Рецензия на кн. Колин Уилсон. Паразиты сознания
Исследуя глубины сознания, ученые встречаются с некими паразитами, имеющими психическую природу. Паразиты сознания питаются духовными и эмоциональными силами человека и стремятся уничтожить всякого, кто представляет угрозу для них. Людей, постигших тайну их существования, паразиты сознания доводят до самоубийства, однако несколько ученых объединяются и вступают с ними в отчаянную борьбу.
Изучая историю, герои романа обнаруживают далеко уходящий в прошлое след деятельности паразитов сознания, которые всячески тормозили развитие человечества, сковывая психологические и умственные возможности человека. Делали они это из страха потерять контроль над человеком, поскольку могли существовать исключительно за счет паразитирования на его сознании и психике. С этой целью они поддерживали тех, кто внедрял в массовое сознание идеи пессимизма и упадничества, и уничтожали тех, кто вселял в людей веру в собственные силы. В определенных ситуациях сознание отдельного человека могло быть полностью подавлено, и тогда он превращался в зомби – безвольное орудие паразитов, управляющих его телом. Наибольшей угрозе превращения в зомби подвергались люди, которые легкомысленно использовали наркотики для расширения сознания. В опасной для себя ситуации паразиты сознания руками своих зомби устраивали даже социальные катаклизмы. Одним из таких катаклизмов, как утверждает Колин Вильсон в своем романе, оказалась Вторая Мировая война, причем возникновение фашистского режима и распространение нацистской идеологии было инспирировано именно паразитами сознания, а Адольф Алоизович являлся их зомби.
Гипотезу Колина Уилсона можно приложить к истории России. Большевицкий переворот 1917 года произошел в переходный для русской культуры момент, когда культурное пробуждение страны должно было перейти в новое качественное состояние. Зачинатели этого культурного пробуждения с какой-то роковой неизбежностью трагически погибают либо на дуэли, как Пушкин и Лермонтов, либо после изнурительной внутренней духовной борьбы, как Гоголь и Владимир Соловьев. Симптомы одержимости прослеживаются в творчестве Достоевского, а в революционную эпоху они явно проявляются уже у целого ряда деятелей культуры – Маяковского, А.Белого, А.Блока...
Вначале XX века культурный подъем России затрагивает практически все сферы – музыку, живопись, литературу, философию, юриспруденцию. Именно в этот момент происходит глобальный социальный катаклизм – к власти в стране приходит большевицкая группировка с иррациональной ненавистью к культуре.
Как отмечает Роберт Конквест в книге «Большой террор», и Ленин и Троцкий, которые, по сути, вдвоем настояли на перевороте, были совершенно лишены чувства юмора – важного качества личности, которым не обладает зомби. Владимир Ленин обладал и другими качествами, которые указывают на зависимость от паразитов сознания: отсутствие способности систематично излагать свою мысль на письме, презрение ко всем, даже к своим ближайшим сподвижникам, стремление выставлять себя напоказ, о чем говорит огромное количество сохранившихся фотографий. После крушения коммунистического режима в 1991 году никто бы не поверил, что через девять лет страна вновь проголосует за диктатуру чекиста, развязавшего войну. Военная истерия в России в 1999 и 2014 году в концепции Колина Вильсона также может быть объяснена противодействием паразитов сознания пробуждающейся активности людей.
Автор «Паразитов сознания» пытается выразить на современном языке феноменологии и аналитической психологии то, с чем в христианской традиции испокон веков ведется борьба, а именно явление темных духов. Подавление личности паразитами сознания известно в истории Церкви как одержимость. И сейчас в некоторых монастырях проводят отчитки, изгоняющие из человека бесов. Благодаря этому человек получает возможность причаститься Телу и Крови в таинстве евхаристии и тем самым обрести духовную защиту от темных сил. Религиозная война с альбигойцами в средневековой Европе – лишь один из примеров того, как темные духи могут вызвать социальные катаклизмы, и возникновение коммунистических и фашистских режимов может быть объяснено по аналогии, как это мы видим в романе Колина Уильсона.
Конечно, концепция Колина Уилсона не научная, а мифологическая. Но именно в этом и состоит ее ценность, так как новая мифологическая форма выражения старой идеи адекватно сознанию современного человека и помогает ему лучше ориентироваться в мире.
Свидетельство о публикации №219030201913