Дуболго Пичай

(по мотивам мордовской народной сказки)
(издано в 2019 г. в книге "Мордовские народные сказки"[изд-во АО "Мордовкнига"], ISBN 978-5-7493-1967-5)


В старые времена был на нашей земле один правитель, Инязор. Владения его были небольшие, но богатые, урожаем обильные. Потому Инязора все уважали, а кое-кто даже завидовал. Но главным своим богатством Инязор считал своих деток. Было-то у него детей трое: два сына - крепких веселых парня - и дочка, младшая. Инязор в детях души не чаял, а дочку любил пуще всех. Да что там, все любили ее. 

Звали девушку Дуболго Пичай. И была она настолько красивой, что люди ее красоту чудом величали. Но еще чудесней были ее песни. Бывало, как запоет веселую песню в пасмурный день, так все тучи тают и небо ясным становится. А вот если запоет грустную песню - все плачут, и даже с камней вода начинала течь. 

Стали замечать люди, что там, где бывает Дуболго Пичай и работа спорится, и урожай лучше, и добыча больше. А там, где поет Дуболго Пичай все ссоры разом прекращаются. 

Отовсюду приезжали люди подивиться на красоту и послушать голос девушки. И богатые приезжали, и бедные приходили. Даже нижегородский князь приезжал, дары привозил. 

Однажды пришла к Инязору старуха, посмотрела на девушку и стала просить князя отдать ей Дуболго Пичай в ученицы. Эта старуха была ведьма, Варда. Рассердился Инязор, прогнал Варду и велел больше не пускать на глаза. 

Зашипела Сыре Варда, махнула черным платком и прокаркала:

- Не будет земле твоей, Инязор, больше радости. Не дал ты мне ученицу - будет тебе разорение.  Придут скоро беды и несчастья, а к ненаглядной твоей Дуболго Пичай - смерть...

Подхватили тут мужики Варду и выгнали за ворота.

Никто, конечно, ведьме не поверил. Попросил Инязор дочку спеть веселую песню и стало у всех на душе хорошо. Совсем недолго люди про слова ведьмины помнили.

Год шел за годом, и все было в той земле хорошо. 

Инязор состарился. Пришло время ему умирать. Собрал он детей своих и велел сыновьям пуще глазу беречь сестренку свою, а дочери своей велел братьям во всем быть помощницей.  И умер Инязор счастливый в окружении любящей семьи. 

Вскоре братья женились. Один брат взял себе жену знатную, барыню. А другой брат взял себе жену богатую, купеческую дочь. Невестки были рады, что за сыновей Инязора вышли замуж. Целыми днями наряды примеряли, да украшения разные. 

Приходили и к Дуболго Пичай женихи. Только она их не привечала, смеялась над ними, всех их называла робкими да глупыми. Да и как голову не потерять, как не оробеть перед красотой такой?! Жалко тех парней, но братья сестру не торопили. 

А невестки-то мечтали, когда же их мужей сестрица сама замуж выйдет и к своему мужу уедет. Уж больно она им не по сердцу была. Вот, бывало, уезжают братья на охоту, а Дуболго Пичай говорит невесткам:

- Пойдемте, сестрицы, в поле. Там мужики землю пашут, принесем им воды напиться...

А невестки сразу обиделись и закричали:

- Не по чину нам, знатным и богатым, для простых мужиков воду носить! Не для того мы замуж за сыновей Инязора выходили!

Пошла тогда Дуболго Пичай в поле одна. Принесла пахарям воды студеной, да песню запела про весну, про небо голубое и про траву зеленую. Так хорошо на душе крестьянской стало, что как будто силы прибавились. Да и кони резвее потянули сохи. Хотели раньше мужики то поле за два дня вспахать, а вспахали за один.

Приехали домой с охоты братья. Сели за стол ужинать. Жены к ним вышли нарядные, нарумяненные, а братья на них и не смотрят. Говорят, что ехали мимо поля, встретили пахарей, и что те поклон Дуболго Пичай передают и поблагодарить ее просят.

Так вот разозлились невестки-то на Дуболго Пичай. Извести ее задумали.

Как-то раз снова отправились братья на охоту. Вышла Дуболго Пичай к невесткам и говорит:

- Пойдемте, сестрицы, на луг. Мужики там траву косят. Мы им хлеба и молока принесем...

А невестки в ответ:

- Иди сама, а нам негоже простых мужиков кормить...

Пошла Дуболго Пичай на луг одна. А там мужики стоят, вздыхают. Говорят, что сохнет луг, дождя нет и солнце землю жжет. Отдала им Дуболго Пичай молоко и хлеб, а сама вышла в луг и вслед маленькой одинокой тучке запела песню. И словно заслушалась тучка, поворотилась, стала расти и разлилась теплым ласковым дождем. Наполнилась трава водой, поднялись к небу листья, ожил луг густой зеленью. Поразились мужики чуду такому, поклонились Дуболго Пичай и поспешили на покос. Улыбнулась им девушка и пошла домой.

