Маргарет Митчелл. Унесенные ветром. Часть вторая

Время, к которому так трепетно относится Маргарет Митчелл, сметает на своем пути города и цивилизации, делает с людьми все, что ему заблагорассудится. Помимо экскурса в историю США времен гражданской войны, 60-е годы 19 века, роман "Унесенные ветром" повествует о людях, которые наиболее жизнестойки и лучше всего приспособлены к изменениям во времени. Война, голод, подмена понятий и ценностей - все это повторяется в истории много-много раз и вот перед нами американская версия сильного человека.

Чтобы в качестве главного героя при данных обстоятельствах взять женщину, нужно было уже иметь недюжую храбрость. Крушение старого Юга с его уютным мирком богатых плантаторов, война, новая власть, новые ценности - это фон, на котором мы видим взросление Скарлетт, первые обиды, конфликт понятий нового мира и старого. Нечто похожее мы переживали в 90-е годы все. Опасность юного возраста в эпоху перемен заключается в том, что не имея еще ничего устоявшегося собственной личности, на тебя обрушиваются тонны нового и порою тебе очень трудно во всем этом хоть как-то разобраться.

Это правильно, что в женский день нам ближе образ Скарлетт, еще бы, именно ей автор уделила особое внимание, но есть альтернативный образ, хорошо приспособившийся к новым прядкам, Ретт Батлер. Митчелл оставила простор читательскому воображению, большая часть жизни этого героя проходит за кулисами, что очень верно, потому что многие подробности могли бы отвадить от него кучу поклонниц. Писательница очень удачно столкнула лбами интересы и всегда занимательно бывает наблюдать, когда любительницы Ретта Батлера, польстившись на его всепоглощающую любовью к дочери, начинают всячески оправдывать его очень грязное финансовое восхождение. Но у нас любят бандитов во все времена. Это еще один пример. На всякий случай, автор подкинула сомневающимся Мамушку, которая признала-таки человеческие качества Ретта Батера, а мы так верим и знаем о неподкупности этой умной женщины, получившей "Оскара". Ну, не она получила, а актриса, но это определяет.

Помимо всего этого, читателю еще предстоит выбрать между Скарлетт и Батлером. В ход идут всевозможные доводы, а на мой взгляд - эти герои несравнимы. Они разновозрастные, разнополые, а методологию предпочитают примерно одинаковую. Более того - они одинаково несчастны на поле личных отношений. Один выращивает монстра из заготовки Скартлетт, которая ему до боли напоминает самого себя. А вторая ищет что-то в старом неудачнике Эшли, который ей до боли напоминает знакомого ей в детстве Эшли. Еще бы, ведь это тот самый Эшли! Тот, да не тот. То остался в памяти респектабельного добропорядочного Юга, в свете новых реалий ему лучше бы было героически погибнуть, а не влачить жалкое существование вечного коммерческого неудачника.

Мелани Гамильтон - еще один гениальный вброс писательницы в роман, которая, как всегда, пристроила в самом неудачном месте еще один противоречивый образ. Сама-то по себе Мелани более чем целостна, менее, конечно, чем мама Скарлетт, но даже у подобных людей встречаются проблемы. Вообще, мне именно в этом видится основное преимущество романа "Унесенные ветром" (помимо удачно выбранной темы) - здесь люди ставятся в неудобное положение и непроизвольно вынуждены раскрываться во всю ширь и мощь своих характеров.

С подобным я сам столкнулся как читатель, потому что в общем-то должен нормально относиться к Мелани Гамильтон. Дружелюбная женщина, вызывающая сочувствие своими неловкими попытками казаться практичной. Но в свете взаимоотношений, предложенных Митчелл, Мелани мне видится женщиной, которая не снимает маску доброты, а за ней она прячет холодный расчет. В общем-то у нее все неплохо получилось, она беззастенчиво пристроилась на шее Скарлетт, умело используя ее тягу к собственному мужу. Идет по сути торговля Эшли.

И, конечно, два слова о финале, не говоря о нем ничего по существу. Мне концовка видится абсолютно верной, Митчелл еще раз обращается к разуму читателя и подводит итого романа - вот оно время, перед вами, оно изменилось, стряхните с себя оковы старого, у вас реальная возможность избавиться от всего того маразма, что мешает вам жить. Перед вами теперь вся новая жизнь, весь мир, ваш кошмарный сон сбылся, самое страшное позади.

Всех Скарлетт, Мелани, Милочек Уилкс, Красоток Уотлинг и других женщин поздравляю с профессиональным праздником всех женщин постсоветского пространства и желаю успехов Ретта Батлера, уверенности Мамушки, целеустремленности Скарлетт и хитрости Мелани.

Часть первая. http://proza.ru/2016/04/28/271


Рецензии