I-1-3. Познание как форма духовной жизни человека
СОЗНАНИЕ в философском аспекте осмысливается как системное понятие, включающее активное сознание, неосознаваемое и коллективное бессознательное (по теории К. Юнга).
Активное сознание – это духовная сущность человека, в которой весь мир отражается и осмысливается в образах и понятиях. Именно в этой сущности от рождения человека заложено духовное начало личности и формируются все ее личностные установки и качества. По последним данным ученых активное сознание составляет 5-9% сознания.
Неосознаваемое – автоматический механизм памяти, куда заносятся все индивидуальные впечатления и информация, получаемые человеком в процессе его жизни. Этим личным архивом можно воспользоваться при определенных методах. А после смерти – всё, накопленное при жизни индивидуальным духом, «возвратится к Богу, Который и дал его» человеку (Еккл. 12:7).
Коллективное бессознательное - это та область сознания, которая вбирает в себя духовную историю всего человечества. Обычный человек не может проникнуть в эту закрытую сферу. Бог создал человека с открытым сознанием, но после грехопадения, Он оградил активную часть сознания, достаточную человеку для обеспечения полноценной, в сложившихся условиях, жизни. Не трудно догадаться, что случилось бы с Землей и всем человечеством, если бы греховная природа человека обзавелась мощным 100% интеллектом. В закрытой части сознания непонятным пока образом сохраняется этот потенциал. Иначе, чем объяснить все невероятные случаи, когда, после травмы мозга (она может быть разной), у обычного человека неожиданно открываются удивительные таланты в какой-то сфере деятельности.
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ.
«Блаженство тела состоит в здоровье,
блаженство ума – в знании». Фалес.
Учитель любого предмета может спросить учеников: «Зачем они пришли на этот урок?». Первый ответ стереотипный: учиться. Но потом может развернуться интересная дискуссия. Учитель, опираясь на образное мышление подростков, создает на доске рисунок, отражающий процесс познания. В начале объяснения темы ставится точка, означающая незнание по обозначенной проблеме. Далее – линия как движение к «знанию» на этом уроке, она заканчивается стрелкой, так как процесс познания – бесконечен. Здесь почти всегда дети сами выводят определение понятий «познание» и «знание».
ПОЗНАНИЕ – интеллектуальное движение от незнания к знанию.
ЗНАНИЕ – цель и результат познавательной деятельности человека.
После этого мы вместе воспроизводим поэтапный процесс познания: рисуем на доске "котелок" – символ мозга, где осуществляется переработка информации. Все атрибуты рисунка вносятся по мере коллективного осознания этих этапов.
ИНФОРМАЦИЯ – сведения об окружающем мире и о происходящих в нем процессах. Информация это еще не знание.
Информация (написано под рисунком "котелка") из мира поступает в «сознание» (написано на дне «котелка») тремя путями (две линии со стрелками идут от «информации»" по сторонам в «котелок», а третья линия-«интуиция» - опускается туда же слева сверху).
Вдоль линий пишется:
1. Через пять органов чувств. Чувственное познание.
2. Через слово (устное и письменное). Рациональное познание.
3. Через интуицию. Интуитивное познание.
ИНТУИЦИЯ – способность человека получать информацию сверхъестественным путем, без логического обоснования, через веру – духовный канал связи с Богом.
«Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилием мысли, а не памятью».
Л. Толстой.
МЫШЛЕНИЕ - происходящий в сознании человека процесс переработки информации и получения нового знания (этот термин написан над «сознанием»).
Инструментом мышления является интеллект (на рисунке его символизирует погруженный в «мышление» половник с аббревиатурой вдоль черенка: КГБ ШОП – качества интеллекта. Аббревиатуры – хороший мнемонический прием.
ИНТЕЛЛЕКТ – это дарованная человеку от рождения способность мыслить и говорить. Эффективность мышления зависит от развития важнейших качеств интеллекта/ума:
КРИТИЧНОСТИ, ГИБКОСТИ, БЫСТРОТЫ, ШИРОТЫ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ, ПЫТЛИВОСТИ.
Учителя активно используют в обучении основные ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ:
КЛАССИФИКАЦИЯ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, АБСТРАГИРОВАНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ.
(Аббревиатура «КАССА О!» пишется в котелке над словом «мышление»).
Родителям тоже полезно знать об этих качествах ума, чтобы НЕНАВЯЗЧИВО развивать интеллект ребенка. И хорошо бы понимать, какие действия совершаются в процессе мышления. Сейчас издается много детских пособий с развивающими играми, в газетах и журналах часто публикуются такие страницы для детей.
«ОБРАЗОВАННОСТЬ – это то, что остается,
когда выученное уже забыто». А. Эйнштейн.
САМОКОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ.
Многих конфликтов в обучении, в профессиональной деятельности, да и в житейских ситуациях можно было бы избежать, если бы мы осознавали, что наши знания оцениваются по уровням их усвоения:
Аббревиатура УВП ПТУ -
6 – убеждение
5 – творчество
4 – применение
3 – понимание
2 – воспроизведение
1 – узнавание
УБЕЖДЕНИЕ — это духовное качество личности, выражающее осознанное оценочное отношение человека к действительности. Убеждение - это волевое достижение личности. Не надо путать убеждение с упрямством как проявлением духовной слабости человека. В отличии от внушения, убеждение человека в своих знаниях основано на осмысленном принятии им каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.
Седьмая ступень приводит престолу Божьему, откуда начинается путь истинного ПОЗНАНИЯ сути сотворённого мира.
= НАДО ЛИ ДОВЕРЯТЬ ВСЕМУ, что говорят и чему учат? И что есть
истина?
ИСТИНА – это то, что есть на самом деле, хотим мы этого или не хотим. Истина существует вне сознания человека, хотя от рождения в человеке и заложено стремление к поиску истины, но он только приближается к ней. Надо различать следующие понятия:
АБСОЛЮТНАЯ истина – полное, безусловное знание. Она - у Бога.
Абсолютная истина - это седьмая ступень познания. Её достигнуть возможно только под водительством Духа Божьего, а постигать - только в Вечной жизни.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ истина – не полное знание, оно зависит от обстоятельств и может со временем меняться. Мы все обречены, видеть «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, как я познан. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». 1 Коринфянам, 13:9-12.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это незнание истины, замена её своей правдой.
ОБМАН, ЛОЖЬ – это сознательное искажение или сокрытие человеческой правды.
В поисках истины или хотя бы относительного знания её стоит учитывать признанные мыслителями КРИТЕРИИ ИСТИНЫ:
1. Личный опыт: сам видел, ощущал, испытал.
2. Авторитетное мнение: источник информации заслуживает доверия.
3. Здравый смысл: логическое обоснование, научное доказательство.
4. Исторический факт: так было всегда при данных условиях.
Вы будете ближе к истине, если в поиске ее все критерии истины совпадут. Именно так я искала ответ на значимые для меня вопросы БЫТИЯ: есть ли Бог? и как возник мир?. В будничных вопросах мы чаще обходимся меньшими комбинациями критериев.
«Образованный человек тем и отличается от необразованного,
что продолжает считать свое образование незаконченным».
К. Симонов.
- Так все-таки, рождается ли в споре истина?
- В споре рождается только человеческая ПРАВДА о проблеме
спора. Каждый может остаться при своей.
А Бог только печально улыбнётся...
http://proza.ru/2014/05/12/1720
Свидетельство о публикации №219030300518