Последний генеральный секретарь Цекамола

Александр Васильевич Косарев родился 14 ноября (1 ноября по ст. стилю) 1903 года на окраине Москвы в бедной многодетной семье рабочих платочно-трикотажной фабрики. В девять лет нищета отправила Сашу трудиться на цинковальный завод, и после двух лет работы на вредном производстве у него до конца жизни остались шершавые руки. Перед первой мировой войной родители забрали одиннадцатилетнего сына из травильного цеха и устроили на родную фабрику. Изнурительный детский труд, грабительская алчность богачей, несправедливая зарплата возмущали подростка, и он рано включился в классовую борьбу.

После создания комсомола на 1-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи 29 октября 1918 года Косарев вступил в ноябре месяце в эту организацию. В октябре 1919 года он стал членом РКП(б) и в неполные шестнадцать лет отправился в Петроград защищать пролетарскую революцию. Несколько месяцев спустя Петроградский губком направил его, имевшего 2-х классное церковно-приходское образование, в районную политшколу на 3-х месячные курсы. После их окончания Косарев возглавил политкурсы в Центральной комсомольской школе, но уже в начале марта 1921 года энергичного члена партии назначили инструктором Василеостровского райкома РКСМ.
 
Видимо, клану Зиновьева Александр Косарев пришёлся не по нраву: в конце 1921 года он вернулся в Москву и устроился на работу в Бауманский райком РКСМ организатором. Не прошло и месяца, как он уже стал первым секретарём этого райкома. Весной 1924 года его избрали членом бюро МК РКСМ, и он был делегатом XIII съезда РКП(б). После съезда Косарев сделал стремительный бросок к должности генерального секретаря — к улыбчивому и исполнительному лидеру московских комсомольцев внимательно присматривался Иосиф Виссарионович Сталин, и уже в июле того же года его направили в Коммунистический университет, а в начале сентября перевели в Исполком Коммунистического Интернационала Молодёжи.

В середине ноября 1924 года Косарева послали в Пензенский губком РКСМ для поднятия работы, однако можно предположить, что основная задача его, как первого секретаря, была завоевать авторитет среди комсомольцев и членов партии, чтобы быть избранным делегатом XIV съезда ВКП(б) — товарищ Сталин был серьёзно озабочен предстоящим сралсяжением за власть с оппозицией.

В июне 1925 года Александра Косарева делегировали на IV Всесоюзную конференцию РЛКСМ, а в декабре — на XIV съезд ВКП(б). Здесь он участвовал в подготовке резолюции «О комсомоле» и вошёл в состав бригады ЦК РЛКСМ, направлявшейся в январе 1926 года в Ленинград под патронатом Сергея Мироновича Кирова для разъяснения комсомольцам политики партии, решений съезда индустриализации и неверных позиций их руководителей.

Косарев быстро изменил ситуацию, и оппозиционный Московско-Нарвский райком избрал его своим первым секретарём. Однако уже 23 апреля 1926 года Александра отозвали в Москву для работы заведующим орграспредотдела ЦК ВЛКСМ и ввели в состав бюро ЦК комсомола (Цекамола), а 25 марта 1927 года избрали секретарём. Уже в мае того же года он направился как секретарь ЦК ВЛКСМ на укрепление Московского комитета комсомола и делегировался на пятнадцатый съезд ВКП(б). 24 марта 1929 года на пленуме ЦК ВЛКСМ Александра Косарева избрали генеральным секретарём.

Таким стремительным было его движение к высшей должности в коммунистической молодёжной организации Советского Союза. Он стал третьим и последним по счёту генеральным секретарём: первым был Николай Чаплин с марта 1925 года по май 1928, вторым — Александр Мильчаков с мая 1928 года по апрель 1929. Все трое в годы Большого террора товарища Сталина были репрессированы его опричниной. В том же 1929 году Косарев делегировался на V Всесоюзный съезд Советов, где был избран членом ЦИК СССР, а также на VI Всесоюзную конференцию ВЛКСМ, XVI конференцию ВКП(б) и участвовал в работе международного антиимпериалистического конгресса молодежи во Франкфурте-на-Майне.

За успехи комсомола в социалистическом строительстве Президиум ЦИК СССР наградил 28 октября 1933 года Александра Косарева орденом Ленина как «…выдающегося организатора комсомольских масс в их борьбе под руководством партии за победу пятилетки». В 1934 Косарев был делегатом XVII съезда ВКП(б) и в своей речи на вечернем заседании 28 января осудил теорию «права на сомнение» основателя комсомола Лазаря Шацкина, заверив о полной солидарности с линией партии. Закончил он своё выступление славословием в адрес товарища Сталина.
 
В 1936 году Косарев был переизбран генеральным секретарём Цекамола и пережил страшный 1937 год, хотя в августе на Пленуме ЦК ВКП(б) была принята резолюция, что он проявил нетерпимую политическую беспечность и попустительствовал подрывной работе врагов народа в комсомоле. Тогда товарищ Сталин не сдал его Ежову, но через год не препятствовал аресту по явно лживому обвинению в шпионаже, предъявленному Лаврентием Берия и физическому уничтожению лидеров комсомола по всей стране.

Косарева расстреляли 23 февраля 1939 года, и он стал последним генеральным секретарём ЦК ВЛКСМ — все последующие вожди коммунистической молодёжи, начиная с Николая Михайлова, избирались первыми.


Рецензии