Полканыч и Мухтарыч
Полканыч сидел в своей офисной будке из гипсокартона и плексиглаза, на втором этаже Удыдайской мэрии, а напротив него в стильном кресле из оленьих рогов и шкур размещался приехавший с проверкой из Дырдыгирки специалист губернаторской администрации, старый приятель и даже немножко родственник Мухтарыч.
Оба были в форме чиновников Полунощной Самояди, недавно утвержденной и пошитой по эскизам столичного кутюрье Тани Стаканова.
Но Полканыч, как чин 7-й величины, 11-й степени, носил ватник а-ля Гулаг, штаны чертовой кожи, галстук выпускника Упсальского королевского университета и народные резиновые сапоги с портянками.
А Мухтарычу областному столоначальнику 5-й величины, 4-й степени, полагались сыромятный сюртук, переливчатые пантолоны акульей кожи, оленьи мокасины, и галстук покруче, гарвардский.
Несмотря на разный прикид и возраст (Полканыч был на десяток лет старше), как-то чувствовалось, что они одной породы.
- Ну что, Полкан Полканыч, надо решать.
- Дак что, решать, Мухтар Мухтарыч… Давать надо.
- Чего давать? Кому давать? Всем всё давать?
- Похоже, всем и всё.
Мухтарыч озлился, пошел по лицу пятнами.
- Да ты что, Полкан, совсем ептыртырнулся тут, в Ептыптыре своем?
Какие у тебя обоснования имеются?
Я уж про инструкции не говорю, но пусть бы какие-нибудь там разъяснения к пункту такому-то нацпроекта номер по списку, ниже утвержденному вышестоящими, а? Хоть бы намек какой по телеящику в прайм-тайм?
Он нервно дернул шеей и позволил себе, процитировал классику:
И почему вы решили, что каждый может иметь?
Кто это постановили, что каждому надо давать?
Умные, бенина мать!
Полканыч тяжело вздохнул, обреченно натянул на руки служебные перчатки «мата-хари», осторожно достал из ящика стола и положил перед Мухтарычем ветхий свиток, простеганный по корешку сыромятной оленьей хигной.
- Вот он, базовый документ…
- А! «Сонгельский эпос»! Старый знакомец! И что?
Мухтарыч тоже вынул из кейса служебные перчатки, на вид поделикатнее, чем у Полканыча, надел их, профессионально-уверенно принял в руки и нежно полистал раритет.
- Ты ж сам видишь, нету тут никаких указаний, никаких рун, буквиц или там, хоть бы татуировок. Их в свое время профессор Колбасьев соскреб тупыми ножницами…
- Канонический текст имеется. В утвержденном переводе виконтессы Редгрейв. На сайте областной администрации, – возразил Полканыч.
- Да какой еще текст канонический, ептыптырь! Какая виконтесса! Этот текст Ритка Мамаева состряпала, писательница-фантастка, блин. Ты ее помнить должен, по «Кольскому вестнику». Она там в штате работала. Еще про высокие надои у оленьих самок писала...
- Да помню. Сам ей на комсомольской конференции почетную грамоту вручал. За лучший очерк о чумработнике.
- Ну вот! По ходу, весь «Сонгельский эпос» Мамаева Рита Магомедовна накропала. Она же Маргарита-Миллисента, любимая наложница Его величества императора Максимилиана Третьего, блин!
- Погоди! А что ж тогда Колбасьев доказывал, что это всё в раннем палеолите было? По результатам радиоуглеродного анализа?
- Так оно и было в раннем палеолите.
- Да как? Как?!
- А так. Как у нас всё всегда. У нас ранний палеолит, к своему сведению, и не кончался никогда.
- Погоди! Ты это, правда, понимаешь? Это все понимают, да? Я один такой тупой, врубиться не могу?
- Никто этого не понимает, Полканыч, и ученые-мозги крученые не понимают, и большие члены не понимают, а если говорят, что понимают, то брешут.
И попы не понимают.
Этого понять нельзя.
Ну и хули-юли? Какая разница?
Нам-то с тобой какая заразница?
Нам бы кость погрызть, сучку оприходовать, и в будку.
Вот, Колбасьев-то, когда в спецхране ФСБ кожаную книгу нашел, ни хрена он там, конечно, не увидел, кроме картинок порнографических.
