Деревья - основа экосистемы

В основе эволюции лежат две фазы развития: половая и бесполая. Первая способствует дифференциации признаков, увеличению их разнообразия, а вторая – объединению этих признаков в единую систему, переходу на новый эволюционный уровень, появлению новых форм жизни (организмов и экосистем).

Эти фазы неразрывно связаны друг с другом и образуют единый процесс развития жизни. Но у разных видов смену этих фаз можно наблюдать воочию. Например, у растений это гаметофитная и спорофитная фазы развития. У животных эти фазы лежат в основе полового разделения.

Было бы ошибочным считать, что единственной целью эволюции является постоянное увеличение биоразнообразия . Это характерно только для половой фазы развития. И она активизируется только тогда, когда равновесие в системе сильно нарушено. Система запускает механизм ускоренного развития, поиска новых форм и решений.

И когда достигается максимум разнообразия, происходит синтез нового – переход на новый эволюционный уровень. В относительно короткие сроки происходит глобальное изменение всей системы. Виды и организмы, не приспособленные к новым условиям, массово вымирают. Образуются новые структуры и формы жизни, формируются новые типы отношений.

В период устойчивости и гармонии экосистемы природа отключает или значительно ослабляет механизм полового размножения. Когда система гармонично и слаженно функционирует, нет необходимости что-то менять. Это фаза 2. Такие периоды характеризуются снижением энтропии. В идеале – достижение минимума энтропии, абсолютной осознанности и разумности системы.

Я хочу привести в пример отрывок из статьи селекционера Ивана Владимировича Мичурина о выведении новых сортов плодовых деревьев. Я думаю, что эти наблюдения и справедливы не только для селекции деревьев, но и для совершенствования любых организмов и систем.

«...Единственный и безусловно верный способ повышения качественного уровня наших ассортиментов плодовых растений, это пополнение их своими новыми лучшими сортами, выращенными в наших местностях из семян, полученных от скрещивания лучших иностранных сортов с нашими местными выносливыми культурными сортами и дикорастущими у нас их сородичами.

При такой постановке дела успех вне сомнения.

В этом деле все зависит от опытного подбора комбинаций скрещиваемых пар растений и, главным образом, от целесообразного воспитания гибридных сеянцев в их молодом возрасте. При недостатке же должного воспитания не только растения, но и человек, существо более совершенное, легко теряет заложенные от рождения зачатки культурных свойств и дичает.

Кроме того, нужно знать, что режим воспитания молодого гибридного сеянца будущего нового сорта плодового растения имеет огромную разницу от обычного ухода за молодыми прививками старых, существовавших уже несколько десятков лет, сортов.

В первом случае, в молодом гибридном сеянце только еще вырабатываются его свойства и качества, и в развитии их он легко может быть уклонен в ту или другую сторону. Развитие одного его свойства можно ослабить, а другое усилить, смотря по желанию.

Между тем как в другом случае, т. е. при воспитании молодого прививка от старого сорта, уже давно выработавшего и закрепившего свои свойства и качества, мы имеем перед собой уже чрезвычайно устойчивую форму, которая, несмотря на самые резкие изменения условий воспитания, чрезвычайно трудно и то в самой незначительной степени и иногда лишь на короткое время может поддаться изменению, т. е. если, например, была привита Антоновка, то при всяких условиях культуры из молодого прививка вырастет дерево Антоновки же со всеми ее специфическими признаками, могут лишь на одном дереве быть более крупные плоды, на другом помельче, или на одном плоды с легким румянцем, на другом без него и т. д.

Совершенно другое мы встречаем при воспитании гибридного сеянца; здесь почти всецело качества будущего нового сорта зависят от режима воспитания его. При нецелесообразном способе воспитания мы из самого лучшего гибрида культурных сортов можем получить полнейший дичок и, наоборот, из культурного гибридного сеянца, имеющего признаки нежелательных качеств, применением нужных в таких случаях способов воспитания, может ослабить развитие этих дурных качеств, а иногда и совершенно удалить их и таким образом получить хороший новый сорт.

Так, например, наблюдения Менделя над скрещиванием сортов гороха, во всех его деталях, ни в каком случае не могут быть применены к работам по скрещиванию плодовых деревьев уже в силу одного того, что сеянцы однолетних травянистых растений при своем развитии не могут подвергаться тем влияниям многочисленных факторов, под которые неизбежно подпадают сеянцы многолетних плодовых деревьев в течение многих лет до окончания своего полного развития (и возмужалости).

Между тем, некоторые из этих влияний нередко совершенно изменяют сторону уклонения строений сеянца к одному из растений своих ближайших предков. Кроме того, из моих долголетних наблюдений выяснилось, что сеянцы плодовых деревьев наследуют от своих ближайших предков через посредство родителей в большей мере те свойства, которые в них в год скрещивания выступали с большей силой, а последнее во многом зависит от климатических условий каждого года, от возраста скрещиваемых растений, от состояния их здоровья и от многих других факторов».

