Были среди колдунов и кудесники

Не открою тайны, если скажу, что в нашем «болотистом, низменном крае» разного рода колдунов и знахарей – хоть отбавляй. Сегодня они себя особенно не афишируют, до них не каждому дано достучаться, а вот о прежних кудесниках, то есть колдунах, делавших людям добро, складываются легенды.

Медики отправили умирать

В Нерехтском районе и Волгореченске на слуху история про колдуна из бывшего села Бартенево. Кто проезжал по трассе Кострома-Иваново, наверное, обращали внимание на полуразрушенный из-за смерча в 1984 году храм на горушке недалеко от города энергетиков. Там прежде располагалось довольно крупное село. Старые люди точно не знают, какая фамилия была у местного чудесника - то ли Чесноков, то ли Мясников.Одно помнят - Ефим.

Жительница Волгореченска О. Г. рассказала:«Это было больше 70 лет назад. Бабушка моя, ее звали София, в девичестве – Черкасова, проживала в деревне Отрада, что на берегу Волги. Племянница ее, Тамара, - из деревни Высоково, что за Светочевой Горой, ближе к Плесу, однажды тяжко заболела. У нее оказалось двустороннее затемнение легких. А было ей всего четыре годика. Медики Ивановского института развели руками и выписали ее домой с неутешительным диагнозом. Так сказать, отправили умирать домой.  Посчитали, что девочке ничем помочь нельзя».

Софии в то время, где-то в 1946-1947 годах, исполнилось 18 лет. Тамара, хотя и маленькая, все понимала, чувствовала, что жить ей остается немного. Она не вставала, лежала у печки на полатях. София с ней много нянчилась – ей было очень жалко племянницу. Сшили малышке нарядное платьице.  Она и спросила: «Кока, красивая ли я в платье-то?». Сколько слез было пролито после этого.

Пришла с бедой ты

И вот узнали они про сильного колдуна из села Бартенева. Решили использовать последний шанс. Наварили крупных щук, накоптили лещей, молока припасли, и София пошла в Бартенево босиком, хотя и холодно уже было. Какая в то время обувка? Туда-обратно – больше 40 верст. И пришла она к колдуну ранним  утром. А тот сидит у стола, и говорит: «Что бежишь? Али любил, да разлюбил»?  А потом добавил: «Пришла с бедой ты. Но будешь у меня целый день. Потому что надо вечернюю зарю ждать».  Вместе они за водой сходили на ключ. Что-то он читал и сыпал в заговоренную воду.

У колдуна оказался довольно большой бревенчатый дом, ничем внутри не обклеенный. В просторной горнице пучками лежали травы. А ведь каждую травинку надо собрать в свое время. Когда он не успевал - просил соседских баб.

Имел он, конечно, и травник – книгу немалых размеров, в которой, между страницами, находились сухие растения. Правда, сам Ефим называл ее – «цветник». Он рассказал Софии, что  в революцию к нему пришли отбирать эту книжку, чтобы не лечил людей, не колдовал. А он им ответил: «Поздно пришли, я ее всю знаю наизусть. Забирайте меня вместе с книгой - все в голове у меня».

Денег с людей не брал. Ну, если что-то «материальное» принесут, то можно в дар взять. На кого-то кричит, с кем-то ругается, ведь к нему шли ходоки из многих соседних деревень. И люди совсем разные. У Софии он взял и рыбу, и молоко. За день она навела у него порядок. Он даже пригласил ее пожить дольше, похозяйничать. Правда, ему, хотя уж 103 года было, а он два ведра на коромысле таскал, как парень молодой. Про больную девочку Тамару поведал, что будет она жить долго, выйдет замуж. И добавил: « Наколдовали вам».

Про себя много рассказывал. С обеими первыми женами Ефим, оказывается, жил хорошо. Но оба сына у него погибли на войне.Но не все так просто в жизни. И на ясном солнышке пятна случаются. Когда «чудеснику» Ефиму было почти 90 лет, на одной свадьбе он «дробил», то есть плясал не хуже других мужиков. К тому времени он во второй раз овдовел. И вот увидел молоденькую девчушку: «Приходи ко мне жить, выходи за меня замуж». Она в ответ: «А почто ты мне нужен, старый хрыч». Он поглядел на нее недобро: «Не идешь сейчас по доброй воле, потом сама приползешь». И верно: нагнал тоску, через три недели она к нему и явилась. С вещами, с узлом. Но недолго живут порченые люди. Чахла, чахла, да так и умерла. Вот и зарекся он делать для себя. Ведь мог же для спасения своих ребят что-то придумать, но тоже нельзя было.