Типа как комиксы в «Плэйбое».
Ну и порадовался бы человек.
В кой веки что-то интересное массам отрыл.
А он расстроился.
Картинки ножницами отскоблил. Чтобы не профанировать вечные культурные ценности.
Первобытные чуваки усекли, значит, в чем корень жизни. А он не просек, хоть и профессор.
Не было на свете, Полкан Полканыч, никакого оригинала Сонгельского эпоса, с рецептами вечной жизни, хули-юли.
Были тату сомнительного содержания.
- А что тогда Авдотья Сысоева переводила? С австрийского?
- Само собой, с австрийского. На ептыптырский вытибетский.
- На охрибетский, и оймяконский русский, и югоршарский…
- И быр-тыр-ягинский!
Татарка она, и ни одного языка, кроме своего талдым-булды не знает.
Тоже грант неслабый урвала. Хорошо тогда девчонки Европу подоили. В рамках Года коренных народов Крайнего Севера.
- А где она сейчас, эта Сысоева?
- В Вену эмигрировала.
- Это по пенсионерской программе, что ли?
- К Ритке Мамаевой свалила. В рамках воссоединения семьи.
- А!
- Ну вот, а ты говоришь, канонический текст. В школах его зубрят. На сайте областной администрации размещают. Его две журналюшки состряпали. Я бы их обеих лично выпорол. В ограде из оленьих позвонков. Сыромятной хигной. За вранье.
- Текст "Сонгельского эпоса" Европейской ассоциацией коренных народов Севера утвержден. Программа компенсации для жертв преступной политики корумпированной власти.
Мухтарыч оскалился.
- Ну и кто там в этой программе назван, конкретно, по фамилиям? Как имеющий законное право на восстановление имущества?
- Так… Где оно там… Щас…Часть вторая…
Явление сонгелов
В окошке маячила эта чокнутая, сбрендившая, с глузду съехавшая полярная ночь. Не черная, нет. Какая угодно, но не черная. Аметистовая, морошковая, цвета иван-чая и лисьей шкуры, или как там еще про нее расписано в саамских сказках.
Голова от нее шла кругом, и мерещилось по углам служебного кабинета черт знает что.
Мухтарыч, родом из районного центра Охрибеть (как и губернатор нынешний, Самоед Иваныч Лопинцев — с ним одних олениц за сиськи дергали) — к стодневной ночи так и не смог приспособиться, никакие маги-ведьмаки, йоги выеживающиеся не помогали, помогало только нах этот лютый песец посылать.
Полканыч (кто он там по родству-то? Забору двоюродный плетень, шурину деверь, закрой дверь с другой стороны) тот вовсе умудрился родиться на нефтяном заготпункте Вытебеть.
С губернаторами по малолетке не якшался, не повезло, вот и карьеры не сделал, просидел зам. мэра в Ептыптыре на букву Ё.
Мэрская доля!
Зато со здоровьем у него лучше, искося глядя на шурин-деверя, решил Мухтарыч — такого пня с ушами никакие виденья гробовые по темным углам не одолевают.
Будка у него тесная, чисто собачья. Проволокой колючей выгороженная в мэрской приемной.
А тут у них занятно, в Удыдае-то— удивился Мухтарыч, виды видавший.
В исконно-самоедском стиле была отделана приемная, но с наглостью не самоедской. Скорей, людоедской — столичного уровня.
Пис-столом руководителя, бога богов, председателя ООО «Самоядь-Нефтюгань», к примеру, служил тут отполированный череп ископаемого ящера.
На ножках.
Вокруг него стояли барные стулья из оленьих рогов, с сиденьями, декорированными иммитацией сизого ягеля.
С потолка свешивалось огромное, надутое пропан-бутаном оленье вымя. Молоко наше материнское.
По углам помещения размещались в подсвеченных мини-алтарях четыре главных реликвии Полунощной Самояди:
Хигна, оленья уздечка, на которой держится вся история полунощного народа.
Вукс – охотничий мешок, набитый баксами.
Печать сына Солнца (серебряная пластинка с выбитыми на ней двумя стрелами, летящими в противоположных направлениях), дающая власть над себе подобными.
Вольпи – шаманское платье. Его каждый видел по-своему, а надев его, представал в собственных глазах таким, каким всегда хотел быть, да не мог.
