Стать другим человеком

Облик, в котором мы себя представляем, сильно отличается от того, какими нас видят другие. Это объясняется тем, что, глядя на свое отражение в зеркале, мы автоматически корректируем выражение лица и осанку в желаемом для нас направлении, и такими себя запоминаем, а, отвернувшись от зеркала, возвращаемся к прежнему, не модифицированному виду, в котором постоянно и пребываем. Поэтому, увидев себя на фотографии, я бываю удивлен и возмущен своим несолидным видом, но он, наконец, мне объясняет причину пренебрежительного отношения окружающих: к себе такому я и сам так же бы относился.
Дело в том, что, оценивая неизвестных нам окружающих, мы их подразделяем на две категории: тех, кто может быть для нас опасен, и тех, кого можно игнорировать. Владея принципом этой  классификации, мы интуитивно придаем своей внешности угрожающие черты. Беда в том, что мы не понимаем, что поддержание этого облика требует постоянного самоконтроля, которого можно было бы добиться, постоянно нося зеркало, вынесенное вперед и удерживаемое перед лицом закрепленной на  голове консолью, или же обучившись профессии актера.
Поскольку первое невозможно, а на приобретение актерской квалификации из-за его высокой трудоемкости идут лишь профессиональные руководители, нам, обыкновенным людям, приходится своею жизнью доказывать, что нами нельзя пренебрегать, и на это уходит много больше энергии, чем потребовало бы лицедейство.
Есть еще один способ влияния на то, какими нас видят окружающие – одежда. Однако, она может лишь привлекать внимание, не придавая нам веса или значимости. Например, будучи студентом Физфака МГУ, я, единственный на курсе, ходил в велюровой чехословацкой шляпе, чтобы выделиться. Мне это удалось; пятьдесят пять лет спустя, на встрече однокурсников, мой соученик, учившийся на одной со мною кафедре, поведал, что он меня помнит, как «студента в шляпе»; ничем другим я ему не запомнился, хотя было чем.
Или вот другой случай. Как-то жарким летним днем я ехал на работу, стоя в переполненной электричке. Передо мной маячила широкая физиономия мужика, который, когда мы встретились взглядами, с издевательской улыбкой изрек:
- В такой день, - и в пиджаке, да еще и при галстуке; не иначе, как вы – по начальству!
Оценив мое выражение лица, позу и осанку, он пришел к выводу, что я – не начальство, а, именно – «по начальству». Мы интуитивно стремимся понизить статус всех, кто нас окружает, и первой жертвой нашего критического взгляда является одежда; безупречный прикид охранников, как и расфранченность проституток, не делает их профессии менее презренными.
Поэтому, для того, чтобы влиять на восприятие твоей личности окружающими, нет другого способа, кроме, как быть актером, а, непрерывно играя предпочитаемый имидж, сохраняешь шанс со временем прийти с ним в соответствие.
                Февраль 2019 г.


Рецензии