Крест командора Резанова

В Красноярске, на Троицком кладбище в 2000 году поставили белый крест с надписями «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764–1807. Я тебя никогда не увижу», и ниже — «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэльо. 1791–1857. Я тебя никогда не забуду». Они больше не встретились, но это лишь при жизни. Такой финал посчитал грустным шериф города Монтерей: он развеял у креста горсть земли с могилы Кончиты и увез горсть земли для могилы на другом краю земли.
Но подлинная история камергера и командора Резанова гораздо сложнее, чем поэтическая история двух влюбленных, разделенных океаном.
Один из создателей Российской-Американской Компании сорокалетний Николай Резанов вряд ли мог по-настоящему полюбить шестнадцатилетнюю девушку. Возможно, это разочарует фанатов рок-оперы "Юноны и Авось", но в последнем письме, отправленному мужу сестры своей покойной жены М.Булдакову, Николай Петрович сделал следующее признание: «Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю ее, и плачу о том, что нет ей места в сердце моем, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, сохрани тайну». Под "любовью под куском мрамора" Резанов подразумевал свою настоящую и единственную любовь - первую жену, умершую после родов, Анну Шелехову. Так что романс "Я тебя никогда не забуду" можно отнести к ней, а не к юной американке .
Но что имел в виду Резанов, говоря об энтузиазме и жертве Отечеству?
Дело в том, что после провала посольской миссии в Японию, которую возглавлял Николай Петрович, ему отказали в дальнейшем участии в первой русской кругосветной экспедиции и, как главу Русско-Американской Компании, отправили с инспекцией в российские колонии на Аляске. Жители колоний, как оказалось, умирали с голоду из-за того, что продукты им доставляли из России очень долго, через Сибирь в Охотск, и дальше морем, так что еда часто оказывалась испорченной.
Николай Резанов покупает шхуну "Юнона", набивает её продуктами и передаёт поселенцам. Понимая, что этого не хватит на зиму и весну, он распоряжается построить еще одно судно - "Авось". Обе шхуны в феврале 1806 года командор ведет на юг, к берегам Калифорнии, чтобы договориться с испанскими колонистами о поставке продуктов. За два месяца до этого Россия проиграла Наполеону Аустерлицкое сражение, а Испания была союзником Франции, поэтому для спасения русских поселенцев на Аляске от Резанова потребовался весь талант дипломата. Он, благодаря знанию испанского языка и красноречию, очаровывает губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу и коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо. А познакомившись с юной дочерью Аргуэльо, рисует ей роскошную жизнь при дворе в Санкт-Петербурге. Дело заканчивается помолвкой, но для брака православного и католички требуется разрешение Папы Римского, которое Резанов надеется получить через русского императора. Испанцы загружают продукты на "Юнону" и "Авось", и 11 июня 1806 года русская миссия отправляется из Сан-Франциско в Ново-Архангельск. Через месяц плавания поселенцам были доставлены 2156 пудов пшеницы, 351 пуд ячменя, 560 пудов бобовых. Перед отъездом в Санкт-Петербург Резанов оставляет генерал-губернатору Баранову инструкцию о создании на Аляске аграрного поселения, которое будет снабжать поселенцев продовольствием. В 1812 году был создан форт Росс.
В сентябре 1806 года Резанов добрался до Охотска. Начиналась распутица, но командор принял решение двигаться дальше верхом. Перебираясь через холодные сибирские реки по тонкому льду, несколько раз падал в воду. В итоге зимой 1807 года сильно простудился. Едва встав на ноги, снова сел на лошадь.. По дороге потерял сознание упал и ударился головой. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1806 Николай Петрович скончался. Похоронен 13 марта на кладбище Воскресенского собора. Через 24 года на могиле Резанова установят памятник с надписью "Лета 1831-го августа 16-го дня воздвигнут сей памятник иждивением Российско-Американской компании в ознаменование незабвенных заслуг оказанных ей действительным камергером Николаем Петровичем Резановым, который возвращаясь из Америки в Россию, скончался в Красноярске 1-го марта 1807-го года, а погребен 13-го числа того же месяца".
А Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэльо узнала о смерти Резанова только в 1808 году, через 2 года после расставания в Сан-Франциско. Замуж она так и не вышла. В конце жизни удалилась в монастырь. Умерла в 1857 году, пережив русского жениха на полвека.
После разрушения собора в 1960 году могила командора Резанова была утеряна, а прах, предположительно, был перенесен на Троицкое кладбище Красноярска. Там-то и появился в 2000 году белый крест, где разлученные временем и пространством души Николая Резанова и Марии Аргуэльо всё же символически встретились. А нам осталась на память от них блестящая история любви, хотя и не такая однозначная, как в поэме А.Вознесенского "Авось", положенной за основу рок-оперы "Юнона" и "Авось".
Истории "Колумба Росского" придали романтический ореол, а главная миссия командора по спасению поселенцев Аляски отошла на второй план. Забылась и его настоящая любовь - Анна Шелехова, о которой Резанов писал: «Восемь лет супружества нашего дали мне вкусить все счастие жизни сей как бы для того, чтобы потерею ее отравить наконец статок дней моих».
"Патриотизм заставил изнурить все силы мои, — писал Резанов в прощальном письме, с надеждой, что правильно поймут и оценят; — я плавал по морям, как утка; страдал от голода, холода, в то же время от обиды и еще вдвое от сердечных ран моих."
С Резановым связаны еще несколько интересных историй. Например, почему Резанова назначили главой кругосветной экспедиции, а в итоге слава досталась Ивану Крузенштерну? Или почему Резанова называют командором? Оказывается, он еще при императоре Павле, который был Великим Магистром Мальтийского Ордена, получил официальный титул Командора Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. На портретах Резанова виден белый мальтийский крест основателей иерусалимского госпиталя - символ доблести и веры.


Рецензии