Если нельзя, но очень хочется, то можно

Это известное выражение после некоторых колебаний и раздумий я решил вынести в название данного рассказа. Был, правда, у меня другой, весьма интригующий, вариант «Как я обманул премьера А.Н.Косыгина», но по этическим соображениям от него пришлось отказаться.
Можно было назвать его просто «Как я строил баню на своём дачном участке», так как речь в рассказе пойдёт именно об этом. Но это было бы чересчур прямолинейно, без изюминки.
Во второй половине прошлого века в нашей стране, которая тогда называлась Советский Союз, стали активно создаваться садоводческие товарищества или общества. Желающих стать владельцем участка земли площадью шесть соток  было хоть отбавляй! Дачные домики росли как на дрожжах!
Надо заметить, что в те годы приобрести строительные материалы для сооружения дачного домика законным путём было чрезвычайно трудно, а подчас вообще невозможно.  Например,  на одном заводе ЖБИ (железобетонных изделий)  я обратился к директору с просьбой продать мне три бракованные плиты (я видел эти плиты с явными трещинами на территории завода). В ответ я услышал буквально следующее: «Продать эти плиты как бракованные не могу, так как это было бы документальным подтверждением, что наш завод выпускает брак. А продать плиты без трещин частному лицу абсолютно невозможно, так как этот материал фондируемый и отпускается только в плановом порядке.»
Это я рассказал для иллюстрации советской социалистической  системы хозяйствования! Прибегали дачники к помощи родственников, друзей, хороших близких знакомых, словом, кто как мог, так и действовал. Хорошо, если на предприятии, где работал начинающий дачник, можно было приобрести, как говорится правдами, а иногда и неправдами, тот или иной нужный ему материал. Учитывая огромное количество созданных дачных  кооперативов и во много раз большее число новых дачников, проблема утечки материалов с предприятий стала, на мой взгляд, серьёзно волновать руководство страны. Оно должно было принять необходимые меры. В качестве одной такой меры стало Постановление Совета Министров СССР, подписанное Алексеем Николаевичем Косыгиным, в котором детально указывались и размеры участка, и площадь дачного домика. Регламентировалась и высота домика от уровня земли до конька крыши. Запрещалось строительство на дачном участке бани. Разрешалось сооружение помещения для душа, причём площадь его должна быть не более 2,5 квадратного метра! Не допускалось строительство мансард, подвалов.
За соблюдением указанных в Постановлении нормативов зорко следили органы Народного Контроля и Райкомы КПСС. Для того, чтобы понять, какой большой властью обладали эти органы, я приведу здесь известный мне случай, имевший место в одном райкоме партии в Ташкенте.
На заседание бюро райкома был вызван директор крупнейшего в республике авиационного завода. Проведённая проверка Народным Контролем  дачного массива этого завода выявила многочисленные нарушения при строительстве дачных домиков. На некоторых из них были сооружены мансарды, вырыты глубокие и просторные подвали и т.д.
Мне рассказывали, что директор завода должен был либо устранить допущенные нарушения, либо положить свой партийный билет прямо на этом заседании бюро райкома партии!
Утром следующего дня директор направил на садовый массив бригаду рабочих, трактор, бульдозер и агрегат с мачтой и тяжёлой металлической грушей, который обычно применяется для разрушения зданий, предназначенных на снос. Все построенные мансарды были разрушены, подвалы засыпаны. Словом, состояние садового массива авиационного предприятия стало соответствовать нормам, прописанным в Постановлении Правительства!
Директор сохранил свой партбилет и остался на своём месте. 
А теперь перехожу непосредственно и изложению задуманного рассказа. В начале 1980 года Научно-исследовательскому институту «СредАзНИИгаз» было выделено 2 гектара земли в Паркентском районе Ташкентской области для создания садового товарищества. Одновременно с нами получили землю много других организаций и предприятий.
Земля эта принадлежала колхозу, который пытался выращивать на ней пшеницу.  Системы орошения никакой не было, и всё зависело от того, будут весной дожди или нет. Если выпадали осадки, был урожай, а если нет, то и урожая не было, стоимость семян просто актировалась и относилась на убытки колхоза. Вот такие земли и отдали горожанам.
