Карлуша

Карлуша

Когда мне было 15-ть мы с мамой переехали из поселка в город,то есть в район базара Б.Исады.Как уж она нашла этих людей или еще живя в старом дворе разговорившись с соседкой по первому дому,а в нашем дворе их было 6-ть,это дома от завода,там и отец мой работал  много лет,так вот когда родители мои разошлись
мама стала подумывать об обмене квартиры,там были дела для взрослых,я в них не
вникала тогда.Мать из поселка всегда с трудом добиралась до работы,выходила частенько на дежурство   за полтора,два часа,автобусы ходили редко и почти всегда были переполнены,а на работу опаздывать нельзя было никак,там уже ждала смена. Обмен бы матери очень помог,т.к.в городе можно 2-3 остановки и пешком пройтись,все не ждать транспорт,а ходили мы пешком часто,если надо было покрыть
расстояние в километр и более,мы не считались,то есть не думали что вот мол как далеко и все прочее.Обмен бы был матери на руку,а я училась в поселке в школе,мне там было удобно,просто и привычно.Короче говоря мать,уж у кого,но узнала что одна пожилая пара хотела бы поменяться в наш поселок из района Б.Исад,а это как не
крути почти центр города или очень близко,и это было несравнимо ближе к работе
матери которая уже 10 лет как мучилась с транспортом чтобы добраться до работы.
В то время выбора-то особого не было с транспортом,трамвай или автобус вот и все
прелести,сейчас конечно выбор есть несомненно,да притом машина чуть ли не в
каждой семье имеется,тогда это было редкостью.Нет,я не хочу сказать что их
вообще не было или к примеру на весь наш поселок было 2-3,нет конечно,но все
равно мало,мы чаще,я вообще о людях,ходили пешком,за то здоровее были.У тех
пенсионеров в наших краях была дача,и им бы было удобно из квартиры не заморачиваться на трамвае,а спокойно утром выйти и пойти на дачу,а нам соответственно удобна была их квартира.Мама решала за себя,меня во внимание не брала,то что я лишусь подруг,любимого двора,школы,библиотеки возле нее,любимой речки и прочего,и прочего,все мое детство там прошло,с 5 до 15 лет.Это большой
кусок жизни.Со всем этим надо было порвать навсегда,а что там,в новой жизни будет?Я не знала тогда.У нас получился тройной обмен,мы поменялись с пожилыми людьми,но они переехали не в нашу квартиру,а в однокомнатную,а из нее в нашу переехала большая семья или средняя,кому как,жена с мужем,двумя сыновьями и
кажется с бабушкой,чьей-то матерью родителей тех пацанов.

Матери моей видно было без разницы,она твердо решила уехать из поселка,ее ослепила перспектива того что она будет теперь ходить на работу сравнительно недалеко от дома,каких-то 3 остановки,чтобы не опоздать и не подвести коллег.В общем мы переехали.Надо сказать что в свою юность мама с сестрами и родителями жила возле того базара и сравнительно долго,в школу там ходила,все ее сестры и она закончили техникумы и только после распределения после учебы уехали кто куда,по разным городам страны,так что все ей там было знакомо и близко.Мама выигрывала во всех отношениях поменявшись с теми дачниками.Она считала что ей повезло.Решила-сделала.С другой стороны,это ж надо было бы быть такой   самоотрешенной чтобы взять во внимание мнение дочери то что она в том случае лишалась бы подруг,школы и прочего,прочего,и заесть свою,еще молодую,жизнь,не каждый на это способен.Она решила видно что на новом месте начнет новую
жизнь.Это ее право,опять же если посмотреть со стороны,жизнь у нас у всех одна,но кто-то терпит и влачит прежнюю жизнь,кто-то ее меняет.Если взять нашу семью и мою мать,но что ждало ее после развода с моим отцом на старом,моем любимом,дворе?Косые взгляды соседей,их жалость к ней или сочувствие?А потом к замужней женщине люди относятся по одному,к разведенке по иному.Некоторые боятся за своих мужей,за разрушение своих семей,тем более мать моя была в молодости ох как хороша,
но принимала это как должное,не выпячивала красоту напоказ,но людям же глаза не закроешь,а почти все мужчины любят чужое;смотреть,трогать,брать,иметь.Я не хочу обидеть мужчин,нет,но ведь бывали разные случаи в жизни,бывали и подобные.Ну не буду дальше предполагать и прогнозировать на сей счет,скажу только что мать моя никогда бы не позволила всяких шашней с соседями мужского пола,это факт,я
с ней почитай всю жизнь прожила и знаю что говорю,надеялась что и она была такого же мнения обо мне.

