Лошадиная шкура

(по мотивам мордовской народной сказки)
(издано в 2019 г. в книге "Мордовские народные сказки"[изд-во АО "Мордовкнига"], ISBN 978-5-7493-1967-5)
 

Ох, и давно это было... Жил в одном селе Покштяй – боярин знатный, старейшина уважаемый. Было у него много детей, все хороши, да один, младший, Сабаней – непутевый. Его так Непутевым Сабанеем и звали. Вроде не лентяй и не дурак этот Сабаней, но на охоту с отцом и братьями никогда не ходил – зверей жалел. И в поле, на покосе, бывало как увидит мышь полевую или ящерку, так и бросает косу. Поймает зверушку, спрячет в шапку, и ходит, ходит кругом, ищет место укромное, чтоб зверька спрятать. Братья, видя такое, только сплевывали горько, да еще сильнее за работу принимались - понимали, что более им Непутевый Сабаней не помощник.

А вот матушка и сестры всегда были рады Сабанею. Он от любой тоски отвлечь мог, как скажет слово веселое, так и уходит печаль. 

Хоть и надоело отцу с Непутевым Сабанеем возиться, да разве сына родного прогонишь. Но тут Сабаней сам отца запросил отпустить на свет белый посмотреть и счастья поискать. Дал Покштяй Непутевому денег и отправил с миром.

Пошел Сабаней куда сам не знал, но куда сердце звало. То на холм высокий заберется и простором любуется, то к озеру спустится, голову в воду засунет и подводному миру дивится.

Вот идет Непутевый Сабаней по дороге, видит - тащит мужик на веревке дряхлую лошадь забитую. Подошел к мужику Сабаней и спрашивает:

- Куда ж ты, мил человек, лошадь ведешь?

А мужик говорит, что ведет лошадь к мяснику, негодная уже лошадь в хозяйстве стала. Пожалел Непутевый Сабаней лошадку. И выкупил лошадь у мужика за все деньги, которые у него были.

Идет Сабаней дальше, а лошадь за ним следом хромает. Какую еду Сабаней раздобудет – лошади половину отдает. И гриву, и хвост ей расчесывает. Лошадка даже справнее стала, хромать перестала.

Долго ли они так бродили, не знаю, но подошли они как-то к реке большой. Берега крутые, вода темная, глубокая, волнами плещет. А вокруг куда ни посмотри - ни моста, ни брода. Если хочешь дальше идти - переплывать надо.  У берега привязана маленькая лодочка, да с лошадью туда не поместишься. 

Загрустил Сабаней, не хочет он лошадку бросать, пропадет животное. И назад идти не хочет, сердце за реку его зовет. 

И вдруг лошадь заговорила человеческим голосом:

- Не грусти, Сабаней!

Парень от чуда такого прямо на землю и упал. А лошадь фыркнула и продолжила говорить:

- Не пугайся, Сабаней. Не простая я лошадь, а заколдованная дочь Видявы. Спасибо тебе за то, что заботился обо мне. Спасибо тебе за то, что увел из тех мест, где я мучилась, и привел меня к этой реке.

Хотел Сабаней со страху сбежать, да ноги совсем отнялись, и осталось ему лишь сидеть, да слушать.

А лошадь склонилась к нему и продолжила:

- Выполни, Сабаней, последнюю мою просьбу, передай меня моей матушке Видяве, век тебе благодарна буду...

- Да как же я это сделаю?! Видява же в глубине воды живет! - встрепенулся Сабаней.

- Не тревожься, Сабаней, - сказала лошадь. - Я скажу тебе, что делать. Этому лошадиному телу недолго осталось. Как взойдет утренняя зорька, лошадь падёт. Но я под шкурой жива останусь. Ты сдери лошадиную шкуру, в реке вымой, мясо и косточки поруби и в реку брось. Так я к матери вернусь. А шкуру лошадиную ты себе забери. Она тебе пригодится.  Если же случится тебе дело неисполнимое, забота невыносимая или опасность непреодолимая - ты шкуру на земле расстели, водой на нее плесни и сам ногами на нее встань, свистни три раза, и я помогу тебе... А сейчас, прощай, Сабаней, солнце за холм садится... Не забудь, сделай всё, как я тебя просила!

