О роли СМИ в политике

*Это было домашнее задание 11 класса по обществознанию, но вдруг кому будет интересно*

   СМИ играют важную роль в политической жизни общества и политической карьере отдельных лиц. Какие же задачи решают средства массовой информации? Рассмотрим некоторые из них.

   Прежде всего СМИ формируют имидж политика. Как правило, у политического лидера нет возможности непосредственно взаимодействовать с населением, с каждым отдельным человеком. СМИ решают эту проблему. Они рисуют перед аудиторией портрет политического деятеля, рассказывают о его программе, планах и реальных действиях. И в зависимости от того, как СМИ подают аудитории те или иные взгляды, действия и личные качества обсуждаемой персоны, читатели или зрители формируют для себя умозрительный образ политика, через призму которого они впоследствии будут оценивать его, поддерживать или не поддерживать.
   Так, скандально известный Алексей Навальный на своём Ютуб канале и канале “Фонда Борьбы с коррупцией” регулярно выпускает расследования, цель которых создать в глазах общественности образ власти как группы узурпаторов, “жуликов и воров”. В зависимости от цели средствами массовой информации могут быть использованы разные форматы представления персоны. СМИ практически не бывают объективными, хотя есть такие, которые к объективности стремятся. Для этого чаще всего используют формат интервью. Например, если не самый, то уж точно один из самых популярных Ютуб журналистов России Юрий Дудь в своих интервью стремится вывести гостя на откровенный разговор, предоставляя гостю возможность говорить, а зрителям самим формировать своё собственное отношение к персоне. Перед последними президентскими выборами Юрий брал интервью у некоторых кандидатов: Ксении Собчак, Павла Грудинина и ряда других политических деятелей.

   Другая важная задача, которая ставится перед СМИ, - это воспитание “своей” аудитории. Они формируют у зрителей или читателей определённую политическую позицию, взгляды, прививают ценности. В демократическом обществе, где СМИ свободны, это способствует поддержанию политического плюрализма, что является необходимым условием формирования гражданского общества. В условиях недемократических политических режимов (в большей или меньшей степени) СМИ контролируются государством посредством цензуры, в том числе и политической. Таким образом власти формируют у общества нужные им взгляды, пропагандируют свои идеи.
   В годы Советского Союза такие методы активно применялись, их целью было воспитание “нового человека” и создание нового коммунистического общества с соответствующей идеологией. Средствами пропаганды становились все возможные виды СМИ, и более того источники, исконно не причисляющиеся к СМИ, в них превращались. Весь социалистический реализм (художественный метод литературы и искусства, в основе которого лежало донесение в массы настроений, идей и образа мысли социалистического толка) можно считать большим цензурным уставом, целью которого была политическая пропаганда и привитие обществу нужных властям взглядов.

   Подводя итог, можно сказать, что средства массовой информации выполняют в обществе воспитательную функцию и могут использоваться как средство пропаганды определённых идей. Разумеется, это лишь одни из многих функций СМИ в политической жизни, но я считаю перечисленные мною выше основными. Закончить эссе я бы хотела фразой Шопенгауэра: “Газеты – секундные стрелки истории”.


Рецензии