О культуре нашего времени
На первой конференции Медиажурнала «Психотерапия в России», приуроченной к 4-летию проекта и к 25-летию Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбГИПСР), выступал директор Восточно-Европейского Гештальт Института (ВЕГИ) Павлов К.В. с докладом «Хрупкая стабильность и всепроникающий адогматизм нашего времени. Культура и контркультура в психологическом консультировании».
В своем докладе он дал такое определение культуры: «Культура – это совокупность небиологических ограничений поведения в обществе». Теперь сравним это определение с определением Н.Б.Покровского, которое дается в журнале «Личность и культура» - «Культура – это система знаний, ценностей и регулятивов». В первом определении акцент сделан на оганичениях (что нельзя делать культурному человеку), но не сказано, а что нужно делать, т.е. это определение не совсем полное и отражает только часть понятия культуры. Во втором определении под регулятивами можно понимать ограничения, но это не просто ограничения, а они должны опираться на систему знаний и ценностей. Что первично система знаний или система ценностей?
Сенека писал: «Сначала надо обучать нравам, а потом мудрости». Сколько научных знаний было направлено против жизни людей! Следовательно, на первое место в определении должны быть поставлены ценности. И тогда определение культуры будет таким: «Культура – это система ценностей, знаний и регулятивов». От перестановки мест слагаемых сумма не меняется только в математике. Жизнь показывает, что выявление иерархии, соподчинение одного другому имеет большое значение.
В докладе Павлова К.В. описана сложность настоящего времени в России, которая заключается в том, что всепроникающий адогматизм является вызовом сегодняшнего дня. Догматизм превращается в контркультуру и становится ограничителем в сфере управления. Такое серьезное противоречие мешает дальнейшему развитию общества. И, конечно же, возникает вопрос: «Что делать?» Вывод, к которому приходит докладчик, сводится к необходимости выработки новых норм. Не адаптация, а именно выработка новых норм. Это амбициозный проект.
Павлов К.В. предлагает при выработке новых норм опираться на принципы гештальт-методологии:
Принцип безоценочности. Сначала выделяем феномен, а оценки – это совершенно самостоятельное, другое действие, которое тоже можно анализировать.
Принцип неразрывности. Мы все части всего, мы неразрывно связаны друг с другом и культурными феноменами мы связаны друг с другом не меньше, чем связаны воздухом (теория поля). Насколько мы слиты с собственной субкультурой - это очень интересное наблюдение, которое дает возможность делать выборы.
Диалог, который можно описать как принцип недеяния. Не делать, что-то за клиента, а помочь осознать ситуацию. Можно провести параллель с педагогикой, в которой существует правило: «Не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
В 2002 году В. Ю. Перов задавал вопрос: есть ли нравственность в современном мире? Нравственность всегда была несовершенна, недостаточна. Сама нравственность превратилась в проблему. Можно констатировать, пишет В. Ю. Перов, что существуют определенные сомнения не только в отношении содержания нравственности, но и по поводу ее самой как области человеческих отношений.
Во многих учебниках по этике нет объяснения, почему человек должен быть нравственным. Ответы на этот вопрос сформулированы слишком общо. И в то же время отмечается «утрата» нравственности.
В теоретических исследованиях отмечается разделение между материальной и нравственно-духовной сферами бытия. При этом В.Ю.Перов выявляет ошибку в рассуждениях. Существует некоторая иллюзия по поводу «естественности» материальных потребностей и способов их удовлетворения.
1. Что «естественного», т.е. «животно-физиологического», в погоне за славой, богатством, властью? Это такое же социокультурное и духовное стремление человека, как и стремление к милосердию, доброте, самопожертвованию…
2. Естественные потребности (в еде, питье, одежде и т.д.) не удовлетворяются при помощи бегания по полям и лесам в поиске съедобных растений и животных. Они удовлетворяются при помощи товарно-денежных отношений на рынке. Участники этих товарно-денежных отношений должны обладать в т.ч. нравственным поведением. Удовлетворение духовных запросов (потребности в искусстве, знании, образовании) тоже осуществляются через товарно-денежный обмен.
