Россия и Европа - в чем не прав Н. Я. Данилевский?

К 150-летию издания книги Н.Я. Данилевского  "Россия и Европа".


Но сначала о том, в чем Николай Яковлевич прав.

Первый раз книгу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» мне,  как и большинству читате-лей из моего поколения,  довелось прочитать чуть более  двадцати лет назад. Книга оставила на душе очень хорошее впечатление и целостность восприятия, глубоко проработанной автором проблемы, взаимоотношений России и Запада.

Всякое непонимание или недопонимание человеком событий или обстоятельств подобно его нахождению в ситуации хаоса. А в хаосе большинство людей чувствуют себя, мягко говоря,  неуютно. Ни что так не ввергает человека в «разобранное» состояние, как чувство неопределенности.

Труд Данилевского убирает всякую неопределенность или иллюзии по поводу отношения Западного мира к России.  Россия для Запада – в наше время уже это не только Европа, но и США плюс Япония – всегда рассматривалась и будет рассматриваться, как конкурент, как духовный неприятель, как враг.
В этом смысле книга Данилевского все расставила на свои места.
Пожалуй, можно сказать, что  такое же впечатление по  целостности изложения произвела на меня в свое время  книга «Самодержавие Духа» митрополита Иоанна (Снычева). После ее прочтения в моем понимании истории России все также встало на свои места.

Н.Я. Данилевский весьма точно «разложил по полкам»  все составляющие элементы отношения Запада к России,  научно обосновал свое мнение и снабдил свои доводы весьма яркими образами и наглядными примерами.
Наиболее прочно в памяти засела следующая, приведенная Н. Я. Данилевским, история:
«Едва ли какое другое действие России возбуждало в Европе такое всеобщее негодование и сожаление, как война с кавказскими горцами и особливо недавно совершившееся покорение Кавказа. Сколько ни стараются наши публицисты выставить это дело как великую победу, одержанную общечеловеческою цивилизацией, - ничто не помогает. Не любит Европа, чтобы Россия бралась за это дело. Ну, на Сырдарье, в Коканде, в Самарканде, у дико-каменных киргизов еще куда ни шло, можно с грехом пополам допустить такое цивилизаторство, а то у нас под боком, на Кавказе; мы бы и сами тут поцивилизировали. Что кавказские горцы - и по своей фанатической религии, и по образу жизни, и привычкам и по самому свойству обитаемой ими страны - природные хищники и грабители, никогда не оставлявшие и не могущие оставлять своих соседей в покое, - все это не принимается в расчет. Рыцари без страха и упрека, паладины свободы, да и только! В Шотландских горах с небольшим лет сто тому назад жило несколько десятков, а может, и сотен тысяч таких же рыцарей свободы; хотя те были и христиане, и пообразованнее, и нравом посмирнее, да и горы, в которых они жили, не Кавказским чета, но, однако же, Англия нашла, что нельзя терпеть их гайлендерских привычек, и при удобном случае разогнала на все четыре стороны. А Россия под страхом клейма гонительницы и угнетательницы свободы терпи с лишком миллион таких рыцарей, засевших в неисследованных трущобах Кавказа, препятствующих на целые сотни верст кругом всякой мирной оседлости; и в ожидании, пока они не присоединятся к первым врагами, которым вздумается напасть на нее с этой стороны, - держи, не предвидя конца, двухсоттысячную армию под ружьем, чтобы сторожить все входа и выходы из этих разбойничьих вертепов. И по этому кавказскому (как и по польскому, как и по восточному, как и по всякому) вопросу можно судить о доброжелательстве Европы к России».

И действительно, особенно в последние десятилетия, пока Россия еще только собирает силы, после развала СССР – Запад проводит особенно  хищническую и коварную политику в отношении государств, которые попадают в зону его интересов. Тут тебе и Югославия, и Ирак, и Ливия, и Афганистан, и Сирия. И Украина с Венесуэлой.
Когда Западу необходимо - он попирает все международные нормы права и законы. И его силам оказывается можно безнаказанно бомбить Югославию, вводить без приглашения свои войска в Сирию,  устраивать и поддерживать кровавый государственный переворот на Украине, провоцировать и разжигать церковный раскол в православном мире, вводить санкции против государств, которые  имеют другую точку зрения на происходящие события и т.п.

А когда Россия защищает русских людей на Донбассе или по просьбе правительства Сирии  оказывает этому государству военную помощь, то на Западе сразу поднимается истеричный вопль о нарушении Россией «международных прав» и «демократических свобод».