В жизни случается всякое,к примеру складывается такая ситуация что можно бросить все и уйти или уехать,примерно тоже самое было и с моей мамой.Она очень любила землю,любила на ней возиться,по хорошему-то ей надо было искать обмен с домом и землей,думаю в том положении она могла бы обменяться на более выгодную партию,а то пришлось позже покупать дачу,а дача есть дача,рано или поздно но жить там мы не смогли бы,а квартира и дача это лишние телодвижения,неудобно ездить с одной на другую,в разные районы города да притом без машины,это с ней хорошо,шик и там или еще где-то,а с сумками,пешим ходом или даже в транспорте,переполненном транспорте часто,это не для слабонервных,уж поверьте мне,но нам приходилось это преодолевать регулярно.Дача была у моего деда,потом мы купили участок,дача у нас была 25 лет, потом мать слегла,я помучилась еще какое-то время и пришлось мне ее продавать.10 соток,берег,камыши стеной,а я одна на все это,конечно,если бы работа не
тянула,мать не слегда бы и потом она уже не поднялась,мое давление,слабость,а бегать приходилось,иначе не успела бы все переделать,я подумала,ну что мол я мучаюсь,конечно фрукты,это хорошо,но их нужно обихоживать по норме,то есть
ухаживать за ними,а это время,деньги,навоз,здоровье и многое другое,а без этого...и говорить нечего,я сама мучилась и ее мучила.Я даже помню до сих пор
как приходя на дачу,открывала калитку,входила туда и чувствовала кожей как она
просила меня о помощи,это не сдвиг по фазе,я действительно чувствовала ее,там
надо было полить,там прополоть,там подрылить,скосить,собрать или ветки спилить.
Кто имел дачу знает сколько там нужно труда,тот может меня поймет,но я не
хотела получить орден за все дела что делала тогда чтобы успеть на тот Свет,у меня рос внук,я хотела с ним быть больше,а тут надо было бежать на дачу.В то
время я часто вспоминала бывшую хозяйку дачи,ту,которая нам ее продала якобы
она не могла ее обрабатывать,дача была слишком большой,видимо она не ладила с
соседями и они нас склонили к мысли что она мол якобы лентяйка,не хочет зани-
маться дачей,работать на ней.Теперь я стала ее понимать оказавшись на ее месте,
конечно если помощников нет,а сама,самой надо было все бросить и заниматься толь
ко дачей,я такого не могла себе позволить,хотя дача потом мне часто снилась,мне
ее было жаль,это как подарить любимого котенка,а потом об этом жалеть и взять
обратно нельзя,не поймут.

А мама?Она слегла и по прошествии года превратилась в куклу,живую куклу,пусть она меня простит,почти ничего не соображала,иногда к ней приходила память и она
благодарила меня за уход за нею,хотя врачи мне предлагали ее спровадить в хоспис,разве я отдала бы ее туда-ни за что,я считала что это подло по отношению к ней,на счет ухода за ней я ее спрашивала  мол а ты бы поступила бы иначе,если б я слегла так же,она мне отвечала,нет конечно.Так мы поддерживали морально друг
друга.Иногда она мне рассказывала о своей,прежней жизни,я старалась записывать все,потом она опять менялась,ей виделись за окном какие-то тени,что на деревьях
кто-то сидел и смотрел на нее или что-то у нее просил,она говорила мне мол иди,
покорми их,дай им что-то,и смех,и грех.Я подходила к окну,смотрела и говорила ей
что мол нет там никого,она обижалась,я мол их вижу,а ты нет.Так она мучилась.