3. Это является одной из причин того, что представления о нравственности выглядят как бы «потерянными» в современном обществе, поскольку заменяются императивами, характерными для сегодняшнего дня.
Одной из особенностей морального сознания является стремление к формулированию моральных норм во всеобщей форме (для всех людей). Но в сословном обществе каждая определенная нравственность ограничивалась соответствующим сословием, для рабов тоже существовали другие нормы. Значит, вопрос о том, что такое человек, является определяющим при построении этических теорий.
Краеугольным вопросом является вопрос, что такое свобода? Свобода есть условие нравственности или нравственность есть то, в чем только и может существовать свобода?
Мораль представляется в сознании многих не только как нечто, не имеющее под собой рационального обоснования, но и как ненужные узы, сковывающие человека. Вот это и есть всепроникающий адогматизм нашего времени.
Главным выводом размышлений Павлова К.В. и Перова В.Ю. можно считать необходимость создания новых норм нравственности. Уже созданы различные этические кодексы (российского предпринимателя, журналиста, музейных работников и т.д.). Это всего лишь первый шаг. Созданием различных кодексов невозможно поменять сознание множества людей. Необходимо осознать роль образования, роль среднеобразовательной школы в формировании ценностных ориентаций.
Поскольку Перов В.Ю. пришел к выводу, что в современном мире товарно-денежные отношения играют одну из главных ролей в обществе, то и в школе процесс обучения должен быть выстроен так, чтобы школьники понимали важность культуры и экономики. Жизненным решением может стать задача соединение культуры с экономикой. Группа ученых «ЗАО Гуманитарный фонд» разработала такую теорию на основе системных знаний и убедительно доказала, что, если культура мышления не поможет решить экономические проблемы, то, какие бы мы красивые задачи не ставили – будет «хотели как лучше, а получили как всегда».
Результаты исследований путей развития России, проделанного «ЗАО Гуманитарный фонд» регулярно отражаются в журналах «Личность и культура». Их прогнозы говорят о следующем важном моменте: « … мы имеем процесс не развала государства, а высокие темпы корректировки его режима функционирования. Ведь каждый кризис разрешает ту или иную проблему».
Большое значение для развития страны придается исследованию вопросов этики, эстетики и экономики. Причем будущим поколениям уже в школе нужно будет преподавать не просто экономику, а осознание продуктивной экономики общества, экономики, как выражения его культуры. Обосновывается тесная связь культуры общества с его экономическим благополучием.
В настоящее время разработаны «Основы государственной культурной политики», в которых «целью Российского государства и общества на современном историческом этапе является сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия, приверженная собственной модели общественного развития и при этом открытая для сотрудничества и взаимодействия со всеми народами, государствами, культурами».
Нужно подчеркнуть, что сегодня осознается необходимость создания собственной модели развития, а значит и собственной модели образования.
Уже сформулирован государственный заказ – какая личность нужна обществу – «формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры».
Особое значение приобретает то, на каких принципах должна строиться государственная культурная политика. Выделю два наиболее значимых: — территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности;
— преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.
Без социального и территориального равенства вырастить достойного гражданина невозможно. Для решения этой задачи мог бы пригодиться «Адаптивный налоговый курс», который постоянно обсуждается и с бизнесменами, и с властью.
И еще очень важная задача, которая ставится впервые - задача разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. В перспективе в среднеобразовательных школах необходимо будет формировать гармонично развитую личность, умеющую поддерживать гармоничные отношения с миром, с собой и обществом на основе осознания продуктивной экономики, экономики, как выражения культурной политики общества.
Литература.
1. Павлов К.В. Хрупкая стабильность и всепроникающий адогматизм нашего времени. Культура и контркультура в психологическом консультировании. Электронный ресурс.