Сейчас цивилизаторы  намерены в Венесуэле переворот устроить.
В этом весь Запад. Духовная основа Запада – латинская ересь. Отсюда  все и произрастает – из латинского духа, который является ведущей силой Запада.

Три года назад Папа Римский полобызался с  нашим Святейшим Патриархом в Гаване. «Мы братья»,- заявил  он тогда.
А когда в прошлом году Фанар устроил раскол в Православном мире, то этот «брат» даже не икнул в защиту прав «своего брата» и канонической Церкви. Да и вряд ли такой раскол без санкции самого с Папы мог совершиться. Фанарские иерархи имеют давние и постоянные контакты с Ватиканом, причем в очевидном положении подчиненности.
В этом и проявляется латинское коварство. Сначала усыпить бдительность, а потом нане-сти неожиданный удар.
Как было,  в аккурат пять лет назад, на Украине?
Три западных министра иностранных дел выступили поручителями, а потом когда все по-верили в их поручительство и расслабились, Госдепом США была дана команда на штурм существующей легитимной власти.

О латинстве Н.Я. Данилевский также весьма точно отметил:
«Из краткого взгляда на православное, католическое и протестантское понимание значения церкви уже достаточно выказывается существенность различия между просветительными началами, исповедуемыми русским и большинством славянских народов, и теми, на которых основывается европейская цивилизация. Различие это не поглощается родовым понятием христианской цивилизации, потому что вследствие вольного и невольного искажения правильного понятия о церкви европейская цивилизация, произрастив немало действительно христианских плодов, - на основании неудержимого хода развития того зерна западной лжи, которое примешалось к вселенской истине, - дошла до непримиримого противоречия, теоретического и практического, с обеими западными формами христианства, которые, однако же, как протестантская, так и католическая  Европа отожествляет с самим христианством и потому тщится заменить его рационализмом, более или менее радикальным, в области убеждения, а в области практической старается устранить противоречие разрывом между государством и церковью, т.е. между телом и духом; другими словами, хочет излечить болезнь смертью. Этот замен и этот разрыв еще не вполне совершились, но последний обхватывает все большее и большее число государств и приближается к своему кризису. Первый же проникает все глубже в такие слои общества, в которых этот рационализм, проходящий всевозможные градации между деизмом и нигилизмом с огромным преобладанием последнего, по степени их развития и образованности не может уже составлять философского убеждения, а принимает характер веры - и веры по преимуществу атеистической, а следовательно, и с утилитарной точки зрения лишенной всякого этического значения».

Но если Данилевский 150 лет назад писал о том, что  «Этот замен и этот разрыв еще не вполне совершились», то на сегодня этот «разрыв» уже полностью завершен и оформлен. Западные правители и финансово-промышленные элиты полностью встали на сторону ан-тихристианства, на сторону демонических сил и ценностями для них являются те, что противны Богу.

В чем не прав Н.Я. Данилевский?
Как один из идеологов панславизма (всеобъемлющего объединения единокровных братьев-славян),  он попытался представить  национальный фактор -  «фактор крови» фундаментом русской жизни, русского бытия.

В противовес идеальной формуле отношений власти и общества в императорской России «Православие, самодержавие, народность», сформулированной  современником Да-нилевского министром просвещения Сергеем Уваровым,  он выдвинул свое понимание таких взаимоотношений, свою триаду -  куда на первое место поставил «народность», затем «православие», а на третье место «власть». Причем совсем не монархическую самодержавную, а такую, какая «народности», т.е. народу угодна  будет.
По некоторым другим источникам власть, как вариант «самодержавная» ставилась панславистами на второе место, а Православие только на третье.

Н.Я. Данилевский писал: «Народность составляет поэтому существенную основу государ-ства, самую причину его существования, и главная цель его и есть именно охранение народности. Из самого определения государства следует, что государство, не имеющее народной основы, не имеет в себе жизненного начала и вообще не имеет никакой причины существовать».

Но что такое народная основа? На чем она строится? По мнению Данилевского - на славянстве, на  «крови народа».
А на мой взгляд народная основа - это «дух народа».
Дух русского народа формирует именно его православная вера. Эта вера и есть стержень народности. Поэтому и веру, т.е. Православие в России дОлжно ставить на первое место.
Ибо в «В начале было Слово» (Ин. 1:1) и  Христос «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин.1:12,13).
Без веры ничего не имеет смысла. Без веры Россия Богу не нужна.

