Шолохов

На улице шёл мелкий дождь. Ещё вчера было жарко, а сегодня в горах выпал снег и похолодало. Я выпил кофе и сел за компьютер, намереваясь закончить статью, которую обещал одному изданию давно, но всё никак не мог её закончить.  Вернее, статья была закончена, но в ней не хватало «изюминки», последней строчки, в которой бы был ответ на вопрос: «современная русофобия, есть ли она, и что делать, как ей противостоять?»
Когда меня попросили поделиться своим мнением по этой теме, то я немного растерялся. Во-первых, сам поставленный вопрос уже априори подтверждал существование русофобии. С этим, с фактом её существования, у меня «не было сомнений»: я её, русофобию, не раз на себе испытал и там, в СССР, и здесь, в США. А вот вопрос: «что с ней делать, как ей противостоять?», меня и удивил, и оскорбил. Как это - что делать? Ведь русофобия-юдофобия-англофобия и прочии фобии по отношению к людям - это фашизм, а он заклеймён Нюрнбергским трибуналом и многими международными законами.
Я быстро написал статью, где всё это и изложил. Но, перечитав написанное, я понял, что статья оказалась какой-то «пресной» и скучной, как лекция сельского активиста из  советского общества «Знание». И тогда, вспомнив про «конец - всему делу венец», я решил одной строчкой создать этот «венец».
Но дело оказалось нелёгким. Были испробованы разные варианты окончания, и все они меня не устраивали. Выключив комп, я пошёл за почтой. В моей ячейке было несколько писем и биллов, а также ключ от прикреплённого сбоку ящичка, куда почтовик кладёт бОльшие пакеты и посылки. Я удивился - мне уже давно никто ничего не присылал. Пакет был увесистым, обмотанным плёнкой, и сразу разобрать, кто мне его прислал, было невозможно. Дома, вскрыв посылку, я увидел обратный адрес. Первые же слова – Россия, ст. Вёшенская – заставили моё сердце забиться
«в карьер» от изумления и радости.
Это была посылка от Ю. А. Дворяшина, редактора журнала «Мир Шолохова». В самой посылке были журналы, книга «Об отце», М.М. Шолохова, и письмо.
Я вспомнил, что несколько месяцев назад послал в Вёшки свои книги с небольшим письмом, в котором я благодарил всех, кто занимается увековечением творчества Великого Казака. И вот пришёл ответ от Александра Михайловича, внука писателя, ныне директора Шолоховского музея. Письмо было тёплым, чувствовалось, что Александр Михайлович с особым уважением и вниманием относится к уральцам, где бы они ни находились. «Как вы, должно быть, знаете, уральская земля - родная для моей семьи...», - написал он мне. Я – знал, знал очень хорошо...
Устроившись уютненько в кресле, стал читать присланную книгу. Вскоре я забыл, что читаю воспоминания сына о Великом отце. Передо мной был рассказ о Шолохове, но не о его величии и значимости, а о будничных событиях, о семье, о его трепетном отношении к жене, детям, друзьям и читателям. Язык повествования был чётким, но довольно колоритным, порой со знаменитой шолоховской ухмылкой, которую сын унаследовал от отца. Я прочитал книгу быстро, жалея, что так мало было написано. Откинувшись в кресле, я попытался чуточку подремать, но сон не шёл. Мои мысли были о прочитанной книге, о человеке, слепившим в огромной степени мой характер, открывшим мир, который я пронёс через всю свою тернистую жизнь.
Михаил Александрович Шолохов... Как же, когда же я впервые услышал это имя? Я стал рыться в закоулках своей дырявой памяти и не мог вспомнить. Шолохова у нас, в Уральске, любили все.  Он был своим! Мало кто знает, что, когда объявили о присвоении М. Шолохову Нобелевской премии по литературе 15 октября 1965 года ,— он услушал эту весть, находясь в своем охотничьем домике в Приуралье. В селе Дарьинское, что находится в 30 километрах от города Уральска, с 27 июля 1942 года по конец ноября 1943 года в эвакуации жила семья писателя. Шолохов урывками выбирался туда с фронта и работал над первыми главами романа "Они сражались за Родину". В Приуралье он часто в течение 30 лет вместе с семьей отдыхал от официальной суеты, которая «доставала» его в Вёшках.  Охотничий домик там стоит и поныне.