Царствие ей Небесное,чистый,светлый,добрый,справедливый,работящий человек была,а красоты необыкновенной,в ней сочиталась и женственность и мужественность,если
это можно соединить воедино,могла быть слабой,но и сильной и постоять за себя,
за меня.Я это пишу не потому что она была моей матерью и потому я ее якобы хвалю,
нет,кто ее знал все были такого мнения,на нее можно было положиться,она всегда
бы выручила,поддержала в беде,отец мой был таким же,да и остальные родственники
я думаю тоже,я знала не всех,их очень много с обеих сторон и это конечно хорошо
что много было.А почему?Потому что раньше в семьях было много детей,сейчас сходит
на нет почти и это плохо,факторов этому много,но что будет дальше,совсем род
людской сойдет на нет или все таки закрепится на Земле?Хотелось бы верить в это.

После покупки дачи мы с трудом,но доплетались до нее,помню приедем летом,жара,мы с сумками и добравшись до нее уже устали,а там вскоре обед,полдень,в наших краях летом да днем пекло,жара нестерпимая,ну мы приедем,наскоро состряпаем обед,поедим и отдыхать,а на свежем воздухе спится хорошо,там вечер,что-то соберем,что-то прополим,польем и пора домой,так что из-за 3-4 часов так тяжело добираться смысла не было.Я говорила матери не раз давай мол купим дом,что мы так мучаемся,
машины своей у нас не было,транспорт полный ходил,а мы с сумками,теснота.Мама у меня была общительным человеком,со многими порой чужими людьми могла запросто заговорить,вот как-то она видно  с кем-то разговорилась так же,про дом свой и прочее,а ее отговорили мол вы что,не вздумайте,в квартиру вы пришли,закрылись и отдыхайте себе спокойно,а в доме не так,там постоянно надо быть на чеку,могут и залезть через забор,своровать что-то или в дом забрести жулье,убить могут,
в общем мать мою напугали до смерти и она на мои слова говорила ни в какую не соглашусь мол и все на этом.Сколько себя помню хоть и родилась в этих жарких местах,я плохо,трудно переносила жару,просто медленно умирала,плавилась,мать меня даже называла снегурочкой,а тут надо было ходить на дачу летом,это для меня было убийственным делом,только когда жара спадала,вечером,я оживала,даже
начинала возиться на грядках,с деревьями,с виноградом,это мое любимое занятие было,да еще с розами,я сама все обрезала,обрабатывала,мать мне показала помню раз,а потом не надо забывать что я внучка агронома,видно по генам что-то мне передалось,но я понимала про почки,завязь,усики,плоды и прочее.
Мне бы жить где-то в средней полосе страны,а не на юге.Я не понимала откуда во мне это,я любила деревья,лес,речку и прочее,хотя лесов у нас особо то и не было,пустыри,солончак это да,камыши тоже в изобилии,а чтобы лес,но во снах и в моем воображении лес всегда присутствовал.Может быть предки мои
там жили,в лесу?Или рядом,но то что лес был,это точно,потому и тяга у меня к нему осталась,во снах я часто бродила между деревьями,любовалась ими,наслаждалась щебетанием птиц,полевыми цветами, собирала грибы,купалась в лесной речке.Красота!Блаженство!Собирала ягоды и ела их горстями.Откуда во мне это? А жару,камыши,пыльные бури,песок и прочее я не любила,но жила в этом и мучилась почитай всю жизнь.Мама моя и потом дочка наоборот чувствовали себя хорошо в жаре,им нравилось,мать говорила помню,ах мол как хорошо,тепло.Какое там тепло,жара под 50 в тени,а ей нравилось,потом я поняла,она видимо в детстве намерзлась вволю потому ей нравилось такое тепло,дочка тоже больше любит тепло
чем холода.В наших краях,особенно в моем детстве,юности стояли суровые зимы,а летом так же очень жарко, тут нужен закаленный организм чтобы выдерживать такие перегрузки.Да и потом,заложенный при рождении  оптимизм меня выручал,иначе бы не знаю что было.Но вернёмся в моему рассказу.