В 1980 году начались активные работы по посадке деревьев, кустарников, винограда и, конечно, строительству дачных домиков.
Среди 32 сотрудников института, получивших участки, я был самым старшим по занимаемой должности (заместитель директора института по науке). Я, естественно, понимал, что при любой проверке со стороны Народного Контроля и райкома партии (а такие проверки были и неоднократно) ко мне будет пристальное внимание, как к руководителю. И я, естественно, старался не выходить за пределы, обозначенные в Постановлении. Размеры дома у меня были даже несколько меньшими, а мансарда и не планировалась.
Другое дело баня!  В моих мечтах она была уже давно! А упомянутое Постановление Косыгина ставило на моих планах жирный крест! Вроде абсолютно тупиковая ситуация! Сказано – нельзя! Но ведь очень хочется! И я мучительно и долго думал, как сделать так, чтобы было можно!
И вот что я придумал. Поскольку разрешается помещение для душа площадью 2,5 м2, то надо в эту небольшую площадь поместить всё, что должно быть в бане. Это значит и печка, и полок, и бак с горячей водой, и бак для холодной воды, и ещё хотя-бы небольшая скамеечка.
Думал я, думал, и однажды пришла мне в голову великолепная идея. Надо печку, каменку, бак для горячей воды разместить под полком. В этом случае они дополнительной площади занимать не будут. Если смотреть сверху, то на внутренней площади помещения в 2,5м2 полок размером 1,7 на 0,6 м займёт один квадратный метр. А вся остальная площадь размером 1,5 м2  будет в распоряжении моющегося человека. Тут найдётся место и для небольшой скамеечки. Это, конечно, не  Сандуны, но для условий садового участка - нормально!
Топка печки предполагалась из небольшого помещения туалета, примыкавшего к стене бани. На крыше туалета я планировал установить бак для холодной воды, из которого по  трубе (1/2 дюйма) вода т поступает в баню, где будет кран и верхний душ.
     Таким образом, бак для холодной воды в моей бане места занимать не будет. Зимы в Ташкенте, к счастью, как правило, тёплые и непродолжительные, так что система водоснабжения должна работать нормально.
Весь этот задуманный проект я довольно быстро реализовал, в основном собственными силами.  Проблема, где взять бутовый камень не существовала. Район предгорный. Вдоль дороги в кювете было много камней подходящего для фундамента размера. Строители дороги использовали только мелкие камни, а крупные отбрасывали в сторону. Камни я привозил на своём жигулёнке. Пришлось сделать несколько ходок,   Баня получилась хотя и маленькая, но очень тёплая и удобная.
Необходимо ещё сказать о раздевалке, не о предбаннике, а именно о раздевалке! Предбанник является составной частью любой бани. Я же сделал не предбанник, а именно раздевалку. Это отдельное очень небольшое помещение, примыкающее к стене бани. Конструкция его взята мной из детской сказки о трёх поросятах. Для стоек я использовал бруски из выброшенных дверных блоков при ремонте квартир в хрущёвских пятиэтажках. На стены использовал упаковочный картон, рубероид и остатки обоев. Как говорится «дёшево и сердито!». На случай каких-либо возможных замечаний Народного Контроля по поводу этого сооружения у меня был предусмотрен ход, взятый тоже из сказки про трёх поросят. Надо просто очень сильно дунуть на раздевалку, и она исчезнет! А раз нет сооружения, то нет и никакого нарушения!
Почти десять лет (вплоть до самого отъезда из Ташкента) мы пользовались этой баней. И даже зимой, когда была не очень холодная погода, она согревала и мыла нас! А после бани быстрее в дом, где растопить камин и посидеть в кресле за чашкой чая! И не только чая, когда есть своё виноградное вино!  Камин, кстати, я сделал тоже своими руками. Он изображён на последней странице обложки.

И ещё одна деталь. К дымовой трубе, выходящей из бани, я пристроил небольшой очаг и вмуровал в него чугунный казан. Удобно и приятно  на свежем воздухе в тени деревьев приготовить плов или сварить шурпу!


Вот, вроде бы и всё, что мне хотелось рассказать о том, как я в советские времена строил баню на садовом участке, обойдя запреты чиновников!
Кстати, о тех чиновниках, которые сочиняли текст упомянутого  Постановления и  рассылали по стране. Эти люди, наверняка видавшие и посещавшие разные бани, и представить себе не могли, что на площади в два с половиной квадратного метра можно разместить всё, что должно быть в бане!
А почему это получилось у меня?
Ответ простой, он в строке заголовка:
«…если очень хочется!»


Рецензии