А тем временем, невестки в доме все горшки побили и постели перевернули. Приехали мужья, а они им и говорят, мол, это сестрица ваша жаловалась на жару, открыла все окна и двери, а сама на луг убежала песни петь. А тут из-за нее налетел ветер и перебил, и переворошил всё в доме... А мужья нахмурились и говорят им в ответ:

- Ехали мы мимо луга, встретили косарей, они передавали сестрице нашей низкий поклон за хлеб, молоко и дождь благодатный. А вы, дурёхи, не наводите напраслину, приберите в доме, да на стол накрывайте, проголодались мы.   

Еще пуще разозлились невестки. И задумали другое коварство.

Поехали сыновья Инязора на охоту опять. А жены их пошли в хлев и набросали скотине в сено дурной травы.

Вернулись братья, и жены в ноги им кинулись, плачут, причитают:

- Горюшко к нам пришло через сестрицу вашу. Ядовитым стало сено из-за песен ее. Пала вся наша скотина!

Бросились братья к хлеву, открыли ворота и видят. Кружится по хлеву Дуболго Пичай, коров обнимает, барашкам на шею ленты разноцветные повязывает и песню поет. Вся скотина жива и здорова. Подозвали братья сестру и просят рассказать, что случилось. А Дуболго Пичай им на руки упала без сил и слабым голосом говорит:

- В сено кто-то положил дурной травы... Я на силу скотину выходила...

Ох и рассердились на своих жен братья. Велели отнести сестру в горницу и три дня за ней ухаживать.

И вот ухаживают за Дуболго Пичай невестки, а сам от злости кипят.

Однажды вышли невестки на крыльцо дух перевести и видят - идет к ним старуха в черном платке, и что палка в руке у нее, что рука на палке - словно из одного трухлявого дерева сделанные. Ни дать, ни взять - ведьма. А это ведьма и была - старая Варда.

- Знаю я, - говорит Варда. - Хотите вы избавиться от Дуболго Пичай.

Испугались невестки, но закивали, признались.

- Я помогу вам, - говорит Варда. - Вплетите ей в косу это перо, и не станет она вам больше мешать никогда, сгинет...

Достала старуха из своего мешка переметного тряпицу и отдала невесткам. Те взяли тряпицу, развернули, а там - перо черного селезня. Хотели они еще старуху поспрашивать, смотрят по сторонам, а Варды уже и нет нигде, словно не было.

Вот уехали братья снова на охоту. Позвали невестки Дуболго Пичай в баню помыться. Там налили ей позы хмельной и разомлела Дуболго Пичай. Невестки заплели ей в волосы перо черного селезня, и тут Дуболго Пичай сразу упала замертво. В далеком лесу заныло сердце у братьев, почуяли они недоброе и поспешили домой. Вернулись братья, а жены их плачут, говорят, что Дуболго Пичай умерла. Видят братья - действительно лежит их сестра на лавке, на белой льняной простыни, вся как кукла восковая, и не шевелится. Что ж, схоронили братья Дуболго Пичай в лесу по древнему обычаю - в колоде деревянной, в лесной чаще, на цепях к деревьям приковали ту колоду.

А в соседней стороне жил парень молодой - Виртян-бортник. Мед и воск в лесу собирал. Веселый парень был, всё мечтал счастье найти, а находил только дупла с пчелами. И вот подходит он однажды к матери своей, и говорит, что, дескать, меду много собрал, а теперь пойдет по земле счастья искать.

Матери-то, конечно, жалко сына отпускать, но посмотрела она в глаза его, вздохнула, собрала какой-никакой дорожный пожиток и благословила в путь.

И, значит, идет теперь Виртян по лесной дороге, идет, песни поет да во все глаза кругом смотрит - вдруг счастье где-то затаилось. Шагает, бодрится, да вдруг слышит, будто ветры не просто так свистят, а вроде как плачут. Идет дальше, слышит - птицы печальные песни поют, летят куда-то в чащобу леса и несут цветы в клювах. Дальше идет Виртян, видит - пчелы дикие снуют. Виртян же бортник был знатный. Интересно ему стало. Присмотрелся он к пчелам - понял, что пчелы лесные не в дупла свои летят, а куда-то мимо, тоже в глубину леса. Пошел он за пчелами и вышел на полянку. А на полянке той колода висит, цепями к толстым дубам прикована. И колода-то вся воском пчелиным покрыта, да цветами усыпана. А деревья вокруг этой полянки так все к колоде нагнулись и ветками сникли, как будто скорбят. Дотронулся Виртян до колоды, и словно какой-то щемящей радостью наполнилось его сердце.