Стояла весна,конец учебного года,но еще не совсем,видимо начало мая,тепло помню было,это время нашего переезда в город.Волею судеб после окончания 8-ми летки я с подругой поступила в вечерний техникум,и надо же тому быть,школу нашу закрыли,признали аварийной,потом сделали ремонт и открыли там вечерний техникум,туда мы и поступили с подругой.Надо сказать что она-то жила там же,
в смысле в поселке,а мне теперь надо было ездить по вечерам  из новой квартиры.Зимы стояли суровые,ветра,мороз,снегу полно,занятия заканчивались в 22 или чуть раньше,в эту пору на улице уже давно никого не сыщешь,пустота,люди работали,утром рано вставать надо было потому вечерами не засижива-
лись.Стоим бывало на остановке,а автобуса и не видно,до сих пор помню как меня продувало насквозь,пальтишко на вате,сапоги тоже на рыбьем меху,как говорится,жили с мамой трудно,лишнего не было,но не голодали.Я  помню зарплата у нее была 70 рублей.После развода отец присылал алименты,это еще
рублей 40,может больше,то кредит возьмем,то "черную кассу" мама на работе возьмет,в общем крутились.Летом на дачу ходили к бабушке с дедом.Мать закручивала на зиму что-то.Жизнь была трудной,но мы были молодыми тогда,не чувствовали ущербности,многие соседи так жили,да кажется улыбались больше чем сейчас,чему-то радовались,порой какой-то мелочи.Позже мы купили и дачу,много позже.

Мы переехали на Б.Исады.Если пройти одну остановку по направлению центра,свернуть направо,перейти Калининский мост,и от него минут 15-20 ходьбы по прямой,то можно дойти до парка им.Карла Маркса,то есть Карлуши.Это сейчас все застроено,а тогда был путь свободный,от моста по прямой и до парка.Надо было перейти через него и на другой стороне выйти,там начинались Кузнецы,старый район города так назывался,он был застроен старыми,деревянными домами,я помню то время,меня водили в старый двор,где проживала большая семья деда,с его братьями,сестрами и отцом,мать к тому времени уже умерла.Вообще-то это не родовое место деда,оно было примерно где была шубная фабрика,ее тоже теперь уже нет,в районе кинотеатра "Маяк" и его не осталось,убрали.В Советские времена когда ходили трамваи,то
мимо того места где был 2-х этажный дом деда,там где он родился и его многочисленные братья и сестры,детей было 17 душ,так вот мимо того места проезжал,делал поворот трамвай,но конечно до революции трамваи еще не ходили в городе.Так вот за Ингурчевским мостом,за базаром,в районе летнего кинотеатра и чуть правее,кто догадается о каком городе и месте речь,тот поймет,там и стоял
дом родителей деда.Кроме дома был сад,огород и клети с живностью,курами,утками, свинкой,может и коровой,детей надо было чем-то кормить.Почему 2-х этажный?А детей сколько,да родители,да бабушка жила с ними,уж от кого,от матери или отца,не помню из рассказов матери.Когда мать меня привела в дом что был в Кузнецах,кажется мы пришли на свадьбу какого-то племянника моего деда,мне было лет 6,не больше,но многое осталось в памяти.К тому времени уже не было в живых и отца моего деда,ни той бабушки что смотрела за многочисленными внуками,время их ушло.Так вот,я