Отошла лошадь к реке и стала воду пить так жадно, будто не пила много дней.

А Сабаней поднялся, ноги дрожат, да и все тело, словно лихорадкой колотит. Разжег парень костер, да не греет его костер. Так и простоял Сабаней у костра до утра, пока не увидел, как лошадь упала и перестала дышать.

Достал Сабаней из сумки нож, из-за пояса топор, заплакал, но сделал все так, как лошадь просила. Взял потом лошадиную шкуру, а она мягкая, чистая, легкая... Удивился Сабаней, одел на себя шкуру как плащ, сел в лодку и поплыл на другой берег. Вдруг смотрит, а лодка-то будто сама плывет - ни волны, ни течение ей ни по чём. Как только лодка уперлась в противоположный берег, выскочил из нее Сабаней. Оглянулся, и тут ему померещилось, будто девичья рука из-за лодки ему махнула, а женский голос сказал:

- Спасибо тебе, Непутевый!

Встряхнул головой Сабаней и поспешил прочь.

Целый день он шел от реки и не оглядывался. Под вечер вышел на окраину большого села. Видит - все люди в центре собрались и что-то обсуждают. Подошел Сабаней, поинтересовался, мол, что случилось-то. А ему отвечают:

- Эх, прохожий, горе у нас. Стоит в нашем селе большой яблоневый сад. Сколько мы все тут себя помним - столько и стоит. Вырастают в этом саду яблочки - лучше во всем свете не сыскать. На любой ярмарке в округе наши яблочки - первый товар. Но в этом году запаршивел наш сад - сохнут яблони, не цветут, погибают. Что ни пробовали делать - ничего не помогает. Вот стоим, думаем, как дальше быть...

Подумал Сабаней: “Возьмусь-ка я сад спасти. Покормлюсь, отосплюсь, а потом сбегу”

И говорит он людям:

- Отведите меня к вашему старосте. Я знаю как ваш сад спасти.

Обрадовались мужики, провели Сабанея к старосте.

Староста посмотрел на парня и говорит:

- Делать нам все-равно нечего. Попробуй. Месяц будешь жить в саду. Кормить тебя будем, поить. Делай что хочешь, но, если через месяц сад не оживет - на нас не серчай. Будем бить тебя дубинами. У нас до тебя три садовника приходили, да с помятыми боками уходили. А чтоб ты не сбежал, мужики будут вокруг сада день и ночь караул нести.

Ухмыльнулся Непутевый Сабаней, только поплотнее шкуру лошадиную на себе запахнул и ответил:

- Хорошо, старик, я согласен...

Отвели Сабанея в сад, поселили в саду в домике небольшом и ворота сада заперли. Стал Сабаней в саду том жить и радоваться. Каждый день приезжал к нему мужик, привозил еды, молока, а воду Сабаней сам брал в роднике, что посреди сада бил.

Хороша такая жизнь была Сабанею, да недолгая. Пришел как-то староста, обвел сад хмурым взглядом и сказал:

- Что-то не пойму я, садовник, как ты сад спасаешь. С яблонь почти все листочки опали. Смотри, упадет последний листок - пересчитаем мы тебе ребра.

Смеется Сабаней:

- Не беспокойся, старик, месяц еще не закончился, оживлю я ваш сад.

Покачал головой староста и ушел.

А Сабаней думает: “Как останется последний листочек, так я встану на лошадиную шкуру и велю унести меня отсюда!”

И настал этот день. Расстелил Сабаней лошадиную шкуру возле родника, плеснул на нее воды ключевой, и только ногу хотел на шкуру поставить, как совестно ему стало. Целый месяц его люди кормили, на него надеялись, а он сбежать задумал, как последний вор.

Тряхнул головой Сабаней, встал на лошадиную шкуру и три раза свистнул. И увидел, как спустилось с неба облако прямо к нему. Лишь только коснулось облако земли - превратилось в огромного могучего белого коня. Поклонился конь и сказал человеческим голосом:

- Приказано мне служить тебе, Непутевый Сабаней, говори, что надо делать!

