Козлов Г. И

КОЗЛОВ ГАВРИИЛ ИГНАТЬЕВИЧ

1738 – 22.05.1791


Гавриил Игнатьевич родился в 1738 году в семье крепостных князя Петра Фёдоровича Тюфякина (1712 – 1785) предположительно в селе Хотьково (Хатьково) Калужского наместничества, находящегося во владении князей Тюфякиных с 1708 г., полученного в качестве приданного Фёдором Григорьевичем Тюфякиным (1680 – 1741) за женой, Марфой Никитичной Вельяминовой.

По переписи 1782 года село имело «40 дворов, жителей обоего пола 307. Земли (десятин): под усадьбой 20, пашни 430, сенных покосов 110, лесу 3253, неудобий 49. Деревня на левой стороне речки Сенета, а дача (усадьба) расположение имеет по обе стороны реки Ресета; земля иловатая; хлеб родится и покосы средственны; лес строевой; крестьяне на оброке».
В 1790 году усадьба была продана Ивану Филипповичу Масалову, внуку тульского оружейника Федора Кузьмича Масалова - основателя Дугненского завода.

Так же нельзя исключать версию рождения Гавриила Игнатьевича в селе «Частые колодези» (Плавского района, Тульской области), которое с 1722 года находилось во владении отца Петра Фёдоровича.

О московских владениях князей Тюфякиных ни чего неизвестно, по-этому предположение некоторых биографов Козлова о том, что он родился в Москве не находит своего подтверждения.

Раннее детство Гаврилы прошло в условиях деревенского быта крепостной семьи. Но мальчик, очевидно, очень рано проявил способности к художественному мастерству, возможно участвуя в поновлении росписей сельских храмов, так как уже к 14 годам, привлекается к художественным работам в Москве в составе команды живописцев Канцелярии от строений. Крепостные художники, собранные для этих работ по приказу Елизаветы Петровны, работали тогда под присмотром солдата по двенадцать-четырнадцать часов в сутки.

Очевидно, в Москве Гаврила подтвердил свои незаурядные способности, поэтому в 1753 г. был направлен для работы в Царском селе, где его коллегами были такие мастера как И.И. Бельский (1719 – 1799) и И.Я. Вишняков (1699 – 1761). Его наставником и руководителем в этот период времени был Антонио Перезинотти (1708 – 1778). [1] Непосредственно Козловым были выполнены плафоны дворца, по размерам своим и сложности композиции в России не имевшие на то время равных - достаточно сказать, что плафон Большого зала имел площадь 900 квадратных метров.

С 1756 года он приступил к работе по оформлению Зимнего и Летнего дворцов (Петербург), дворцов Петергофа и дворца в Ораниенбауме. Он принимал участие в оформлении спектаклей придворного театра. В то время бурного строительства и украшения Петербурга живописная команда была перегружена работой, она же оформляла и бесчисленные празднества, на ней же лежала обязанность чинить и поправлять, исполненные в спешке, быстро ветшавшие росписи.

В начале 1758 года начинает свою работу Императорская Академия художеств, в которую переводятся из Московского университета первые 16 студентов и ещё 20 студентов набираются в Петербурге, среди которых был и Г.И. Козлов.

В это время он совмещает работу в Канцелярии от строений с частными заказами, что способствует росту его известности, и даёт основание обратиться с прошением о замещении вакантной должности адъюнкта Академии художеств. [2] Для замещения должности адъюнкта Гавриил Игнатьевич пишет картину на библейскую тему «Апостол Пётр отрекается от Христа» и 19 августа 1762 года в возрасте 24 лет вступает в должность, с оговоркой «жалование выплачивать, когда будет свободный».

Руководство Академии оценив талант Гавриила Игнатьевича в средине 1763 года оплатило его выкуп из крепостных.

За время обучения Козлов оформлял набережную реки Нива и само здание Академии художеств. Летом 1765 года в торжественной обстановке, Козлову, как и ряду других учеников Академии художеств, был вручён диплом академика.

Гавриил Игнатьевич был первым русским преподавателем рисования с гипсов и натуры, он работал почти во всех классах Академии, о чем свидетельствует контракт, подписанный художником и определявший его занятия:
«… четыре дни в неделю, а именно: понедельник, вторник, четверг и пятницу по утру от девяти до одиннадцати часов перед полуднем быть в академических классах для исправления в рисунках, колерах и композиции, с изъяснением всего, что к знанию художника потребно; пополудниж в помянутые дни от четырёх до шести часов тоже делать в классах рисования с гипсов и натуры. Естли же по каковому случаю Академия заблагоразсудит, то мне становить гипс и модель в натурном классе, а как нужно смотреть во обучении рисования воспитанников за определёнными мастерами в воспитательном училище, то в пятницу по утру вместо академических классов быть там для надзирания и поправления оными... Среда, суббота, воскресенье и все свободные от классов дни, дозволить мне для моего упражнения.»