Я неожиданно вспомнил детство, вспомнил, как моя мама однажды за столом сказала, что вышел фильм о казаках и скоро его покажут у нас в клубе. Бабушка, которую мы все звали по-казачьи бабакой, одёрнула её строго, тихо сказав: «Шура, ты чаво такое гываришь при детях?». Но мама, рассмеявшись, успокоила свекровь, сказав, что Шолохов – наш, из казаков, но что он не запрещён.
Помню, как через неделю после этого мать и отец, одев праздничные костюмы, пошли смотреть этот фильм. Мы, пацанята, тоже ринулись к клубу. Он был переполнен, но его заведующая не отважилась отказать всем желающим - люди сидели и на полу, и на окнах, и даже рядом с экраном. Двери были открыты, в коридоре стояли люди, стояли все три серии.  Мы с другом пролезли под ногами взрослых и попытались хоть одним глазком посмотреть фильм. Помню, удалось только увидеть чубатого казака, гарцующего на коне перед красивой женщиной, -  в следующий миг тётя Зоя, билетёрша, каким-то чудом рассмотревшая детей среди взрослых, выставила нас на улицу. Мы дождались окончания фильма, сидя на ступеньках старого дореволюционного здания, где и был клуб. Не забуду, как выходили люди после этого фильма: женщины с заплаканными глазами, мужчины - с гордо поднятыми головами...
        Дома мама кратко пересказала бабушке увиденное. Бабака плакала, но её глаза излучали радость и гордость за восстановленное имя «казак», которое было не принято произносить в Уральске долгое время после гражданской войны. Позже и мне удалось посмотреть тот фильм. До сих пор считаю его сильнейшим из всех экранизаций этого бессмертного произведения. 
Однажды - кажется, я был в классе седьмом - к нам в школу приехал 
Д. Ильченко, сыгравший отца Григория Мелехова в фильме Герасимова. Это было так необычно: ведь наша школа находилась в пригороде Уральска и мы не были избалованы такими посещениями. Учителя отменили уроки и привели всех нас на эту встречу. Когда появился небольшого роста человек, я немного опешил – он совсем не был похож на Пантелея Прокофьевича. Но это разочарование сразу же прошло, как только он заговорил.
После этой встречи я и прочитал  в первый раз «Тихий Дон». Прочитанное просто ошеломило меня! Ошеломило узнаваемостью героев, их судеб, красотой языка, правдивостью, жестокостью жизни. Я по-другому поглядел на себя, на своих односельчан, на родителей. Герои Шолохова попадались на каждом шагу в моём родном посёлке! Мимо меня каждый день проходили гришки мелеховы, аксиньи, кошевые... Во мне проснулась любовь к своим корням, к своей малой родине и, самое главное, -  к себе самому. Я страшно захотел быть похожим на Григория; первое время переживал, что нос у меня был прямой, а не горбатый, что чуб был светлый, а не чёрный, что не мог скакать на коне, так как всех лошадей в посёлке «забрал Никитка», что не мог поиграть с шашкой дедыньки, погутарить с ним, убитым в той, проклятой для каждого казака, гражданской войне...
Словом, «Тихий Дон» кардинально изменил меня, сделал лучше, внимательнее к окружающему миру, особенно - к своим корням, к истории казачества. Я часто подсаживался к бабаке, спрашивая её о жизни на хуторе, о традициях казаков, стараясь понять силу этих необыкновенных людей, их стойкость и верность Царю и Отечеству, за которые казаков почти всех и истребили. Бабушка охотно рассказывала мне о своём счастливом детстве, юности, пела казачьи песни, частушки, вспоминала различные истории о багренье, Рыжечке... Сколько знала всего эта неграмотная старушка! Слушая её, я изумлялся тому, как были схожи судьбы героев Шолохова и моих стариков! Так же, как и Григорий, мой дед был и у белых, и у красных, так же, как и он, дедынька метался по степи в поиске правды, так же, как и в «Тихом Доне», бабака и весь её хутор уходили в «отступ» вниз по Уралу...
Я стал писать маленькие рассказики, которые тут же рвал, боясь, как бы не увидели их мои старшие братья и не засмеяли. Однажды мой младший братишка посетовал, что никак не может написать сочинение на вольную тему. Я, будучи уже на третьем курсе института, решил ему помочь. Допоздна я пыхтел, но написал. Написал о казаке, который был ранен и после атаки оказался в больнице.  Пётр, мой брат, даже не посмотрев написанное, ушёл в школу. Вечером я его спросил: «Ну как, пятёрка?»