Охнул от удивления Сабаней, но приосанился и говорит:

- Видишь сад вокруг меня? Оживи все яблони в саду, да так, чтобы они цвели и плодоносили два раза в год. А сейчас сделай так, чтоб на ветках и лисья были зеленые и яблоки спелые.

Заржал конь радостно. Взмахнул хвостом и снова в облако обратился. Заволокло то облако весь сад, а когда рассеялось, увидел Сабаней, что весь сад стоит зеленый, а ветки каждого дерева от спелых яблок к земле гнутся.

Только нацепил на себя Сабаней шкуру лошадиную как вбежали в сад люди, а староста впереди всех. Все радуются, кричат, Сабанея на руки поднимают. 

Три дня всё село праздновало и гуляло. А на третий день обнимает староста Сабанея и говорит:

- Спаситель ты наш, оставайся у нас садовником, самый большой дом тебе построим и самую красивую девушку тебе в жены дадим!

Вздохнул Сабаней, стыдно ему, ну, какой он садовник?! Покачал головой, мол, нет, не могу я вас у садовником оставаться.

- Ну тогда, - говорит староста. - Проси любую награду, себя не пожалеем, все, что хочешь тебе сделаем.

Еще больше стыдно стало Сабанею. Поклонился он людям и сказал:

- Ничего мне не надо, добрые люди. Спасибо вам, что сытно кормили и сладко поили меня целый месяц. Отпустите меня, да вспоминайте добрым словом.

Удивились сельчане, но собрали Сабанею всякой еды в дорогу и отпустили с поклоном.

Пошел Сабаней куда глаза глядят, а сам решил лошадиную шкуру только на хорошие дела использовать.

А в это время у князя той земли пир был большой. Сидит князь в своем дворце за большим столом. Рядом с ним княгиня и дочь любимая. По левой стороне бояре знатные веселятся, а по правой стороне дружина верная князя славит. 

И вдруг влетает к ним в окно ворон огромный, черный. Падает на стол рядом с князем и говорит по-человечьи:

- Хватит тебе веселиться, князь! Послал меня к тебе Чудище Мекерь Трехголовый. Говорю его слова: отдавай, князь, мне свою красавицу дочь, а то разорю все твои земли, урожай сожгу и деревни по бревнышку раскидаю. Привези завтра к рассвету княжну к Большому Дубу у Холодной реки. Не привезешь - несдобровать тебе.

Выхватил князь меч, хотел ворона зарубить - да только стол поломал. Каркнул ворон и в окно улетел.

Оглядел князь бояр и дружину. Все стоят и в пол смотрят. Наконец, вышел вперед воевода и говорит:

- Не казни, князь, но никто из нас Чудище Мекеря Трехголового не победит. Если прикажешь, то мы головы свои сложим, но и землю нашу не спасем. Придется чудищу твою дочь отдать.

Заплакали князь с княгиней, но делать нечего. Снарядили они повозку, посадили в нее свою дочь ненаглядную и отправили с княжьим конюхом. Привез конюх княжну к Холодной реке и привязал к Большому Дубу. А сам в кустах спрятался рассвета ждать.

Тут мимо Большого Дуба шел Сабаней, в лошадиную шкуру кутался, думал куда на ночлег податься. Видит Сабаней  - к Большому Дубу девушка красивая привязана, плачет.

Спрашивает ее Сабаней:

- Кто тебя тут оставил, красавица? Зачем к дубу привязал?

Тут княжна ему все про то, что в княжьем дворце случилось рассказала.

Подумал Сабаней, что вот дело доброе, которого он искал, отвязал он княжну и сказал девушке:

- Не бойся, красавица, я злое чудовище проучу, а ты завтра же вернешься к отцу и матери.