Опыт Мичурина прекрасно подтверждает гипотезу о том, что эволюция (то есть постоянное изменение, «совершенствование» признаков) НЕ является самоцелью для экосистемы или организма. И если некий вид в ходе многих поколений скрещивания и приспособления к данным условиям выработал какую-то устойчивую, оптимальную форму и свойства, то это прочно закрепляется в генетической памяти и с трудом поддается изменению.

Чтобы изменить свойства такого организма, необходимо брать его в самом молодом возрасте или вырастить из семени, перенести в новые условия, создать ему стресс, тем самым стараясь выбить из равновесия сложившуюся в нем устойчивую систему и заставив приспосабливаться к новым условиям. Но всё это ничуть не гарантирует получения более совершенных форм и полезных свойств. Такие варварские методы с большей вероятностью ухудшат свойства организма.

Более гуманный и разумный способ совершенствования – это скрещивание (половое размножение), в результате которого появляется новое поколение с разным сочетанием признаков родителей. Чем больше различаются между собой родительские особи, тем разнообразнее признаки потомства. Такие организмы сами по себе очень восприимчивы к внешним условиям и легко поддаются «воспитанию». В них нет той внутренней устойчивости, которая характерна для старых сортов и тем более видов. С одной стороны – это плюс, потому что позволяет нам получить новые признаки, но с другой стороны – эти признаки будут неустойчивы, и понадобятся многие годы ухода и селекции, чтобы эти признаки закрепились в генетической памяти.

Человеческая жизнь значительно короче, чем время жизни деревьев. По этой причине селекция деревьев требует труда многих поколений и сохранения преемственности этого дела. Селекция трав, цветов, овощей нами ведется довольно успешно, потому что это растения с коротким сроком вегетации. Но по отношению к деревьям мы ведем себя варварски – выкорчевываем с корнями, пересаживаем с места на место, прививаем им почки других деревьев, создаем аблактировкой из двух деревьев одно, и занимаемся продажей таких вот саженцев-«франкенштейнов».

Мы относимся к ним чисто потребительски: для нас главное – плоды или древесина. Но роль деревьев в экосистеме планеты значительно выше, чем просто быть материалом и пищей для человека. Скорее, это человек был создан природой для того, чтобы служить деревьям, распространять их семена, способствовать совершенствованию экосистемы. И уже наградой за этот труд являются вкусные плоды, чистый воздух и вода, благоприятный климат и красивые сады.

Путь, который Мичурин называл «единственно верным», долгий, и он превышает время жизни одного человека. Он требует наблюдательности, терпения, бережного отношения к природе, преемственности поколений, уважения к прошлому, умения мыслить широко и дальновидно. Но, к сожалению, большинство людей живут одним днем. И поэтому мы имеем сейчас такую экосистему и такой образ жизни. И если мы не изменим это, то наша эволюционная цель не будет достигнута, и вся наша жизнедеятельность будет лишена смысла.

Сейчас распространение семян, в том числе и деревьев, приобрело широкий размах. По интернету можно заказать семена с любой части света, и люди активно сажают экзотические деревья, будучи абсолютно уверенными, что делают полезное дело – повышают биоразнообразие и озеленяют планету. Это совершенно бесконтрольный, хаотичный процесс, который может полностью изменить существующие ныне экосистемы.

Возможно, эти изменения и необходимы, но хотелось бы, чтобы они были более осознанными и целесообразными. Чтобы человек не просто разбрасывал семена, но и обеспечивал им необходимые условия, направлял их дальнейшее развитие, «воспитывал» их, как говорил Мичурин. Только в этом случае можно гарантированно получить более культурные растения и улучшить экосистемы. В противном случае можно напротив – нарушить баланс в имеющихся экосистемах, ухудшить имеющиеся культурные виды.

Представьте, что ребенка забирают из родной семьи и бросают на произвол судьбы в совершенно чуждых ему условиях – авось выживет. Практически то же самое делаем мы, когда перевозим растение из одной климатической зоны в другую. Проблема даже не в том, что при этом растение «страдает». Проблема в том, что такое отношение к живым организмам свидетельствует о низком уровне сознания людей и не способствует нашей собственной эволюции. А как много информации и пользы мы могли бы получить, если бы осознанно занимались развитием жизни на планете! Насколько лучше мы бы стали понимать самих себя, свою жизнь и свои чувства!

Мы должны помнить, что основу экосистемы составляют деревья. Там, где нет деревьев, происходит эрозия и обеднение почв, опустынивание, резкие перепады температур, ветры, уменьшение биоразнообразия. Деревья – это дом для птиц, насекомых, укрытие и пища для животных, прохлада в знойный день и защита от холодного ветра. Это структурирование почвы, улучшение газообмена, очищение (фильтрация) воды, формирование подземных источников. И в конце концов, это прекрасные природные ландшафты! Мы должны не просто сажать деревья – где и как попало, а осознанно совершенствовать экосистемы, изучая происхождение тех или иных признаков у видов. Только тогда это можно будет назвать разумной деятельностью.


Рецензии