила, уговорив Виктора проведать своих родственников в далёкой полеской деревеньке Термаховка. Для него это было неблизкое путешествие: где Печоры, а где Киев ( и ещё 100 км на север). Когда был жив Николай Сергеевич, мы, постоянно переписывались с его семьёй, узнали о рождении сына Виктора, назвавшего в мою честь.
               
Расположились   под   раскидистым молодым орехом. Вспомнили   всех родственников, его отца. Я взял баян, зазвучал «Школьный вальс» И. Дунаевского. Виктор всплакнул, не стесняясь слёз, загрустил.
               
Последний раз мы виделись   с   дядей   Колей летом 1950 года. Тем летом приехал из далёкого севера к нам в Красиловку, погостить, пообщаться с родной сестрой Ксенией, со всей нашей семьёй. Любители музыки (отец и дядя),  отец на баяне, а Николай на мандолине, самозабвенно исполняли народные мелодии: «Коробейники», «Светит месяц», «Пряха», «Отрада», « Не брани меня, родная, « Мы на лодочке катались»…
               
Дядя Коля запомнился мне в клетчатой рубахе, русоволосым, прихрамывающим на одну ногу. Через семь лет его не стало…
               
 Война ворвалась в жизнь людей неожиданной, непредвиденной бедой. Искалечила судьбы их, миллионы погубила…
               
-Немцы, как рассказывала Ксения Сергеевна, появились в Подгорном летом 1942 года. Моя мать, Евдокия Ивановна , вымазала мне лицо сажей, облачила в какое-то тряпьё, дабы придать  вид старухи, и спрятала  на чердаке. К счастью, немцы не задержались в селе, помчали дальше, к  Дону, к Волге. На смену   им   пришли   итальянцы.

 Тыловые части вовсе  не имели грозного воинственного  вида. Этакой приветливый, музыкальный народ. Не расставались с пением (конечно, не в присутствии начальства). Даже когда шли по нужде в туалет, - оттуда раздавался тенор какого-нибудь неаполитанца : «Пой мне, хочу услышать голос твой я в час разлуки»… или « Как ярко светит после бури солнце!... Я знаю солнце ещё светлей, и это солнце- свет твоих очей! Одна, о дорогая, одна ты солнышко моё!
               
 -Вечерами играли на мандолинах с братом Колей ( по  инвалидности,  Николай не подлежал мобилизации и всю  оккупацию пробыл в Подгорном. Два других моих брата , Тихон и Иван , воевали где-то на фронтах. К несчастью, оба были пленены врагом. А это, по сталинскому закону считалось предательством, изменой Родины. И не  избегли , по возвращению, сурового наказания.

 Обоих загнали в Воркуту, где гибли в холодных бараках зимой с трескучими морозами. Отбыв срок, вернулись домой. С подорванным здоровьем, больными. Недолго прожили после этого, оставив семьи, детей.( помню дядю  Ивана, приезжавшего к сестре, Ксении ( моей матери) как -будто бы  попрощаться, чуя близкий конец). А Коля, не найдя для себя подходящего занятия в Ольховатке, махнул на север, в Печоры Псковской области, где  некогда в Михайловском пребывал в ссылке Александр Сергеевич Пушкин.

Кто посоветовал брату  ехать в те суровые края, - не знаю. Но там он  устроился директором дома культуры, женился( жена- Антонина), родился сын Виктор. 
               
 -Виктор по совершеннолетию, тоже обзавёлся семьей.  Двое  детей : дочь ……..и сын Михаил, проживающий нынче в  Эстонии, в Тарту, названный в честь моего супруга Михаила  Ивановича, - закончила своё затянувшееся повествование моя мама, Ксения Сергеевна.

….. А дальше начались наши мытарства. Переезд в Киев. Из  Киева попали в старообрядческую деревню Красиловка, где  прожили 25 лет. Здесь Ксения Сергеевна учительствовала в школе с 1949 по 1973 год. И снова – новый переезд.

Теперь- в Новошепеличи Чернобыльского района ( там работали в школе мои сёстры Надя и Лида). И – последний, четвёртый в Таращу после аварии на Чернобыльской АЭС. Там, в Тараще, на кладбище  нашла свой последний приют  моя мама, Ксения Сергеевна Соколова в 1989 году. Вот и всё- о Соколовых….


Рецензии