хорошо запомнила как расположение маленьких комнатушек внутри их квартиры,большой печи,длинной,светлой и узкой залы с этажерками и с накрахмаленными марлевыми занавесками на них и кажется искусственными цветами,но и живые цветы на окнах были и дорожка,видно самотканка,на полу.Помню угощали нас,малых детей,пирогом и
тортом Наполеоном,его испекла старшая сестра моего деда.Он по окружности был
огромным,в радиусе наверное с метр,может чуть меньше,я еще тогда подумала,хотя
мне было 6 лет,то что мол как же она его выпекала-то,ведь для таких лепешек
нужна огромная сковорода?Представляете какие мысли роились в моей маленькой
головке?Ну да ладно.Родовой дом у прадеда был 2-х этажным,не тот в котором он
сам родился,а тот в котором он проживал со своей женой и семейством.Бабушка их
смотрела за детьми ,за порядком,ну и помогала по хозяйству матери моего деда.Потому и дом такой большой.Если предположить что девочки или братья спали по двое,то все равно нужно было много кроватей,белья,скамеек,столов и прочего.А еды?А одежды?А прочего?Бабушка моя позже рассказывала что мол во дворе,это уже в Кузнецах,там жилье им предоставили после пожара,так вот,во дворе стоял длинный стол со скамьей и вечерами пили там чай,самовар был ведерный или даже больше,
представляете какую кастрюлю надо было для обеда?В то время у многих были большие семьи,никто не удивлялся этому.Прабабушка,мать деда со стороны моей матери,умерла рано,она была говорили из зажиточной семьи видно из купеческой,а может даже дворянской.Дети ее почти все получили высшее образование,и это в то время,конец 19 начало 20-го столетия,дед мой родился в 1896 году.В семье любили культуру,
уважали мастеровых людей и сами что-то мастерили,как женщины,так и мужчины.
Прадед мой был бондарем,имел работных людей,они делали огромные бочки,край-то
наш рыбацкий,но и овощей,фруктов полно,так что бочки в ту пору были необходимы,в
них хранили абсолютно все,холодильников еще не было.Так вот прадед работал
наравне с рабочими,был строг,работящ,скуповат или же рачителен,любил говорить
мол копейка рубль бережет.Бабушка моя рассказывала что мол до революции если у
тебя есть пол-копейки,то постучишь в лавку и лавочник тебе откроет ее и отпустит
к примеру пол-фунта халвы,да еще поблагодарит за прибыль,вы представляете какие
отношения были,а сейчас,днем,за твои же деньги тебя же и обвешают,да и нагрубят
нередко.Я не хочу сказать что все продавцы такие,нет,но встречаются.Вот вам
отношение собственника к клиенту,если перевести на современный язык.
Бабушка рассказывала моей матери,а та уж мне в свое время,то что родные деда
посещали театры,библиотеки,картинную галерею.По вечерам домочадцы любили собравшись все вместе читать вслух по очереди,а остальные сидели и слушали,женщины что-то шили молча или вязали.Дед мой был умным человеком, дальновидным и чувствовалось что это не только приобретенное им,но и врожден-
ное.Итак, дом и сад с огородом сгорели до революции,им предоставили новое жилье в Кузнецах,теперь этого района тоже нет,а жаль,как жаль что то что видели мои глаза,теперь осталось лишь в моей памяти.И это я ухватила прошлое краем глаза. 