- Э-э-э? - вопросительно промычал Мухтарыч.
-А? - откликнулся Полканыч, оторвавшись от лэптопа.
Мухтарыч сделал перед собою круговое движение рукой.
-А-а-а. Это Тани Стаканова дизайн. В рамках культурного шефства ближнего Замкадья над историческими регионами Нефтеземья.
-Э-э-э! - одобрил Мухтарыч.
Полканыч потыкал стрелкой мышки по экрану гаджета, и тотчас неуловимо-мхатовский голос заслуженной артистки Оймяконской АССР Изауры Седаковой, стал профессионально читать:
Маргарита Миллисента Редгрейв. «Сонгельский эпос».
Перевод с австрийского на дырдыгирский, ёптыртырский и могилёхский Авдотьи Сысоевой.
Сага вторая.
«Явление сонгелов».
Мы с Кайв стали жить в костяной ступе, под горой Соловораки у озера Сейд.
Однажды к нам в открытый дымник заглянули сверху, будто с неба упали, мужчина и женщина.
Юлас и Луоми.
Первые гости и первые подданные.
Они жили в Лу-явре рыбной жизнью – ловили рыб, катались на них верхом, ели их, воевали и мирились с ними и женились на них, но до конца не могли стать рыбами.
Услышав о Сон-Хеле, они решили уйти к нам.
Юлас был большим и толстым, как морская корова.
У Луоми, как у поющей всегда воды, звуки музыки были вплетены в струящееся волосы, наподобие водорослей.
- Входите, первые сонгелы! – сказала Кайв.
- Сонгелы, вы совершенно такие, какими я вас придумал когда-то, да позабыл, а теперь вспомнил, – сказал я.
Как-то ночью к нам в ступу постучала Яда с глазами, как два змеиных яда.
- Я по итогам антитеррористической операции. Беженка с Ристимкента, документы сгорели, деньги украли, поезд ушел, рельсы разобрали, сама не местная, пустите переночевать!
Я видел, что это ведьма, что в своем ведьминском вуксе она принесла к нам зло.
Но я впустил ее.
Зло должно войти в этот мир.
Потом к нам из боевого штаба Ристимкент, пришагал богатырь Ляйн.
Кто не знает Ляйна – полевой командир, полностью искупивший вину перед федеральным центром, борец с чудскими бандформированиями.
Был он из себя приземистый и котлоголовый, но с длинными и тонкими руками.
Большую часть времени Ляйн спал.
Но когда в Сон-Хель приходила чудь верхом на ржущих, рыжих гривастых чудищах, он просыпался, хватал своими двумя руками четверых чуддинов, размахивая ими, разил направо и налево всех врагов и выстраивал из их трупов высокую гору.
И снова засыпал. А жена его стерегла его сон.
Потом к нам пришел Муэйнант, врач с Лу-Явра.
Муэйнант всегда улыбался, обнажая белейшие зубы из мордовой кости, и в ответ ему улыбались люди.
Потом к нам пришел лис Ли, жулик и вор.
Потом к нам пришел Учук, в белый полярный день искавший в тундре человека, с горящей плошкой ворвани в руке.
Человека он не нашел, поселился в бочке-сельдянке на берегу Колы и стал всех учить жить.
Потом к нам пришла Нэнч, девочка-дерево в цвету.
Эта девочка показала нам вход на Поляну Любви.
Там возлежали, обнявшись, волк с трехдневным олененком, а филин обнимал белую куропатку.
В сиятельной Самояди семьсот семьдесят семь рек и семьсот семьдесят гор и семь тысяч семьсот семьдесят озер.
Но мне нужна моя гора, мое озеро, моя река.
Они это я.
Фирма «Родные корни»
Полканыч нажал на эскейп, и лэптоп замолчал.
Мухтарыч развел руками.
- Ну, Полкаша, ты меня вообще удивляешь. Ну, там, депутатки-рыбообработчицы из отдела социальной помощи, подруги комсомольской юности губернатора Самоеда Иваныча, что с них взять. Они слезы умиления проливают, ах, Сонгельский эпос, наши истоки! Священное мляко оленьих сосцов! Но ты ж у нас парень продвинутый, в университете Упсала обучался. Два месяца. И на какое-то хули-юли ведешься.
