Места заселения и пути миграций в верхнем палеолит

 И.И.Доценко. Погребения первобытных людей и их религиозные представления о рождении и бессмертии(эпоха палеолита),М., 2012. Пример нахального передатирования поселений в пользу Севера (но там они появились много - на десятки тыс лет Мамонтова курья 36 000 лет назад, - позже, что подтверждает автор), но замалчивания и игнорирования роли  Костёнок - и здесь нахально уменьшил свыше 10 тыс. лет. Но в целом публикация верна, по крайней мере по датам.

По окончании мустьерского времени (среднего палеолита) наступает эпоха верхнего палеолита. В исторической науке эта эпоха в основном определяется созданием особой первобытной культуры, наиболее замечательными памятниками которой следует признать произведения пещерной живописи, строительством своеобразного жилья и изобретением новых передовых технологий обработки камня.
Согласно последним научным исследованиям, верхний палеолит начинается значительно раньше, чем еще совсем недавно думали ученые (традиционно верхний палеолит делится на мадленовскую эпоху, датируемую учеными 15 000-10 000 гг. до Р.Х., и эпоху ориньяк (35-18 тыс. лет назад)). Самое яркое тому подтверждение было найдено в давно уже исследуемых палеолитических Костенках (Воронежская обл.). Там были обнаружены памятники верхнего палеолита, датирующиеся 45 000 – 35 000 гг. до Р.Х. В 2000 г. в Костенках (точнее – Костенках-14) были найдены древнейшие на территории Европы остатки поселений и украшения для тела. Эти находки были выявлены в слое вулканического пепла, принесенного на территорию Русской равнины с территории Апенинского полуострова около 33 000 – 38 000 лет назад. Глобальная общеевропейская природная катастрофа прекратила существование костенковских поселений, но, надо полагать, не прервала традиции уже существовавшей культуры. В Костенках была найдена голова статуэтки человека из бивня мамонта возрастом 35 000 – 37 000 лет назад по радиоуглеродной системе и по палеомагнитным данным – древнее 42 000 лет назад. Эта находка стала мировой сенсацией, так как оказалась древнейшим известным нам скульптурным изображением (возраст считавшихся до этого древнейших скульптрурных изображений из Гальгенберга и Фогельхерда определяется на уровне 30 000 – 32 000 тыс. лет).
Еще ранее в Костенках на территории около 10 км было открыто свыше 60 первобытных поселений. Они датируются от 40 000 до 15 000 лет назад и отличаются особым богатством и разнообразием материальной и духовной культуры. Понятно, что в таких поселениях требовалось налаживание каких-то элементарных торговых отношений и хорошая организация самой общинной жизни.
В костенковских верхнепалеолитических поселениях были обнаружены остатки жилищ. Самое крупное из них (его площадь равнялась 600 квадратным метрам) состояло из основного помещения и боковых пристроек (1). Небольшая высота и обтекаемость такого жилища способствовали его хорошей защите от ветров и снижению теплоотдачи в окружающее пространство.
Кроме Костенок на территории нашей страны выявлено более 40 поселений, существовавших 17 000 – 45 000 тыс. лет назад (см. карту).
В Костенках нашли и самые древние останки кроманьонца, то есть верхнепалеолитического европеоида. Поэтому начало истории прямых предков современных европейцев связывается с началом существования верхнепалеолитических Костенок. Наиболее ранний этап расселения кроманьонцев связан с группой костенковско-борщевских поселений и включает в себя более 70-ти отдельных памятников (см. карту). К 40 000 – 30 000 лет до Р.Х. вся Русская равнина была уже заселена кроманьонцами. Начиная с 35 000 лет до Р.Х. от центра этой равнины кроманьонцы стали мигрировать в южном, западном и восточном направлениях. По Европе они распространялись в ориньяке (34-28 тыс. лет назад) и граветте (28-20 тыс. лет назад). До этого Европу населяли неандертальцы. «Большинство ученых (например, Г.П. Григорьев, П.И. Борисковский, М.Б. Медникова, Д. Пейрони и др.) утверждают, что ориньякская культура не возникла в Западной Европе, а была принесена сюда с территории Русской равнины. Так, Д. Пейрони считал ориньякскую культуру неоантропов (людей современного типа – Д.И.) принесенной пришлым населением, а перигорскую культуру неандертальцев – местной. Обе культуры развивались параллельно. Во многих пещерах Франции ориньякские слои (неантропы) находятся между слоями шательперона и граветта (неандертальцы)» (Клесов А., Тюняев А. Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии, Бостон-Москва, 2010, стр. 168).