Мне было лет 6-7 и я хорошо помню тот двор,с его длинной лестницей на 2-й этаж.Двор был таков;при  входе,слева стоял 2-х этажный,деревянный дом,а по краям двора были построены жилые помещения и помню все под одной крышей,наподобие кибитки,в середине или возле того дома примостилась колонка с водой.За одноэтажными постройками был забор,он окружал тот двор как обруч.Возле двора росло несколько огромных тополей,да,кажется во дворе их не было,а рядом.От этого двора до парка рукой подать,минут 5 ходу.Помню при входе в парк со стороны Кузнецов справа чуть поодаль был деревянный,летний театр с небольшой сценой и кажется вишневыми,бархатными занавесями,мы бывали в том театре,уж не помню с кем.Театр тот был резным,как теремок,аккуратный,небольшой,с одной сценой,
посередине был проход,а по бокам,кажется по 4-е деревянных кресла в  ширину,а в длину 6-7 рядов,не больше,значит на 50 с небольшим мест.Кажется так.Очень жаль что он сгорел,рассказывали что из-за дурости,хулиганства мальчишек,а тот театр был сделан без гвоздей,вырезан одними топорами,а какая красота была,вы не представляете.Я чуть позже расскажу вот о таких же хулиганах,которые часто действовали из под тишка,пока никто не видел,явно боялись,а так можно что-то было сломать,поджечь или напасть на кого-то и избить.Причем этим занимались чаще подростки,чем ребята или вообще молодежь,видно с возрастом сознательными становились и уже не пакостили.Хотелось бы в это верить.
В свои 15-ть я тоже с новой квартиры приходила к бабушке с дедом в гости,но раньше,когда мне было
на 2-3 года меньше приезжала чаще,и в тот парк мы вместе ходили чаще.Надо сказать что в мои 15-ть осенью дед умер,а летом уже с трудом ходил на дачу и просил меня его сопровождать,идти от остановки надо было далековато,он помню часто останавливался,отдыхал.Младшая их дочь за год до того вышедшая замуж,решила
с мужем продать квартиру на 5-м этаже.Я говорила раньше что у деда было много сестер и братьев,так вот когда район Кузнецов снесли,то им,жильцам того двора где они все жили раньше предоставили квартиры в новом тогда еще районе города и в новом доме,на улице Савушкина.Квартир было предоставлено несколько,кто-то
получил однушку,кто-то двушку или трешку,смотря сколько человек в семье было,так вот дали однушку и одной из сестер деда,бабушке Мане,впоследствии она перешла к сестре жить в том же подъезде,а свою отдала брату с женой,им тогда дали квартиры в одном подъезде всем.Баба Маня была бездетной и муж у нее умер уже давно,но
тем не менее ей дали отдельную квартиру.Все как-то сложилось удачно,жить бы да
жить.Квартира у деда теперь была на 1-м этаже,до остановок правда далековато,но пройти можно,видимо время его подошло или он сильно перенервничал из-за продажи их квартиры на 5-м этаже,дед вообще все сильно переживал,а потом старики привыкают к одному месту,а тут надо было привыкать к новому,к новым соседям, новому району и т.д.,да и квартиру сестра могла потребовать обратно,кстати
сказать так и вышло после кончины моего деда и бабушка переехала к той же младшей дочке с ее мужем сквалыгой и дельцом.Ну не буду о нем писать,о покойниках или хорошо или никак,но то что он был слишком ДЕЛОВОЙ,это факт,и все в свою пользу.Дед видно сильно переживал переезд,а так как ему нельзя было нервничать,то случилось непоправимое,ему было 73 года,мог бы еще пожить,но...