Ты прикинь! Где они теперь, все эти тундровые ведьмы и ведьмаки?
Стоматологи с белоснежными из моржа зубами (евреи, конечно)?
Полевые командиры? Девочки в цвету?
Кому тут реституция светит?
И за что, главное?
За ступу на курьих ножках, в 32-м году домкомом реквизированную?
За трех оленей, которых в колхоз «Имени четвертого партсъезда» сдали?
Полканыч встал из-за стола, подошел к двери кабинета и осторожно приоткрыл ее.
В коридоре, у стойки с выбитой на вечном граните надписью «Пересмотр итогов приватизации» толпился народ.
В очереди стояли: профессор Тундрового университета Учук, знатный оленевод Чарр, активистка зеленого движения Нэнч, народная целительница Яда Самоядская, руководитель образцового коллектива художественной самодеятельности «Пурга» Павлина Задунайская, ветеран 139-ти войн с чудью Ляйн…
Еще кто-то толстый…
И дантист на пенсии Муэйнант со своей вечной улыбочкой.
- Каждый день ходят. В очередь встанут и стоят. Переклички проводят. Номера на ладонях пишут. В Совет Европы жаловались и в международный трибунал в Гааге…
- И что они хотят приватизировать?
- Смотря кто. Один – Сейд-озеро, а другой – реку Кола. Профессор Учук вот желает оригинал Сонгельского эпоса в свою полную частную собственность. А что, он на Сотбис хорошо потянет, в килоевро.
А Ляйну подавай – гору Соловорака. Его предок мол, саамский богатырь, эту гору из трупов чуди сложил. В свое время.
- И на хрена Ляйну гора Соловарака?
- Не скажи. Там НАТОвская вышка стоит.
- На горе Соловораке живет радуга Ай, – вырвался у Мухтарыча, со смешком, детский стишок.
- Она самая, почетная пенсионерка Самояди. Противоракетную лазерную установку охраняет. НАТО за эту гору удавится, войну начнет, холивар. А Ляйну пофиг. Хочу, говорит, родную мою гору взад у оккупантов отобрать. И что ему ответишь. Он ветеран 113-ти войн с чудью. Помытарило мужика по жизни.
- Не может быть, чтоб 113-ти.
- Вообще их 1314 было. Это только зарегистрированных.
- И во всех мы победили.
- Само собой.
- А вражины в кусты отползут, раны залижут, и потом снова лезут.
- Так точно.
- Викинги. Белокурая бестия.
- Эуропейцы. Высшая каста.
- Варяги со шняги.
- Чудь, твою мать.
- А кто это у вас реку Колу себе требует?
- Юлас. Потомственный рыбообработчик.
- Так Колу-реку давно у областной администрации концерн Кока-Кола выкупил.
- То-то и оно. «Полярному квасу» ее всяко не свалить. И есть еще Ася Пауковна… Трехглазка ее фамилия…
- Ну а эта-то, хипесница, прости господи, с какого тут перепугу? Она в Сон-Хеле вообще ни дня не проживала. Лишь бы сосать. Родом из Дыр-дыры все их паучье семейство.
- Она справку сделала. Через фирму «Родные корни». Разные там свидетельства очевидцев. Выписки из церковно-приходской книги. За подписью отца Иоанна Феодоритовича. Ася Пауковна у нас теперь сонгелка по происходу, с паспортом.
- И на что она нацелилась?
- На времена года.
- Охрибеть!
- У нее бизнес-план имеется, он хочет семь самоедских времен года приватизировать, держать их на ферме и выпускать в утвержденные сроки…
- Вытебеть! И что на это Европа говорит? Что Гаага? Ответ получали?
- Удовлетворить согласно требований коренного народа.
- А подпись чья?
- Да, Ангела нашего.
Меркиль.
Сотворение мира
Полканыч достал из закрытой ячейки офисной будки бутылку «Озерной чистой» и две стопки, разлил.
Они выпили.
Посидели молча.
- А знаешь что, Полканыч. Давай-ка мы еще и первую часть послушаем, – сказал Мухтарыч.
Полканыч опять потыкал в экран стрелкой мышки, и голос народной артистки Оймяконской АССР Изауры Седаковой принялся читать, подпуская между строк профессиональную эллегическую взволнованность:
Маргарита Миллисента Редгрейв. «Сонгельский эпос».