Еще раньше, чем Западная Европа, кроманьонцами был заселен Север Европейской части нашей страны. Уже в 40-м тысячелетии до Р.Х. на Средней Печоре обитают люди, которые оставляют продукты своей жизнедеятельности. В настоящее время самой древней из северо- восточных верхнепалеолитических стоянок является Мамонтова курья (36 000 лет назад), расположенная в ср.течении р.Усы (Воркутинский район Республики Коми). Особый интерес вызывает найденный там бивень мамонта с ритмическими насечками, который, возможно, представляет собой древний календарь охотников на мамонта. В тех же северных областях были еще обнаружены ранние верхнепалеолитические стоянки Бызовая, Заозерье (бассейн верхней Камы (33 000-31 000 лет до Р.Х.)), Гарчи (верхняя Кама (27 000 лет до Р.Х.)). Последняя по инвентарю напрямую аналогична стоянке Сунгирь.
Но этими единичными археологическими памятниками не может ограничиваться научное исследование древнейшей истории Русского Севера. «В настоящее время Север России, – пишется в одной из современных научных книг, – относительно хорошо изучен в геологическом, физико-географическом и других аспектах». Вот слово «относительно» очень точно говорит о слабой (чтобы не сказать совсем неполной) изученности его истории и таких проблем, как формирование и состав его древнейшего населения, равно как и суть того явления, которое автор отмечает как «ментальное пространство» его влияния» (Гусева Н.Р. Русский Север – прародина индославов, М., 2010).
Что же нам все же известно о древнейшей истории Русского Севера?
В доледниковую эпоху приполярные земли европейской части России занимали значительно большие площади, чем в настоящее время. Сушей были хребты Ломоносова, Менделеева, окрестности Новой Земли, Шпицбергена, острова Врангеля. Иным был тогда и уральский рельеф (2). Ему соответствовали богатая растительность и доступное разнообразие промысловых животных, служивших удовлетворению первейших нужд человека. Там, где сейчас обжигает приполярная стужа, и ледяная пустыня кажется безжизненной, некогда природа предоставляла людям совсем иные условия жизни. Достаток в пище, комфортная погода благоприятно воздействовали на все сферы первобытной жизни. Именно в это время, согласно исследованиям многих современных авторитетных ученых, стала зарождаться общеиндоевропейская мифология, получившая наиболее полное и детальное отражение в гимнах «Ригведы» (первой части Вед), – древнейшем поэтическом памятнике, имеющем исключительную историческую и культурную ценность. «Как в исследованиях по языку высшей инстанцией служит санскрит, так в вопросах мифологических – гимны «Ригведы»». (Миллер В. Очерки арийской мифологии, т.1, М.,1876, стр.106). Создание многих ее гимнов во времени по мере научного исследования постоянно отодвигается назад и теряется во мгле неизведанных времен, но, к сожалению, еще распространено утверждение, что Веды были составлены не ранее 2-го тыс. до Р.Х. Известный зарубежный исследователь Мидом Дж. по этому поводу говорил так: «Совсем наоборот, ибо в противовес … (этому утверждению – Д.И.) появилась научная статья, написанная Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических данных, которая столь же полно и на том же свидетельстве доказывает, что «Веды» должны преподаваться, по меньшей мере, 25 000 лет тому назад. И это заявление… не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в Приложении VII к «Histori of India» Эльфистона: «Существует разница в возрасте между различными гимнами, которые теперь объедены в их теперешней форме как «Санхита» «Ригведы» ( Тюняев А.А. История возникновения мировой цивилизации, М., 2009).