Любовь к книге мать мне  привила с детства,мне было интересно заглянуть в тот мир,потом для меня открылся мир мышления,мечтаний,мистики.Я начала придумывать что-то свое.Но я кажется опять отвлеклась от темы рассказа,простите меня пожалуйство,но только то что видела я,про то нынешняя молодежь не знает,не ведает,она думает что интернет был всегда,ан нет.Я даже застала повозки с запряженными лошадками,они по булыжной мостовой цокали подковами,это так приятно было слышать.Потом булыжник разобрали,сделали асфальт и стали возникать выбоины на дорогах,а с булыжником такого не было.Вообще я не помню чтобы улицы были грязными или после дождя стояла вода на дорогах,ни проехать,ни пройти,как сейчас часто бывает.Говорят что засоряются сливные канализации?Надо чистить их,а
может от сознания рабочих все зависит,мол итак сойдет,пока начальство не видит,раньше так не относились к работе.Отчего это зависит?Людей раньше уважали,заботились о них на производстве,может в этом суть?Раньше ходили автобусы,трамваи и не гоняли как маршрутки безбашенно порой.Но раньше редкий раз удавалось присесть,теперь стоя никто не хочет ехать,избаловались.Нас приучали с детства что молодые должны стоять,а сидеть дети и пожилые люди,беременные женщины.Это во мне укоренилось и даже стоя с сумками я не садилась,думаю так делали и другие,воспитание было другим.Немного о старом,дедовском дворе.Странный двор,я помню дом был черным или темно-серым,доски со временем потемнели,он был не крашенным,а одноэтажные постройки покрыты сверху толью,потом его снесли,как и другие старые дома и возвели 5-ти этажки,на первом этаже в них обычно располагались какие-то магазины,галантереи,бытовой химии,техники или был универмаг с одеждой,но не только,там продавали телевизоры,таршеры,ткани и многое другое.Что-то я все пишу,вроде правильное,но от темы отошла,давайте ближе к делу.Настальгия замучила видимо.Говорят что человек без прошлого,не
имеет права на будущее,где-то я это слышала или читала,а может поняла сама со временем.               
В 12-14-ти летнем возрасте я часто приезжала в гости к бабушке с дедом,мы еще жили в поселке.Ехала к ним на трамвае или на автобусе.С трамвая от остановки к ним было ближе добраться,а вот с автобуса надо пройти тот парк,о котором речь впереди.У бабушки с дедом было такое правило,один день они ходили на дачу,второй оставляли для домашних дел,а дед частенько ездил в картинную галерею,он пристрастился к написанию картин.Он не был профессионалом в этой области,это было хобби,бывает же что к старости люди начинают писать книги,писать картины,лепить или путешествовать,куда их увлечет эта стихия,стихия непознанности мира.Я естественно ходила вместе с ними на дачу,или помогала бабушке по дому,но больше смотрела как она пекла блины,ватрушки,пироги,кайнары или лепила пельмени,варила каши,демьянки с мясом и прочее.Она была изысканным кулинаром,готовила очень вкусно,пальчики оближешь помню,хотя тоже не была профи в этом деле,но могла заткнуть за пояс любого профи.Жизнь научила их этим вещам,но сначала сестры деда когда бабушка попала в их большую семью.Это отдельная,большая и длинная история,сейчас не об этом речь.Когда я приходила к деду с бабушкой,особенно летом,мы часто все втроем ходили вечером в парк,там дед покупал нам и себе мороженое в стаканчиках,такое вкусное было,я вообще любила сладкое очень,садились на скамью или шли в кинотеатр летний,или к сцене,но не театра,там была другая для разных розыгрышей,викторин и т.д.люди или из зала,или обученные показывали разные номера,развлекали так публику,любой мог присесть на скамью и смотреть бесплатно,а в летнем кинотеатре покупали билеты и смотрели кино.Фонтаны,цветники,высокие фонари,длинные скамейки,такие массивные,белые,сделанные из дерева,а по краям из бетона чтобы были тяжелыми и их никто бы не унес или не сдвинул бы с места,урны возле каждой,но люди вели себя аккуратно,не сорили,откуда-то лилась музыка,уж не помню,может играл аркестр духовой?Наверное.Кажется был летний ресторан недалеко от театра справа при входе в парк.Все было ухожено,приятно глазу,бабушка надевала красивое платье сшитое ею же,дед помню часто ходил в белых парусиновых брюках,таком же пиджаке и коричневых полуботинках,вечером он их натирал кремом чтобы блестели и были чистыми,ухоженными,надевал ли он галстук,кажется да.Бабушка красила губы,надевала бусы к платью,босоножки,носочки,одевались они скромно,но чисто и прилично.У бабушки всегда был чистый носовой платочек,тонкий как перышко и сумочка коричневая,кажется с одной ручкой,она зещелкивалась на замочек.Да!Милые мелочи,а вспоминать о них приятно,так же как и о дедушке с бабушкой.Они не были горластыми,базарными торговками,но постоять за себя умели,с достоинством,интеллигентно,хотя бабушка была из простой семьи и не грамотной.