Кока, дай гороху

Вечером Ефим вручил Софии баночку воды и предупредил – «Пойдешь мимо церкви через Свечку, убери за пазуху, к груди». А она к этим словам уже не прислушивалась. Ночью шла мимо церкви, вдруг треск - банка пополам. Пришлось постучаться в окно первого попавшегося дома.  Ей дали банку, и София перелила в нее оставшуюся воду. И мигом побежала в Высоково. И все там объяснила, что делать. К тому времени Тамара лежала едва живая. Надо было обтирать ее этой водичкой и дать выпить ложечку. Валентине, маме больной девочки, было поручено относить использованную жидкость на перекресток дороги. И чтоб ни на что внимания не обращала.

Та позже рассказывала: «Оботру ее перед сном-то и иду перекресток. Выплесну воду, и чего только не делается - и ветер поднимается, и вороны налетают. И хохочет кто-то, дразнится. А оборачиваться нельзя. И вот мы ее так обтирали, поили».  Спустя некоторое время Тамара, увидев, что жарят горох (все тот же колдун посоветовал), попросила Софию: «Кока, дай мне жареного гороху». Ей дали несколько горошин и она съела, хотя до этого от пищи отворачивалась. Потом стала пить молоко.

Через месяц они опять поехали в Иваново. Врачи и рентгену не сразу поверили - лёгкие оказались чистыми. Она на своих ножонках к ним прибежала. Стали медики расспрашивать -  что делали, чем лечили. Ничем, отвечали, - горох жарили. И поправилась Тамара, и замуж вышла, и сына родила. Работала медсестрой в рентгенкабинете. Прожила до 71 года.  И простуда ее стороной обходила.
Недаром дедушку Ефима из Бартенева называли не только колдуном, но и кудесником.
Как известно, со временем плохое из памяти улетучивается, а хорошее остается. Возможно, за ним водилось что-то еще не очень хорошее, кроме «истории любви» в 90 лет, но если люди об этом не говорят, значит, незачем домыслами заниматься.

Смерть в осиннике

Схожа судьба и странного старика, которого люди видели в тотемских и грязовецких лесах вологодчины, недалеко от солигаличской Совеги 40-50 лет назад. Тамошние журналисты записали, что  в одной из деревень молодые не могли зачать ребенка, ездили даже в Вологду, Ленинград, и вот их надоумили сходить к этому деду. Он приказал им идти на сарай, и через несколько дней женщина почувствовала, что забеременела.

К нему приходили со всех деревень. Где-то заблудился теленок, заболела скотина - дед помогал всем без денег. Заметьте, как и кудесник Ефим. Однажды в Солигаличском районе потерялись брат с сестрой. Их искали неделю, пока не пришли к деду, и тогда нашли ребятишек живыми.

Когда он состарился, то ходил по деревням и предлагал «взять» у него колдовство, даже давал большие деньги, но, видимо, никто не соглашался. Умирал дед тяжело, бегал по лесу, корчевал кустарник, кричал и плакал. Потом нашли его мертвым между двух осин, совсем неузнаваемого.

Между человеком и природой

Как явствует из работы Натальи Мазаловой «Злой колдун: особенности мифологизированной личности», такой человек наделен способностью вступать в контакт с потусторонним миром, то есть нарушать границу между социальным и природным. Он связан как с человеческим миром, так и с миром природы, что проявляется, прежде всего, в их образе жизни. Колдун – это человек, якобы вступивший в договор с нечистой силой, вследствие договора он пользуется ее помощью во всем, в чем пожелает. Колдун делает людям исключительно вред, хотя бы он мог делать и добро, но не желает этого, и не делает.  А вот некоторые из них, прозванные в народе кудесниками, и желают, и делают. Людей-то никакой пропагандой не проведешь, они про это знают.

Мучительную смерть колдуна рассматривают как расплату за грехи. Так, костромской колдун Ирипарха «лет 40 не бывал у святого причастия, помер в жестоких мучениях 65 лет от роду в 1896 году.

Колдун – сложная многогранная личность. Он играл значительную роль в жизни русского народа. И опять же, как говорит Наталья Мазалова, общество одобряло его контакты с потусторонним миром, если они были направлены на благо коллектива – деревни, села, округи. Но если его деяния причиняли вред ближайшему окружению, то вызывали негативную реакцию и приводили к наделению его отрицательными личностными характеристиками.

Этому также способствовало отправление колдуном обрядов, смысл которых был утрачен. Как считает ученый, негативное отношение православной церкви к этим ритуальным специалистам также повлияли на сложение образа русского колдуна. Зачастую злого и свирепого человека, но никак не кудесника.


Рецензии