Эти гимны вполне обосновано могут быть представлены в качестве доказательства первоначального массового расселения наших предков в заполярной зоне европейской части России в эпоху, предшествующую наступлению ледника, так как в наиболее древних из них законсервированы данные о природе тех территорий, где жили первые их создатели, о их верованиях, ритуалах, обычаях, быте и хозяйственных навыках. В связи с этим необходимо заметить, что самым глубоким научным исследованием Вед относительно выявления в них древнейших исторических реалий признан труд выдающегося индийского ученого Бала Гангадхара Тилака (1856-1920) под названием «Арктическая родина в Ведах». Тилак как представитель касты брахманов являлся живым носителем устной ведической традиции и обладателем знаний в области древнеиндийской литературы такого уровня, который не может быть доступен ученым иного происхождения, рожденным в иной стране. Известный российский индиолог Н.Р.Гусева, которая и перевела эту книгу на русский язык, так оценила результат научного труда индийского ученого: «Чрезвычайно важным вкладом в мировую науку явилось не только то, что Тилак убедительно разъяснил указания Вед на природные реалии Заполярья, но отметил тот факт, что зачатки ведических гимнов зарождались в условиях последнего межледниковья» (Гусева Н.Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория, М., 2007, стр.33). Похожие доказательства проживания людей в Заполярье до наступления ледника есть и в Авесте, – древнейшем мифологическом источнике иранских ариев. Как и Веды, Авеста содержит упоминание о том, что родина ариев некогда была прекрасной, исполненной земным благополучием страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, после чего людям пришлось ее навсегда покинуть (3). Заслуживают особого внимания сведения из Авесты, «содержащиеся в гимне Видевдата, посвященном «звезде блестящей Тиштрия», которая восходит из моря Ворукаша (это море, подобно «молочному океану» Ригведы, некоторые исследователи предположительно соотносят с Ледовитым океаном) и стоит неподвижно и неизменно «над горою, стоящей посредине на море Ворукаша»; ее почитают наравне со «звездами семизначными», то есть с созвездием Большой Медведицы (которая в южных странах бывает видна лишь низко на северном небосклоне)… В Индии до наших дней сохраняется культовое почитание Полярной звезды, и даже всемирно прославленный памятник индо-мусульманской архитектуры- мавзолей Тадж Махал в г. Агре построен с таким расчетом, чтобы шпиль на его главном куполе всегда как бы упирался в Полярную звезду, что очень четко видно, когда ночью стоишь перед входом в это здание» (Гусева Н.Р. Там же, стр.45). Согласно ведической традиции, Полярная звезда располагалась над горою Мера (4). Над Мерой, как сейчас над Северным полюсом, совершало круговое вращение звездное небо. Эта мифическая Мировая гора, как и Мировое дерево, у многих индоевропейских и иных народов, в культурной традиции которых она выступает под иными названиями, является символом центра Мира.
«Здесь следует указать и на работы исследователей русского фольклора, утверждающих, что наиболее древние предания и былины России связаны с областями Приполярья; к этим же землям возводят религиоведы и источники зарождения русского язычества. Указанное новое течение науки заставляет надеяться, что в ближайшее время возрастет объем сведений о Русском Севере и достигнутые результаты изучения этого региона пополнятся данными, ориентированными и на новый угол зрения» (Гусева Н.Р. Русский Север – прародина индославов, М., 2010).
Таким образом, древнейший пласт мифических преданий индоевропейских народов связан с первоначальным заселением кроманьонцев, определяемом Русской равниной и Русским Севером, и указывает на то, что сами кроманьонцы являлись прапредками индоевропейских народов (5).
Часто в научно-популярной литературе кроманьонцами называют всех отличных от неандертальцев первобытных людей современного типа. Но это определение нельзя признать верным: кроманьонец это не биологический, а расовый вид человека. Единый биологический вид Homo sapiens, тогда обитавший на Земле, представлял собой людей различных рас (в верхнем палеолите в Европе их число достигало семи. На территории современной Франции, где впервые были найдены кроманьонцы (их скелеты обнаружили в гроте Кро-маньон, откуда и пошло это название), также жили люди, совсем на кроманьонцев не похожие). Внешние различия между кроманьонцами и современными европейцами не значительны. «Так, кроманьонцы Европы отличаются в целом от современных европейцев очень большой шириной лица, низкими орбитами, резкой долихокранией, большим объемом черепа, более наклонным лбом, сильными надбровными дугами, крупными зубами, мощностью костей скелета, удлиненностью голени и предплечья» (Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология, М., 1963).
Собственно так называемая «эпоха верхнего палеолита» отмечена только в истории Западной Евразии, где обитали кроманьонцы. Это кроманьонцы оставили после себя верхнепалеолитические жилища, усовершенствованные орудия труда, многочисленные костяные изваяния палеолитических «венер», животных, птиц, а на пещерных стенах – первые в истории живописные произведения, причем столь совершенные, что можно не поверить в их столь древнее происхождение. Предметы палеолитического искусства за пределами Европы (почти всей Азии, Африки, Южной и Северной Америки, Австралии) встречаются крайне редко и по качеству намного уступают европейским образцам. Можно утверждать, что в техническом и культурном развитии в эпоху древнекаменного века Западная Евразия обогнала все остальные регионы Земли на десятки тысяч лет.(
 


Рецензии