Далее – власть. В России власть никакой демократией не удержишь. Как только вертикаль власти ослабевает, сразу начинают расти сепаратистские настроения, подогреваемые и финансируемые теми же западными «партнерами», которые стремятся, как можно скорее раскромсать русские территории  для своих колониальных нужд. Поэтому власть в России может быть только самодержавной - будь она при Царе, при Генсеке КПСС или при действующем Президенте.
И Россия будет существовать только  при самодержавной власти. В другом  варианте - России не будет.

Затем – народность.
У нас сегодня Православие есть, а народности нет. Народ разделен на группы по убеждениям. Например, на «красных» и «белых».
Есть еще группа агентов западного влияния. Особенно в среде олигархических кругов и творческой интеллигенции.
Есть группа антипатриотов, которые глубоко убеждены в правильности западных ценно-стей и для их насаждения им не жаль ни самой России, не русского народа.
Хотя, может они просто являются потомками  немцев, англичан, французов и «разных прочих шведов», которые когда-то в изобилии привлекались к нам в качестве рабочей силы. Тогда все их действия по отношению к России вполне объяснимы.  Может у них врожденный другой менталитет и отсюда эта тяга к Западу?
Как говорят: «Это в крови».  А «кровь есть душа» (Втор.12:23). Вот мы иногда говорим про предателей Родины – «продажная душа».
Так и они кормятся от России и одновременно воюют против нее. Может если веры нет, если Бога нет для человека, то тогда его ведут - его «плоть и кровь»?
Вернее сказать, что «плоть и кровь» не защищенные духом, становятся открыты и доступны влиянию демонических сил. Которые и ведут эту «плоть» на баррикады.
               
В заключение приведу вывод, который сам же Н.Я Данилевский  сделал в результате своих размышлений и утверждений:
«Из выставленной здесь черты русского народного характера, проявлявшейся при самых важных, торжественных мгновениях его жизни, выводится то заключение, что вообще не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготовляющееся в его духовном организ-ме, но всецело обхватывающее его, когда настает время для его внешнего практического обнаружения и осуществления».

«Внутреннее нравственное сознание» русского народа  формировалось веками и основой этого сознания всегда служила Православная вера.
Именно вера помогала выстоять нам в годы испытаний.
Поэт Юрий  Кузнецов написал: «Россия — страшная страна, Где бьются Бог и сатана».
Сейчас на Западе сатана «правит бал». И в России пытается. И отчасти ему это удается.
Противостоять сатане можно только со Христом.
Даже во времена безбожия в нашей стране наш народ жил и исповедовал христианские нравственные принципы. Пользуясь аналогией с термином «несвятые святые», введенным теперь  уже митрополитом Тихоном (Шевкуновым), можно назвать бОльшую часть русского народа «неправославными православными».
У большинства нашего народа есть внутренний нравственный стержень. Но это духовный компонент, а не биологический.

Батюшка Серафим Саровский говорил, что «самый слабый из бесов может одним своим когтем весь земной шар перевернуть».
И никакой народностью его не остановишь – «…только молитвою и постом» (Мф.17:21).
Только глубокой верой в то, что Христос посреди нас!
И тогда победа духовная – преобразуется в победу материальную. Так всегда было – во всех сражениях и войнах. И на Чудском озере, и на поле Куликовом, и  в дни смуты начала XVII-го века, и на Бородинском поле и в Великой Отечественной войне.

В своем труде «Самодержавие Духа» Владыка Иоанн писал:
«Всего несколько десятилетий прошло с той поры, как граф Сергей Семенович Уваров, министр народного просвещения в правительстве Николая I, гениально сформулировал основы русской жизни в знаменитом трехсоставном лозунге: «Православие, Самодержавие, Народность». Уходящая Русь оставила его России грядущей как духовное и политическое завещание — но как мало оказалось людей, способных правильно понять и верно оценить всю необходимость строгого и бережного соблюдения именно такой последовательности русских зиждительных начал.
Державная мощь должна стоять первой, — решили патриоты-государственники, ревнители имперской идеологии. «Самодержавие, Православие, Народность» — получилось у них. Да нет же, — возражали панслависты, — именно народное, национальное начало является основным. Их лозунг выглядел как «Народность, Самодержавие, Православие». И что же? Сегодня, по прошествии стольких лет и по пролитии столь великой крови в хаосе русских смут, мы просто обязаны ясно понять — сколь гибельными оказались все эти внешне благонамеренные перестановки.
Ибо без веры, без Церкви, без святынь — России нет и не может быть...».

Могу только подписаться под этими словами.


Рецензии