«Какая пятёрка? Ты зачем и откуда это передрал?» - и он с обидой швырнул на стол тетрадку с моим сочинением. Там стояла жирная двойка и подпись учительницы: «Стыдно, молодой человек! Это написано не тобой, а профессиональным писателем. Ты хоть бы удосужился переписать без ошибок!» Я долго смеялся и над учительницей, и над собой. Над собой – с гордостью.
Но один из самых знаменательных дней в моей жизни был тогда, когда я увидел Шолохова «вживую». Было это, кажется, в июне 1969 года. Сдав экзамены за очередной курс уральского пединститута, я пошёл на базар, где в то время была остановка автобуса, чтобы поехать домой, на Селекционную. Неожиданно меня окликнул Булат Мукашев, мой знакомый, который похвастался, что идёт в драмтеатр, на встречу с М.А. Шолоховым, и показал контрамарку, которую ему вручили за отличную учёбу. Видя, как я расстроился, что не смогу попасть туда, он увлёк меня за собой, сказав, что сейчас что-нибудь придумает. И придумал – пока он отвлекал контролёршу, я прошмыгнул внутрь театра. Я до сих пор благодарен ему и судьбе за такой неожиданный и щедрый подарок!
Зал был забит, что называется, под завязку. Вскоре вышел на сцену Михаил Александрович и областное руководство и началось то, что трудно было описать словами: начался разговор мэтра мировой литературы с нами, читателями разных возрастов. Чуть простуженным голосом Шолохов неторопливо рассказывал о современной литературе, давал советы молодым людям, шутил и делился своим опытом. Но из самого запоминающегося на той встрече были его ответы на вопросы. Их было много, записки просто заполнили стол, ведущий не знал, куда их складывать. Долго и обстоятельно отвечал писатель на них. Память стёрла почти все ответы Шолохова, кроме вот этих:
Вопрос: Как вы относитесь к тому, что сейчас пишут стихи и прозу многие, почти все?
Ответ: Думаю, что это хорошо. Ведь если пишет человек, то он думает. Но все ли пишущие достойны быть в профессиональном СП (Союзе писателей)? Думаю, нет. Я сам член СП, но я не знаю и половины этих «писарчуков».
Вопрос: Какая экранизация вашего произведения вам больше всего нравится?
Ответ: Никакая.
Вопрос: Вы сейчас пишете новый роман о Великой Отечественной войне. Будет ли это вторая эпопея, типа «Войны и мира»?
Ответ: Нет, не будет. Нельзя сравнивать войну 1812 года и Вторую мировую. Масштабы во Второй были значительно больше, неизмеримо больше. Обьять всё это, написать о ней так, как сделал Толстой, можно только силами многих авторов.
Вопрос: Как вы относитесь к Сталину? (здесь мы все насторожились, зная особое отношение Сталина к писателю).
Не могу сейчас точно припомнить слова Шолохова. Но он дал тогда честную оценку и вкладу Сталина в разгром врага, и его ошибкам. Я удивился смелости писателя, как он, не боясь, хвалил вождя, когда считал нужным, и критиковал, но, по-своему, без популярного в то время очернительства.
А вот этот вопрос от молоденькой девушки развеселил и заставил улыбнуться весь зал: «Когда я училась в школе, то часто спорила с моей учительницей по литературе об образе Лушки из «Поднятой целины». Мне страшно нравился этот образ, а учительница говорила, что это самый ужасный герой из всех, описанных в ваших книгах. Скажите, кто прав: я или учительница? Нравится ли Вам Лушка?»
Михаил Александрович, улыбнувшись в усы, ответил кратко: «Пользуясь отсутствием жены в зале, скажу, что да, нравится. А об учительнице – о вкусах не спорят!»
Зал взорвался аплодисментами. Были и другие вопросы, и искромётные ответы писателя.
После встречи мы с другом долго ждали Шолохова позади театра. Наконец, он вышел, и мы ринулись к нему за автографом. У меня была крохотная записная книжечка. Михаил Александрович, взяв её, улыбнулся – «Какая большая книга!» -  и расписался. Долго я хранил этот бесценный для меня дар, но потом, в один из своих многочисленных переездов,  книжечка пропала...
И вот передо мной книга его сына, с письмом его внука. Словно сам Шолохов восполнил ту утерянную подпись уральскому пареньку, в чьей душе он когда-то зажёг пламя любви к Родине, к своей земле, к казачеству...