2. Перов В.Ю. Введение в современную моральную философию / Этика, эстетика, экономика – Спб: СпбТПП, 2002. – С. 233-273
3. Основы культурной государственной политики. Электронный ресурс.
Прим.
Реплика: Для начала восстановить бы то положительное, что было в Советском Союзе...
Журнал "Личность и культура" 2019 г, №1, С. 24-26
Часть 2
Культура и нравственные ориентиры современности
Аннотация
В статье рассматриваются смыслы и перспективы социокультурного развития российского общества на этапе современного развития. Показывается роль личных и общественных смыслов, а также роль вдумчивого чтения сложных текстов для понимания сложных реалий. Обосновываются выводы о том, что культура и образование на современном этапе развития российского общества являются главными стержнями стабилизации общественного развития.
Ключевые слова: социокультурное развитие российского общества, поиск смыслов, стратегические образовательные инициативы, приоритеты культуры и гуманитарного развития.
Несколько лет назад была описана методика осмысленного чтения [2]. В этой методике учителю предлагается учить детей понимать смысл текста, отвечая на вопросы и открывать свой индивидуальный смысл прочтения текста. Такой подход позволяет решать одну из важных задач, прописанную в Федеральных государственных стандартах образования – развивать самостоятельность мышления.
Для того чтобы говорить о смыслах, важно, чтобы учителя умели находить и осознавать смысл, как в текстах, так и в жизни. О поисках смысла писал известный психолог В. Франкл и теперь об этом размышляют его последователи.
Поиск смысла помогает человеку чувствовать себя увереннее, придает силы для достижения своих желаний и, в конечном итоге чувствовать себя счастливым. Виктор Франкл поиск смысла жизни назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла – главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед.
Социокультурное общество объединено культурой этого общества. Из всех определений культуры (а их уже больше тысячи) будем использовать определение, данное Н.Б. Покровским: «Культура – это система знаний, ценностей и регулятивов».
Социокультурное развитие общества тесным образом связано с культурой и образованием подрастающего поколения. Какие главные цели образования можно соотнести с социокультурным развитием общества?
Сейчас наше образование не имеет цели. Существующим положением в образовании недовольны все – государство, бизнес, родители, ученики, общество. Такие выводы сделал С. Переслегин в лекции «Будущее образования».
Он выделил тревожные симптомы и устойчивые тенденции:
• Потеря мотиваций, смыслов и целостности образования
• Гонка за образовательными лидерами без надежды и смысла догнать… вчерашний день
• Увод детей родителями из средней школы в иные формы образования
• Если есть деньги, давать образование за рубежом
• Падение реальной квалификации работников на рынке рабочих мест
• Система управления страной не обеспечена кадрами адекватными ситуации быстрых изменений
И предложил следующие стратегические образовательные инициативы:
• Создание новой (постболонской) доктрины образования
• Преодоление разрыва между «культурой знака» и «культурой образа»
• Культурный код – культурный канон – Программы
• Понимание и позиционирование образования, как инструмента политики макрорегионального интегрирования
• Создание системы быстрой доготовки кадров
• Создание системы связей внутри образования и между образованием и познанием, управлением, бизнесом (деятельностью)
• Стимулирование понимания и рефлексии в образовательных практиках
С.Переслегин кратко охарактеризовал советскую систему образования, отметив положительное:
- готовили умных людей (математическое образование было сильным),
- готовили хороших тружеников,
и отрицательное:
- слабее были развиты коммуникативные умения, не учили общению.
Он предположил, что в ближайшее десятилетие необходимо опираться на эту систему, добавив умение общаться, сохранив кружковую и клубную работу.
Ничего не было сказано о воспитательной системе. В настоящее время много говорится о том, что необходимо развивать патриотическое воспитание молодежи. Если серьезным образом восстановить коммунарское движение (По Макаренко, по И.П.Иванову), то это впоследствии и приведет к патриотическому воспитанию. Воспитывать делами, а не лозунгами.