Перевод с австрийского на дырдыгирский, ёптыртырский и могилёхский, а также оймяконский русский Авдотьи Сысоевой.
Сотворение мира.
Мое имя Чарр, оно означает: тундра.
Я был мальчиком-тундрой, стал юношей-тундрой, а теперь я дед-тундра.
Я родом с погоста Лу-явр, самого большого и самого спесивого погоста во всей Саамеедны.
Я жил в Лу-явре оленьей жизнью – сосал молоко из сосцов олених и спал, тело к телу, с братьями-оленями, катался на них по белому мху и голубому снегу и оленьи женки рождали от меня рогатых сыновей.
Я был счастлив счастьем оленя, снега и мха.
Но что-то тянуло меня в другую жизнь.
Я желал странного – желал найти свою страну и жить в ней, как человек, а не как животное.
Людской, а не звериной жизнью хотел жить.
Я знал, что эта страна есть на свете, и она лишь ждет своего хозяина.
И девушка Кайв, чье имя означает «источник», встреченная мною у родника, поставила мне на лоб клеймо, которым она метила свои стада, чтобы я навек был ей верен.
А я поставил свое клеймо ей на плечо.
Стояли голубые, как песцы, дни раннего просветления.
Мы с Кайв запрягли в лодку-сани семерку оленей-братьев, взяли двух племянников-щенков, и поехали в наше царство на край земли.
На пути у нас встал туман, плотный, как облака с Ресничного неба.
Олени ослепли в тумане и больше не могли волочить лодку.
Тогда я выпряг их и на их место поставил в упряжку семь облаков.
Мы поехали на облачной упряжке сквозь весну.
Нам встретилась в дороге русская дева, с крылышками вместо рук.
Это была Братанна.
Она плакала о том, что жена ее брата позавидовала ей – зачем, мол, у нее не руки, а крылья? – и выгнала из дома.
...За то, что брат любил ее больше, чем жену.
Мы спросили крылатую русскую деву, что самое красивое она знает в мире.
Братана ответила – Сон.
И улетела на своих крыльях.
Потом мы повстречали во фьорде Пера Гюнта в старой полинявшей куртке и штанах, бедного и веселого.
Пер только что сбежал из пещеры горного короля.
Король троллей предлагал ему свой трон, и свою дочь в жены, если он тоже станет троллем.
Но Пер не поддался на толстый троллинг и троллить людей не захотел.
Через все земли, все царства Земли, дорога вела его обратно домой, к брошенной невесте Сольвейг.
Мы спросили его, как называется по-норвежски страна блаженства.
Он ответил – Hell.
Нас с девушкой-источником везли в лодке семь облаков, потом – семь дождиков, потом – семь листопадов.
Олени-братья и щенки-племянники шли за упряжкой.
И вот мы приехали к подножью горы Соловорака, сидящей в тундре, как огромный грустный бог о двух головах.
Под горой металось озеро Сейд, не окидываемое взглядом ни с какой вышины, непредставимое во всех изгибах своей неправильной звездчатой рамы.
Огибая озеро и гору, текла река Кола, вода которой, как мы убедились вскоре, могла оживлять умерших.
Одна гора, одна река, одно озеро.
Довольно для человека.
Таково было наше владение, которое мы с Кайв назвали Сон-Хель.
Сон.
И Хелл.
Я воткнул свой хорей, которым погонял облака, дожди и листопады, в тающий сугроб, и сказал:
Это мой чарр. Я здесь владею всем.
- Здравствуй, Чарр! – сказал я Тундре.
- Здравствуй, Чарр! – ответила Тундра мне.
Я снял с правой ноги кожаную тоборку и запустил ею в небо.
Тоборка упала на одну из вершин двуглавой горы Соловораки.
Я снял с левой ноги тоборку и тоже подбросил ее высоко. Тоборка упала на другую вершину.
Гора в тундре нахлобучила покрепче два кожаных колпака, подаренных мной, и захохотала.
В сиятельной Самояди семьсот семьдесят семь рек и семьсот семьдесят гор и семь тысяч семьсот семьдесят озер.
Но мне нужна моя гора, мое озеро, моя река.
Они это я.
Служивые псы
- Вот что, Полканыч, – сказал Мухтарыч. –Ты гору-то Соловораку этому старому хрену Чарру, или ветерану чудских войн Ляйну Батьковичу, или там еще кому желающему, отдавать не спеши.