Чуть позже я сел дописывать статью, которая была как бы ответом одному русофобу. Я перечитал написанное, опять поймав себя на мысли о  незавершенности темы. «Не поймёт этот человек, ненавидящий Россию, русских, эту статью, не поймёт!  Вот был бы у меня талант Шолохова», – неожиданно подумал я. И в тот же момент я вспомнил, что на одной из страничек присланной книги я подчеркнул  какую-то строчку, которую хотел запомнить. Я открыл книгу «Об отце», нашёл её, эту строчку, вернее, параграф, и ещё раз внимательно прочитал: «... бойся, сын, людей, каким нужно объяснять, что такое обыкновенная человеческая правда. Страшным бывает такой человек...»
«Как гениально просто сказано, и как точно!» - подумал я и удалил статью, нажав кнопку “delete”. Мне показалось, что Шолохов, на обложке книги, одобрительно улыбнулся в усы.

Колорадо Спрингс, США 

Автор благодарит А.М. Шолохова и Сосинскую И. за критику и советы при  написании этой статьи.

"Шолохов" был опубликован в журнале "Мир Шолохова", альманахе "Вёшенский вестник" №17, в журнале "Гостиный ДворЪ" (Оренбург), альманахе "Литературный альманах Казахстан - Россия 2018" и газете "Горизонт" (Денвер, США)



Рецензии
Павел, добрый день!
Неважно, где живут умные, думающие, владеющие прекрасным русским языком люди, не страдающие русофобией.
А если мы ещё любим одного из лучших русских писателей, приятнее вдвойне общаться с такими людьми. (Я уже писала о Шолохове. Жаль, куда-то пропал отклик.)
Когда-то был фирменный поезд "Тихий Дон" Москва-Ростов. Сейчас не знаю, есть ли таковой. Чистый, уютный. Проводницы вежливые. Из вагона-ресторана по вагонам развозили обед. Например, борщ и вкусные котлеты с пюре. Так вот молва утверждала, что этот фирменный поезд был пущен на средства Шолохова М.А. Правда это или нет - не знаю, но пассажиры называли поезд шолоховским.
Я тоже с Дона. Только на Воронежской земле. Кое-что приходилось слышать от старых людей о гражданской войне, о казаках из соседней области, о колхозах и как они создавались, о кулачестве. Помню, как плакала однажды, узнав о раскулаченной семье с такой фамилией как у нас. Надо же, мироеды, гады такие!
А отец растолковал мне, маленькой, что те односельчане и однофамильцы были, по сути, достойными людьми, тружениками. Работали от зари до поздней ночи всей семьёй. Пахали, сеяли, молотили. Заготавливали сено для скотины. Еда на столе была простая, сытная. Одевались просто, но добротно. Во время сезоннчх работ приходилось и батраков нанимать, ведь хозяйство росло.
Когда мы в школе "проходили" "Поднятую целину", я кое-что уже понимала не всегда так, как надо было по заданной программе. Попадало мне за это от учительницы!
В итоге надо было писать сочинение или изложение по пройденной теме. Два мои одноклассника попросили меня написать им. Они только переписали своей рукой.
В результате они получили хорошие оценки, а мне с огромным минусом трояк поставила учительница.
А я ещё больше полюбила Шолохова. Умнейший человек!
Чего стоит небольшой рассказ "Родинка". Это же сегодняшний день! Беда!
Была передача, где украинские родители на русском языке с горечью рассказывали о том, что очень любящие друг друга брата, их сыновья, воюют по разные стороны. Родители точно знают, что если придётся встретиться в воздушном бою, не уклонятся. Будут сражаться насмерть. Чем не "Родинка"?

Много и, наверное, немного сумбурно. Не буду перечитывать.

Добра и благополучия!

Вера Редькина   27.11.2023 12:33     Заявить о нарушении
Вера, спасибо за добрую рецку. При случае, перекину Александру Михайловичу.

С ув. Я

Павел Кожевников   02.12.2023 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.