Космическая этика Циолковского
В Циолковском часто видят предтечу космонавтики. Это верно: в 1879 году, уже в юношеских набросках у него появляется тема «космического будущего». Философские же взгляды его своеобразны. Он называл себя «материалистом», однако это весьма своеобразный материализм. Вопрос о «первичности» материи или духа для него мало что значил. Главное было: «оценка жизни и существования человека и человечества». Другими словами, это учение о добре и зле. Об этике Циолковского я прочитал в «Науке и религии» (1989, № 1).
По Циолковскому, этика начинается с вопроса: «какова цель жизни?» КЭЦ считал, что цель жизни есть стремление к счастью и совершенству. Смысл науки, знания в том, чтобы ответить: как сделать человека счастливым? В свете этики следует рассматривать и технические идеи КЭЦ без выхода в Космос и его освоения будущее человечества немыслимо… Традиционный материализм Циолковский считает «пессимистичным»: он остановился на полдороге и не дошел до отрадных выводов о вечной и безначальной жизни всего сущего. Ученый считал, что личное бессмертие есть факт – в силу того, что тела состоят из вечных атомов, способных к ощущению (атом-дух). Это чувствующие боль атомы. Так как собственное счастье атомов-духов зависит от совершенного устроения Вселенной, то понятно стремление КЭЦ распространить влияние человека на Космос. На весь Космос - иначе о всеобщем счастье нечего и мечтать! Так земная этика непосредственно вырастает в космическую.
В Циолковском я вижу слияние, синтез научного знания, то есть, конкретных технических идей, с философией и этикой, - в их устремленности к счастью человека, к вселенской миссии человечества по гармонизации Космоса.
Интересен загляд КЭЦ в далекое будущее. Атомы – увы - способны страдать, и пока наши тела состоят из атомов, то от страданий избавиться невозможно. Будущее - за «лучистым человечеством», которое в форме сгустков энергии будут бесконечно жить в бесконечном пространстве… Где-то мы с этим уже встречались. Ну, конечно. «Мировая душа» Антона Павловича Чехова…
10 февраля 1989.
Свидетельство о публикации №219030200362