Но ходили в Карлушу не всегда,иногда бабушка готовила обед или вязала,или стирала,шила,возилась с рассадой,пересаживала ее в бумажные стаканчики,дома всегда какие-то дела найдутся,а дед часто ездил в картинную галерею,он пытался писать картины,покупал краски,кисти и т.д.,помню по квадратам делал зарисовки,потом закрашивал их,рамки тоже сам делал из замазки,алебастра,позолоты и еще чего-то,мне было не до того,я особо не присматривалась,в их подъезде нашла себе подружку и с ней мы играли,потом бегали возле дома и за ним,там было интереснее.Я рассказала вам о многом,а до сути рассказа так и не добралась,воспоминания нахлынули,но надо как-то мне справиться с этим потоком,иначе вы так и не узнаете в чем же суть рассказа.

Я хотела рассказать о происшествии в том парке,через который я ходила к родителям моей мамы.Я вам рассказывала как там было хорошо летом,это правда,но зимой и осенью движение там угасало,людей было мало или совсем не было порой и я старалась пробежать как можно быстрее парк чтобы выйти на противоположной его стороне.Вот как,а было уже прохладно,я его уже почти прошла и подходила
уже к лестнице на выходе из него,как в парк наоборот вошли мальчишки,ну я не придала особого значения,и хотела было пройти мимо,а они поравнявшись со мной остановились и окружили меня,я почувствовала угрозу и настроилась на борьбу или нападение,может это меня спасло.Мальчишкам тем было по 10-12 лет,не больше,но их было человек 5-6.Они стали меня хватать со всех сторон,людей никого
не было,до домов жилых далековато,кричи,не кричи никто не услышит.Пацаны меж тем попытались расстегнуть мое пальто,я отбивалась,как могла,отталкивала их,мы перемещались с места на место,но я нутром чувствовала что мне  надо двигаться к выходу,а не наоборот,а те наоборот двигали меня в парк,они знали что в это время года там почти никого не бывает.Какое-то время продолжалась наша возня,но
я не сдавалась и не отходила с места,потом кажется кто-то вошел в парк и мальчишки разбежались.Я не чувствуя ног побежала к родным.Уж не помню рассказала я им или нет про этот случай,не помню,но то что я сильно испугалась,это было.И вы думаете что я перестала ходить через этот парк?Нет.Прошло время,я успокоилась и сначала стала ходить за забором парка,это немного дальше чем через сам парк,а потом ходила и через него,никто на меня больше не нападал,вот так.Прошло время,я выросла,вышла замуж,родила дочку.Когда я вышла замуж,то мать разменяла квартиру в районе базара на 2-е разные,мы жили отдельно.Прошло время я разошлась с мужем,это отдельная история,мы жили с дочкой и вот в то время произошло еще одно нападение на меня.Как потом оказалось,надо сказать что у мужа было 2 сестры и два брата еще кроме него,так вот у подруги старшей его сестры был сожитель,не русский,види-
мо обо мне они о чем-то говорили и он смекнул что я живу одна и по его мнению мне нужна была его любовь,какой хам,нахал,я его и не знала вовсе,не видела никогда.Он пришел в гости под видом принес подарок дочке,с какой стати,я так и не поняла.Хорошо он был небольшого роста,а я когда  злюсь,становлюсь такой сильной,в общем у него ничего не получилось,я его выгнала.Бог мне помогал в жизни или
какая-то иная сила,но то что незримая защита у меня была и есть,это точно.Я была привлекательной женщиной,на меня многие заглядывались,но не заговаривали,чего-то опасались,я была всегда серьезной,может боялись моей решительности и строгости?Наивные,может счастье-то свое и упустили,но теперь уж о чем говорить,время то ушло навсегда.


Рецензии