I-1-3. Познание как форма духовной жизни человека

 
                СОЗНАНИЕ в философском аспекте осмысливается как системное понятие, включающее активное сознание, неосознаваемое и коллективное бессознательное (по теории К. Юнга).
   
                Активное сознание – это  духовная сущность человека,  в которой  весь мир отражается и осмысливается в образах и понятиях.  Именно в этой сущности от рождения человека заложено духовное начало личности и формируются все ее личностные установки  и качества. По последним данным ученых активное сознание  составляет 5-9% сознания.

                Неосознаваемое – автоматический механизм памяти, куда заносятся все индивидуальные впечатления и информация, получаемые человеком в процессе его жизни. Этим личным архивом можно воспользоваться при определенных методах.   А после смерти – всё, накопленное при жизни индивидуальным духом, «возвратится к Богу, Который и дал его» человеку (Еккл. 12:7).
 
                Коллективное бессознательное - это та область сознания, которая вбирает в себя  духовную историю всего человечества. Обычный человек не может проникнуть в эту закрытую сферу. Бог создал человека с открытым сознанием, но после грехопадения, Он оградил активную часть сознания, достаточную человеку для обеспечения полноценной, в сложившихся условиях, жизни. Не трудно догадаться, что случилось бы с Землей и всем человечеством, если бы греховная природа человека обзавелась мощным 100% интеллектом. В закрытой части сознания непонятным пока образом сохраняется этот потенциал. Иначе, чем объяснить все невероятные случаи, когда, после травмы мозга (она может быть разной), у обычного человека неожиданно открываются удивительные таланты в какой-то сфере деятельности.               

ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ.
               
                «Блаженство тела состоит в здоровье,
                блаженство ума – в знании». Фалес.

                Учитель любого предмета может спросить учеников: «Зачем они пришли на этот урок?». Первый ответ стереотипный: учиться. Но потом может развернуться интересная дискуссия. Учитель, опираясь на образное мышление подростков, создает на доске рисунок, отражающий процесс познания. В начале объяснения темы ставится точка, означающая незнание по обозначенной проблеме. Далее – линия как движение к «знанию» на этом уроке, она заканчивается стрелкой, так как процесс познания – бесконечен. Здесь почти всегда дети сами выводят определение понятий «познание» и «знание».

                ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.

                ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.
 
                После этого мы вместе воспроизводим поэтапный процесс познания: рисуем на доске "котелок" – символ мозга, где осуществляется переработка информации. Все атрибуты рисунка вносятся по мере коллективного осознания этих этапов.

                ИНФОРМАЦИЯ – сведения об окружающем мире и о происходящих в нем процессах. Информация это еще не знание.

                Информация (написано под рисунком "котелка") из мира поступает в «сознание» (написано на дне «котелка») тремя путями (две линии со стрелками идут от «информации»" по сторонам в «котелок», а третья линия-«интуиция» - опускается туда же слева сверху).
                Вдоль линий пишется:
          1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.      
          2. Через слово (устное и письменное).  Рациональное познание.   
          3. Через интуицию.  Интуитивное познание.
            
                ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным путем, без  логического обоснования, через веру – духовный канал связи с Богом.
               
                «Знание только тогда знание, когда оно
                приобретено усилием мысли, а не памятью».      
                Л. Толстой.               
                МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки  информации и получения нового знания (этот термин написан над «сознанием»).

                Инструментом мышления является интеллект (на рисунке его символизирует погруженный в «мышление» половник с аббревиатурой вдоль черенка: КГБ ШОП – качества интеллекта. Аббревиатуры – хороший мнемонический прием.
 
                ИНТЕЛЛЕКТ – это дарованная человеку от рождения способность мыслить и говорить. Эффективность мышления зависит от развития важнейших качеств интеллекта/ума:
         КРИТИЧНОСТИ, ГИБКОСТИ,  БЫСТРОТЫ, ШИРОТЫ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ, ПЫТЛИВОСТИ.

                Учителя активно используют в обучении основные ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ:
         КЛАССИФИКАЦИЯ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, АБСТРАГИРОВАНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ.
           (Аббревиатура «КАССА О!» пишется в котелке над словом «мышление»).

                Родителям тоже полезно знать об этих качествах ума, чтобы НЕНАВЯЗЧИВО развивать интеллект ребенка. И хорошо бы понимать, какие действия совершаются в  процессе мышления.  Сейчас издается много детских пособий с развивающими играми, в газетах и журналах часто публикуются такие страницы для детей.

                «ОБРАЗОВАННОСТЬ – это то, что остается,
                когда  выученное уже  забыто».    А. Эйнштейн.
               

САМОКОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ.
 
                Многих конфликтов в обучении, в профессиональной деятельности, да и в житейских ситуациях можно было бы избежать, если бы  мы осознавали, что наши знания оцениваются по уровням их усвоения:
                Аббревиатура УВП ПТУ -               
 
                6 – убеждение               
                5 – творчество
                4 – применение 
                3 – понимание 
                2 – воспроизведение 
          1 – узнавание               

                УБЕЖДЕНИЕ — это духовное качество личности, выражающее осознанное оценочное отношение человека к  действительности. Убеждение - это волевое достижение личности. Не надо путать убеждение с упрямством как проявлением духовной слабости человека. В отличии от внушения, убеждение человека в своих знаниях  основано на осмысленном принятии им каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.
                Седьмая ступень приводит престолу Божьему, откуда начинается путь истинного ПОЗНАНИЯ сути сотворённого мира.

                = НАДО ЛИ ДОВЕРЯТЬ ВСЕМУ, что говорят и чему учат? И что есть
                истина?
               
                ИСТИНА – это то, что есть на самом деле, хотим мы этого или не хотим. Истина существует вне сознания человека, хотя от рождения в человеке  и заложено стремление к поиску истины, но  он только  приближается к ней. Надо  различать следующие понятия:

                АБСОЛЮТНАЯ истина – полное, безусловное знание. Она - у Бога.
Абсолютная истина - это седьмая ступень познания. Её достигнуть возможно только под водительством Духа Божьего, а постигать - только в Вечной жизни.

                ОТНОСИТЕЛЬНАЯ истина – не полное знание, оно зависит от обстоятельств и может со временем меняться. Мы все обречены,  видеть «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, как я познан. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». 1 Коринфянам, 13:9-12.

                ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это незнание истины, замена её своей правдой.
               
                ОБМАН, ЛОЖЬ – это сознательное искажение или сокрытие человеческой правды.

                В поисках истины или хотя бы относительного знания её стоит учитывать  признанные мыслителями КРИТЕРИИ ИСТИНЫ:

             1. Личный опыт:  сам видел, ощущал, испытал.

             2. Авторитетное мнение: источник информации заслуживает доверия.

             3. Здравый смысл:  логическое обоснование, научное доказательство.

             4. Исторический факт:  так было всегда при данных условиях.
          
                Вы будете ближе к истине, если в поиске ее  все критерии истины совпадут. Именно так я искала ответ на значимые для меня вопросы БЫТИЯ: есть ли Бог? и как возник мир?. В будничных вопросах мы чаще обходимся меньшими комбинациями критериев. 

            «Образованный человек тем и отличается от необразованного,
          что продолжает считать свое образование незаконченным».
                К. Симонов.
               
                - Так все-таки, рождается ли в споре истина?

                - В споре рождается только человеческая ПРАВДА о проблеме
                спора. Каждый может остаться при своей.
                А Бог только печально улыбнётся...

http://proza.ru/2014/05/12/1720



 


Рецензии