- А что?
- А то, что это, по ходу, наша гора.
- Чья наша?
- Моя и твоя.
- Чего-о?
- С товарищем Росомахой из департамента Фиолетово-Серебряного блеска придется поделиться, конечно.
- А… А НАТО как же?
- А что НАТО. У Росомахи там, сам знаешь, своя вахтерша на НАТОвской вышке.
Будем с НАТО арендную плату брать.
В рамках реституции.
Согласно требований коренного населения.
Как ты думаешь, сколько с них можно реально слупить?
Да, ты прав, генералу-то, который на вышке главный, тоже откат положен.
Низзя, конечно, но ницшего.
Порешаем вопросы.
Так что, спасибо Маргарите нашей Миллисенте, любимейшей наложнице самого императора. Не подвела, родимая.
- То есть… Не понял, Мухтар Мухтарыч?
- Ну, ептыптырь! Ты про двух собак слышал в каноническом тексте?
- Каких собак? Щенков-племянников?
- Племянников! «Два пса-племянника бежали вслед за нашей повозкой». Бежали вот так, бежали и прибежали в Сон-Хель.
- И… И что?!
- Вот же тупой, еще тупее!
- Я реально не врубаюсь.
- Так пойми, Мухтарыч! Восчувствуй и пойми!
И запомни!
Мы с тобой – тех доблестных щенят потомки.
И законные, само собой, наследники.
Два сторожевых пса.
Два старых служаки Отечества.
Мухтар верный и Полкан преданный.
С правом на полную реституцию имущества.
А что. Весь век на защите Родины.
Заработали!
Будку и миску с кашей, всяко, заслужили!
И гору Соловарака!
И реку Кола!
И озеро Сейд!
И тундры свой кусочек, и тайги делянку.
С солнцем, луной и звездами!
С радугой!
Со всей инфрастуктурой!
С НАТОвской вышкой, блин!
Наша она!
Все наше!
Историческая родина.
Малое Отечество.
Вот моя деревня вот мой дом родной!
Вот качусь я в санках по горе крутой!
Полканыч, потянув руку, схватил со стола бутылку «Озерной чистой», отвинтил крышечку, присосался к горлышку.
Отсосался, ухнул.
- Будем, Полканыч, сонгельский происход оформлять!
Через фирму «Родные корни».
Семь самоедских времен года
В элитном коттеджном поселке Ептыптырь, на самоедской Рублёвке, Ася Пауковна Трехглазка, директор частной фирмы «Seasons & reasons», загоняла веником-голиком в евро-сарай семь местных времен года:
- А ну, домой!
Одно, огромный стоногий паук, выползло из-под куста, тяжело переваливаясь, втащилось по ступенькам, сопя и кряхтя, угнездилось под лавкой. Это было самое долгое время года – Полярная ночь. То, что сто дней не выпускает никого из своей паутины.
Прибежало и другое – лужа талой воды, на четырех птичьих лапах, с головой чайки на тонкой шее. Заклекотав, время подползло к хозяйке. Раннее просветление, саамская весна-красна. Его голосом кричат все безумные бакланы и чайки Мурманска и Кандалакши.
Третье время года вылетело из-под облаков: воздушный змей из прозрачного рыбьего пузыря, натянутого на легкую костяную рамку. И опустилось Асе на ладонь. Короткое (три дня и три ночи) полярное лето. Лето улёта. Зовущее — лети!
Ася прошлась по двору и вымела веником из укромных уголков, загнала в евро-сараюшку еще четыре времени.
В сумерках промелькнули:
волчья ощерившаяся пасть,
улыбчивая тюленья мордочка,
грубая, растрескавшаяся глиняная лепешка,
усмехающаяся рожица гномика-чахкли.
Таковы были лица семи северных времен года.
- Вот и сидите тут.
Я вас прихватизировала.
Пока не разрешу – не настанете.
Всегда одна и та же погода будет.
Каждый день.
Весь год.
Все века.
Околоноля чтоб, forever.
А кому нужны весна, лето, осень, зима – пусть проплачивает.
Согласно прейскуранту.
50 процентов предоплаты.
Доставка самовывозом.
Свидетельство о публикации №219030200219