Вышел Сабаней к реке, расстелил лошадиную шкуру, плеснул на нее речной воды, встал на нее и три раза свистнул. Сгустилось на небе облако и к ногам Сабанея спустилось. А как земли облако коснулось, так в коня огромного белого обратилось. Поклонился конь Сабанею и говорит:

- Позвал ты меня на службу, Сабаней, говори, какое дело надо сделать.

И сказал Сабаней:

- На рассвете сюда придет Чудище Мекерь Трехголовый. Хочет он девушку невинную погубить или землю разорить. Помоги мне его одолеть.

Заржал конь и говорит:

- Трудное это дело, Сабаней, но доброе. Я тебе помогу. Влезай в мое правое ухо и вылези в левое.

Наклонил голову конь к земле. А голова у него большая, словно дом. Влез Сабаней коню в правое ухо, а вылез в левое. И почувствовал парень, что силушка могучая разлилась по его телу, плечи раздвинулись, ноги окрепли. Схватил он камень с корову величиной и бросил на другой берег реки. А конь говорит:

- Теперь ты не Сабаней, а Сабан-богатырь. Только для того, чтобы Мекеря победить одной силы мало, я дам тебе меч. Возьми его, и шкуру лошадиную не забудь одеть - она доспехом тебе будет.

Сказал так, хвостом махнул, гривой тряхнул, обратился в облако и исчез. Смотрит Сабан-богатырь, а на шкуре лошадиной меч лежит большой. Взял Сабан меч, обернулся лошадиной шкурой и вышел на берег Чудище Мекеря Трехголового ждать.

Как блеснул первый луч света - задрожала земля, вздыбились воды реки, вышел на мост Чудище Мекерь Трехголовый - на одной руке палец с железным когтем и железным кольцом, а в другой руке дубина величиной с дерево. Видит Мекерь - стоит на пути его Сабан с мечом. Засмеялся Мекерь во все три головы, говорит:

- Отойди в сторону, Непутевый, а то раздавлю.

- Не спеши давить, - ответил ему Сабан. - А вдруг ненароком себе ноги переломаешь. И не Непутевый я, а Сабан-богатырь!

- Ну, что ж, богатырь, - сказал Мекерь. - Выбирай - или расходимся миром, и я княжну забираю, или мы биться будем, и я княжну себе потом заберу, когда тебя убью.

- Биться будем, - говорит Сабан. - А княжну тебе не забрать.

- Что ж, дело твое, - сказал Чудище Мекерь Трехголовый. - Если хочешь биться, давай сделаем ток железный и на том току сразимся.

Согласился Сабан, сделали они ток большой железный и стали биться. Страшный был бой, грохот стоял, будто камни с неба валятся. Меч Сабана будто молния сверкает, а дубина Мекеря словно гром небесный бьет. Мекерь Сабана когтем царапает, но Сабана шкура лошадиная спасает. А Сабан мечом в Чудище тычет, но Мекерь рану кольцом железным обводит, и рана у него тут же зарастает. Так бьются целый день и всю ночь. Тут исхитрился Мекерь, ударил Сабана дубиной по голове и лоб ему рассек. Чувствует Сабан, что кровь с головы ручьем течет и силы его уносит. Понял богатырь, что ждать больше нельзя. Бросил он в ноги Чудищу Мекерю Трехголовому шкуру лошадиную, своей кровью пропитанную. Поскользнулся Мекерь и упал на ток железный. Изловчился Сабан, ударил мечом и отсек Мекерю сразу все три головы, а потом встал и выбросил эти головы в реку.

Шарит туловище Мекеря по току руками ищет свои головы, кольцом железным по шеям водит, но голов-то нету. Так и сдохло.

Подошел Сабан-богатырь к Дубу Большому, еле на ногах стоит, на меч, как на посох опирается. Говорит он притаившейся там девушке:

- Убил я Чудище Мекеря Трехголового. Ты свободна, княжна. Иди обрадуй батюшку и матушку, скажи, что больше не будет беды от Мекеря.

Сказал так Сабан-богатырь и упал без сил.

Бросилась к нему княжна, раны его отмыла, своим платком голову ему перевязала, а на палец Сабану свое кольцо серебряное надела. Шкурой лошадиной богатыря укрыла и пошла дорогу домой искать. 