Серьезное исследование путей развития России было проделано «ЗАО Гуманитарный фонд», результаты которого регулярно отражаются в журналах «Личность и культура». Их прогнозы говорят о следующем важном моменте: «… мы имеем процесс не развала государства, а высокие темпы корректировки его режима функционирования. Ведь каждый кризис разрешает ту или иную проблему». [1, с. 94].
В этом исследовании большое значение для развития страны придается исследованию вопросов этики, эстетики и экономики. Причем будущим поколениям уже в школе нужно будет преподавать не просто экономику, а осознание продуктивной экономики общества, экономики, как выражения его культуры. Обосновывается тесная связь культуры общества с его экономическим благополучием.
В настоящее время разработаны «Основы государственной культурной политики», в которых «целью Российского государства и общества на современном историческом этапе является сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия, приверженная собственной модели общественного развития и при этом открытая для сотрудничества и взаимодействия со всеми народами, государствами, культурами».
Нужно подчеркнуть, что сегодня осознается необходимость создания собственной модели развития, а значит и собственной модели образования.
Уже сформулирован государственный заказ – какая личность нужна обществу – «формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры».
Особое значение приобретает то, на каких принципах должна строиться государственная культурная политика. Выделю два наиболее значимых:
— территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности; (без социального равенства вырастить достойного гражданина невозможно)
— преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.
И еще очень важная задача, которая ставится впервые: задача разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.
В основах государственной культурной политики полностью осознается важность развития и защиты русского языка. С этими задачами неразрывно связана и необходимость возрождения интереса к вдумчивому чтению.
Можно сделать следующие выводы:
• Россия вступила в фазу культурного подъема.
• Культура и образование – основные стержни будущих изменений к лучшему.
• Вдумчивое чтение сложной литературы - условие понимания сложных смыслов современной реальности.
• Роль среднеобразовательных школ в осознании продуктивной экономики общества (экономики, как выражение культуры) должна стать главной в воспитании и образовании будущих поколений.
Источники
1. Покровский Н.Б.,.Покровский Б.Н К теории общественных структур (Россия) / Н. Б. Покровский, Б. Н. Покровский // Этика, эстетика, экономика. – Спб., 2002 – С. 94.
2. Плюснина Е.М. Осмысленное чтение. Новая технология обучения: учеб.-метод. пособие. – СПб. : Гамма, изд. второе, доп., 2013. – 100 с.
3. Сергей Переслегин Будущее образования. Лекция [Электронный ресурс]
Статья опубликована:Культура и нравственные ориентиры современности // Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. /ред.-сост.: Т.И. Полякова, В.В. Рудник. – СПб АППО, 2020. – С. 26-28
© Copyright: Елена Плюснина, 2021
Часть 3
О проблеме сохранения культурного наследия
Международная научная конференция «О проблеме сохранения культурного наследия», проходившая 4-5 декабря 2021 года, объединила заинтересованных ученых из разных стран: Россия (Москва, Санкт-Петербург, Пушкин, Ростов), Германия (Гримма), Австрия (Вена), США (штат Висконсин), Финляндия (Хельсинки), Япония (Осака) и др. (всего 17 стран), 257 человек.
Цель Международной конференции: сохранить важнейшие градообразующие объекты, расположенные в границах объекта № 540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» как Охтинский мыс, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) и ГАО РАН (Пулковская обсерватория).
Было уделено внимание вопросам выполнения Российской Федерацией обязательств, взятых на себя при подписании Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
Послушать выступления в записи можно по ссылке:
4 декабря
-Русская версия: https://youtu.be/jloj1sdvH-Q
-Английская версия: https://youtu.be/aw-NdezX2ss
5 декабря
-Русская версия: https://youtu.be/0h6q3DTpWXk
-Английская версия: https://youtu.be/u7iES3E2XZY
Свидетельство о публикации №219030401493