Разгадка эвтаназии

До чего бывает приятна беседа с умными людьми! Она, даже имея повод совершенно ничтожный, являет удивительное свойство так значительно отдаляться от первоначального предмета обсуждения, что через час-полтора ни один из собеседников, вероятно, уже не вспомнит, с какой глупости все началось.
    Так было и в тот раз. Не спрашивайте, какой именно раз, где и в какой конкретно компании- это ничуть не меняет сути дела. Но речь зашла о самоубийствах.
    Не о тех самоубийствах, что порой случаются в странах, подобных этой, имеющих, как правило, довольно прозаический мотив и пошлое (в смысле скучное) исполнение. Здесь как раз-таки все ясно: когда человек оказывается придавлен тяжелыми, на первый взгляд непреодолимыми жизненными условиями, он нередко решается досрочно покинуть нашу карусель. Что тут обсуждать?
    Но о тех самоубийствах, которые сегодня принято называть эвтаназией. Интерес вызывает вот что: востребованность эвтаназии (равно как и её запрещенность, - забавно, не находите?) в странах малоразвитых объяснима, но… Но ведь эвтаназия становится все более естественным делом в таких чудесных государствах, где уровень жизни, мягко говоря, вызывает зависть! (Уточним, что под эвтаназией далее будет пониматься добровольное и часто регламентированное законом самоубийство лиц, не страдающих от мучительных недугов, для которого иногда даже создаются некие "комфортные" условия). То есть, люди, которым, с точки зрения стандартного «благоденствия», жаловаться не на что, также предпочитают, не дожидаясь остановки, пользоваться стоп-краном. Почему?
    Мы заспорили (мирно, само собой), выдвигая версию за версией, однако согласия не было. И тогда я решился, вслед за милыми товарищами, озвучить свои соображения, которые и приведу ниже. Как знать, быть может, мои домыслы помогут кому-нибудь установить «правду» в данном вопросе. Оговорюсь, что, будучи законопослушным гражданином, я не смею ни к чему призывать и ничего пропагандировать; это лишь размышления и не более.
    Итак! Дабы приступить к проблеме, давайте кратко назовем основную причину, могущую вызвать у человека молодого и здорового желание прибегнуть к эвтаназии.
    Душевные терзания, верно. А что может стать причиной настолько сильных терзаний? Невзгоды. Либо свои, либо чужие.
    Но, смею напомнить, что речь идет о жителях цивилизованных стран, то есть о людях, уверенных в том, что завтра у них будет еда, питье, крыша над головой, здоровье, будущее, социальная защищенность, образование и мирное небо, равно как и послезавтра, и вообще. Это те, кто не ведает унизительных лишений бедного существования, войн, притеснения, угнетения и неуверенности в ближайшем будущем. Они живут очень хорошо, но не являются элитой общества. Для них это естественно. Больше того, они никогда и не жили иначе. Они не помнят тягот, ибо родились во благе.
    Запомнили? А теперь давайте-ка вспомним «Евгения Онегина», а конкретно- Татьяну. Согласитесь, что она идеально подходит под приведенное выше описание! А что настолько сильно повлияло на Татьяну, что она по уши влюбилась в мрачного Онегина?
    Книжки про чувства! Литература, в которой мусолилась одна и та же тема- любовь и страдания, любовь и страдания, любовь и страдания, снова, снова и снова. Мягкое, незакаленное трудностями жизни сознание этой девицы (которая действительно за все свои сколько-то-там лет ни разу не занималась ни одним реальным делом) поддалось примитивной иллюзии: Онегин, видите ли, показался ей схожим с литературным героем!
    Вот в чем разгадка! Очевидно, что изнеженный мозг, умеющий только сопереживать и сострадать, оказался незащищенным от удара (или, скорее, легкого тычка) банальной реальности! Уверен: Татьяна не побежала к ближайшему пруду только потому, что у Пушкина были на нее иные планы.
    А теперь вернемся из мира выдуманного в настоящий. Разве не ту же тему, словно бесконечную жвачку, жуют почти все современные книги, фильмы, сериалы, мультфильмы, видеоигры, комиксы и тьма знает, что еще? И разве не ею продолжают кормить довольно урчащего потребителя?
    Выходит, что человек (в особенности молодой и эмоциональный) с самого момента рождения окружен сказками о страданиях и любви, постепенно и очень эффективно размягчающими его сознание.
    Но, скажете вы, разве так было не всегда? И почему тогда наше внимание привлекли богатые и развитые (читай, цивилизованные) страны?
    Да, несомненно, человека «обрабатывали» (неумышленно, я полагаю), если и не всегда, то довольно долгое время. Но до сей поры единицы могли себе позволить иметь дело только с чужими проблемами, и то не вживую. А сегодня их стало больше! Если человеку не приходилось закаливать свое сознание житейскими трудностями, он, наконец столкнувшись с ними, оказывается совершенно беспомощным. Присовокупите сюда эту новую моду на депрессию и вы поймете, сколь силен описываемый мною эффект.
    Еще раз, конкретнее: представьте себе молодого человека (любого пола), который существует в таких условиях, когда у него есть все необходимое и ни за что не приходится бороться, вопреки заветам матери-природы. Этот человек от самого первого вздоха имеет представление о страданиях и труде лишь из произведений массовой развлекательной культуры, в которых, кстати, непременно имеется «хеппи-энд». И вот, встретив на своем пути какое-нибудь реальное разочарование (например, любовное), этот товарищ будет выбит из колеи, мол, как же так, а где обещанный «хеппи-энд»? И, гонимый ужасом первой неудачи, он решает, будто выход только один- эвтаназия.
    Есть еще такие, кто поумнее. От предыдущих они отличаются тем, что склонны всерьез рассуждать о вещах вроде смысла жизни. И, будучи наивными романтиками, да к тому же еще впечатлительными, они очень расстраиваются, найдя предсказуемый ответ. Воистину: горе от ума!
    Отсутствие необходимости бороться за жизнь не только изнеживает человека, но и, как на зло, заметно разгружает расписание. Следовательно, возникает еще больше времени на страдания, сопереживания чужим бедам и размышление о тщетности бытия. Наши далекие предки не страдали этим ввиду своей ежедневной занятости и, будем честны, малограмотности. Да простят меня все гуманисты мира, но, похоже, человечество приближается к черте, за которой жизнь становится слишком хорошей.
    А что дальше? Прогнозировать пока рано, но я боюсь, как бы и к нашей вселенной не прибавилось число 25.
   
    P.S. Раз слишком хорошая жизнь приводит к таким изменениям поведения, не говорит ли это о несовместимости человека и рая, как и о том, что главный религиозный «пряник»- пустышка?


Рецензии