Но тут из кустов конюх княжеский выскочил, схватил княжну за руку, и говорит:

- Клянись, княжна, что скажешь князю и княгине, что это я Чудище Мекеря Трехголового зарубил и тебя спас! А то убью тебя здесь, а князю скажу, что Мекерь тебя к себе уволок.

Испугалась княжна и согласилась, лишь бы домой поскорее попасть.

А дома князь, как увидел, что конюх княжну живую и здоровую привел, сразу его воеводой назначил и велел свадьбу своей дочери с героем-избавителем готовить.

В это время очнулся Сабан-богатырь под Дубом Большим у Холодной Реки. Потрогал голову, а голова платком княжны перевязана, посмотрел на руку - а там на пальце кольцо серебряное княжеское. Оглядел шкуру - а она вся в крови запекшейся. Пошел Сабан-богатырь на реку, сам помылся, шкуру отмыл, расстелил ее у воды, встал на нее. Явился конь перед ним из облака, белый, огромный, могучий. Поклонился конь и говорит:

- Приветствую тебя, мой хозяин, Сабан-богатырь, приказывай, что хочешь.

А Сабан ему отвечает:

- Хочу добрую княжну поблагодарить за заботу, отнеси меня во дворец.

- Отнесу быстрее ветра, Сабан-богатырь, - говорит конь. - Только исполни мой совет, отруби у Мекеря безголового палец с железным когтем, возьми его с собой и кольцо железное тоже возьми.

Сделал Сабан-богатырь, как конь ему советовал, одел на себя лошадиную шкуру, влез на небесного коня и тот его перенес прямо на княжий двор.

Смотрят люди и глазам не верят: прямо с неба к ним прискакал богатырь на огромном белом коне. 

Увидела княжна в окно Сабана-богатыря и говорит отцу:

- Воля твоя, батюшка, я выйду замуж за своего спасителя, только пусть спаситель мой вернет мне мой платок и кольцо серебряное.

Повернулся князь к своему воеводе новому, а тот стоит, бледный, и рот раскрывает, а сказать ничего не может. Тут в светлицу зашел Сабан-богатырь, еле-еле плечи могучие в дверь просунул. Поклонился Сабан-богатырь князю и княгине, протягивает им руки и говорит:

- Простите меня, князь и княгиня, пришел я поблагодарить за заботу дочь вашу, которая раны мои промыла и платком своим перевязала. Вот пришел я платок ей вернуть и колечко серебряное. Ибо нет для меня лучшей награды, чем забота ее и того, что беды страшной над нашей землей больше нет.

Видит князь, на руках у Сабана-богатыря действительно платок его дочери и колечко.

- Это самозванец! - закричал конюх, который воеводой стал. - Вели, князь, его в подвал отвести!

Усмехнулся Сабан-богатырь и сказал:

- А ты разверни платочек, князь. Я там подарок спрятал.

Развернул удивленный князь платок дочери своей - а там палец Мекеря с когтем железным.

Дотронулся князь до когтя острого и сразу укололся глубоко. Кровь так и хлынула. Все вокруг засуетились, забегали. А Сабан-богатырь говорит:

- Не бойтесь, это дело легко поправимое.

Достал Сабан из-за пазухи кольцо Мекеря железное. Провел кольцом по ране княжеской - кровь сразу остановилась и рана заросла в один миг.

Тут, конечно, сразу все поняли, кто на самом деле княжну спас.

Конюха хитрого связали и отправили на каторгу.

А княжну молодую отдали замуж за спасителя ее храброго, за Сабана-богатыря.

Ох, и веселая свадьба у них была! Две недели шла. И Покштяй там был со всем семейством. А то как же, ведь сын родной княжеским зятем стал! И староста с яблоками был. Князю так те яблоки понравились, что велел он всегда их к себе на стол ставить...

И стал Сабан-богатырь родной земли хранителем, все враги его боялись...

Вот так. Для подвига одной силы и хитрости мало, еще доброе сердце и чистая душа нужны....


Рецензии