Взял Виртян колоду в охапку и понес домой. Смотрит - а все кусты перед ним сами расступаются. Трава под ногами ложится, будто дорогу указывает. 

Тут слышит Виртян сзади вой страшный и крик. Испугался парень, колоду поудобней перехватил и пустился бежать. Подбежал к реке, думает - глубокая река, как же ее переплыть. А как в воду вошел - вода перед ним расступаться начала. Идет Виртян по реке - вода ему по колено, а справа и слева будто стеной стоит. Так, легкой дорогой пришел Виртян домой.

Мать почувствовала, что сын вернулся, обрадовалась. Выбежала встречать, увидела Виртяна с колодой на руках, да и встала как вкопанная. Знала старая, что это не просто колода, а гроб с покойником.

- Ну что, сынок. -  спрашивает. - Неужели ты нашел свое счастье?

Пожал Виртян плечами, сказал, мол, не знаю как про счастье, но радость, наверное, нашел. Показал матери на колоду, рассказал откуда взял. 

Мать напугалась, говорит, что раньше в таких колодах в лесу людей хоронили. Но Виртян взял ее руку и положил ладонью на колоду. И тут ощутила мать, будто все беды ее покинули, на сердце легко стало, и петь захотелось.

Поразились они чуду такому и решили распечатать гроб. Соскоблили воск, открыли, смотрят, а там девушка лежит неземной красоты. Прикоснулась мать Виртяна ко лбу девушки и поняла, что не мертвая она.

Говорит Виртяну:

- Натопи, сынок, баню по-жарче, отнеси в баню колоду. Да только потом не входи туда, пока я тебя не позову.

В бане мать стала мыть девушку, травами растирать, косы тугие расплетать. Расплела одну косу, а оттуда перо черного селезня выпало. Испугалась старая, перекрестилась, перо-то сажей тут по ее руке рассыпалось, да водою смылось без следа. А как перо исчезло - и очнулась девушка.

- Так долго я спала, - говорит девушка. - Что не помню, где я, и как я здесь оказалась.

Старуха ей на колоду показала и говорит:

- Вот этот гроб был постелью твоей. В волосах твоих было перо черное. Видать, околдовали тебя. И если бы из лесу не принесли тебя сюда, то спала бы ты вечно.

Ахнула девушка и спрашивает:

- А кто же меня принес, кто от смерти избавил?

Старуха одела на нее рубашку белую и сына позвала. Вошел Виртян в баньку, видит девушку-красавицу ожившую и глаз от нее отвести не может. А мать потом указала девушке на Виртяна, и говорит, вот, мол, спаситель твой, сын мой Виртян, он тебя из лесу на руках принес. 

Виртян полюбил девушку всей душой, стал называть ее Счастьем. И девушка его полюбила. Скоро они и свадьбу сыграли. Стали жить радостно. Любая работа у Виртяна спорится. А как жена запоет, так вся деревня восхищается.

И вот однажды пришли в деревню люди-бродяги, в двери стучат, просят милостыню. Говорят, что покинуло счастье их земли, все беды разом упали на их страну, урожай пропал, скотина передохла, сады высохли, народ стал друг с другом ссориться. Ну и потянулись люди оттуда кто-куда. 

Увидела среди этих людей жена Виртяна двух мужиков, что-то всколыхнулось в ней, сжало сердце тоской, и попросила она мужа этих мужиков приютить. А Виртян сам был не злой человек, сам думал, как людям в их горе помочь - и согласился. Пустили они тех двух мужиков в дом. Истопили баню, помыли, одежду чистую дали, усадили за стол. Начали спрашивать, что и как. 

Посидели так недолго, вышла Дуболго Пичай за водой. Вернулась с кувшином, да так на пороге и встала. Слышит - рассказывают мужики, что братья они между собой, а все беды у них начались, когда умерла их любимая сестра. С того дня всё у них стало из рук валиться. А в округе болезни начались, на дорогах разбойники появились. Сначала братья боролись как могли, но тут бросили их жены, сказали, что в нищете жить не хотят. Тогда собрались братья и пошли бродяжничать, ибо не видели они в родном доме более ничего кроме горя. 

А Дуболго Пичай за занавеской стояла и все слушала. Бросилась она к братьям  и сказала, что жива она и счастлива с мужем, который ее спас, и с матушкой его, которая ее к жизни вернула.

Братья от радости такой только плакали и сестру любимую обнимали. 

Стали они вместе жить. Людей из своей земли в этой же деревне пристроили. И долго эта деревня достатком и своими счастливыми жителями славилась. Ибо там, где есть любовь, там и счастье живет.


Рецензии