Кроме работы непосредственно в классах Академии он много внимания уделял созданию различных аллегорических композиций, представляющих то «Изображение жизни человеческой», то «Любовь к полезным упражнениям», то «Правление важными делами» или «Благородство и добродетель», «Великодушное благодеяние» для фронтисписов, заставок и концовок уставов Императорского кадетского корпуса и Пансиона воспитания благородных девиц, книги об учреждении Московского воспитательного дома и иных изданий, каждая из которых отличается высоким качеством оформления.

В 1766 году Козлов был произведён в звание адъюнкт–профессора исторической живописи. Далее его карьера развивалась стремительно. В 1771 году он получает звание профессора, а в 1779 уже адъюнкт–ректора Академии художеств.

В 1772 году Козлов стал членом «комитета для составления медалической истории со времени Петра Великого». Комитет, членами которого были также Якоб Штелин (1709 – 1785) и известный французский медальер Ж.Л. де Вилли (1730 – 1804), должен был изготовлять рисунки по программам, разработанным другим комитетом, куда входили историк князь М.М. Щербатов (1733 – 1790), поэт М.М. Херасков (1733 – 1807), писатель и переводчик А.А. Нартов (1737 – 1813). Плодом двухлетнего труда комитета явились рисунки для 128 медалей на события жизни и правления Петра I с описаниями и историческими комментариями, так никогда и не воплощённые в материале.

17 октября 1776 года Академия в Валенсии (Испания) прислала Петербургской Академии художеств три диплома на звание почётных её членов, дипломы эти были по решению Совета переданы: Г.Н. Теплову (1717 – 1779), директору Академии А.О. Закревскому (1742 – 1804) и Г.И. Козлову.

В 1779 году Гавриил Игнатьевич получает должность директора императорской петербургской шпалерной мануфактуры. На этой должности он прибывал до самой своей смерти. В директорские обязанности входил выбор произведений, предназначенных для воспроизведения в шпалере, разработка картонов - моделей в натуральную величину, создание новых эскизов - во всех этих работах весьма пригодился опыт декоратора. Но этим не ограничивалась работа мастера в декоративно-прикладном искусстве. Около двух десятков лет Козлов создавал по заказам влиятельного вельможи князя Г.А. Потемкина (1739 – 1791), знатока и ценителя искусства, эскизы предметов дворцового убранства, исполнявшиеся затем в бронзе, цветном камне, фарфоре, золоте, серебре.

С 1778 года Козлов работает над декорами столовых сервизов завода Франца Гарднера (село Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии). В частности он оформляет серию столовых сервизов для Зимнего дворца: «ордена Св. Андрея Первозванного» - 50 предметов;  «ордена Св. Владимира» на 140 персон; «ордена Св. Александра Невского» на 60 персон - использовался с 30 августа 1779 года для торжественных приёмов в Зимнем дворце кавалеров этого ордена, и другие.

Помня своё крепостное происхождение и те сложности с обучением, которые при этом возникали, Козлов открывает свою частную школу, где крепостные художники получали возможность обучаться живописи.

Большую часть своей жизни, Козлов проработал в Академии художеств, став здесь одним из самых выдающихся преподавателей. Он полностью отдавался работе, тем самым внося огромный вклад в развитие самой Академии. Его специализация не была узкой, и он работал практически во всех классах Академии. Под его руководством было подготовлено множество художников (к примеру, в классе исторической живописи он обучал одновременно более тридцати учеников). Из его учеников, двенадцать стали академиками, в том числе Ф.И. Яненко (1767 – 1809) и Е.Д. Камеженков (Комяженков) (1760 – 1819).

Единственная картина этого художника «Апостол Пётр отрекается от Христа» сохранившаяся до наших дней хранится в галереи Академии художеств. Помимо этого, его работы украшают стены многих Дворцов и соборов Петербурга и Москвы. Например, образ князя Михаила Черниговского и его боярина, Феодота, в московском Архангельском соборе. Ознакомиться с творениями Козлова можно и в главной церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Здесь им были оформлены иконы северной и южной двери, иконостас.

К сожалению, до наших дней дошли лишь пять рисунков из огромного наследия Гавриила Игнатьевича, четыре из которых - аллегорические композиции. Но один позволяет предполагать в его творчестве существование ещё одного жанра. Это портретный натурный рисунок, изображающий детей художника Павла и Александру и выполненный, судя по их возрасту, в последние годы жизни их отца. Исполненный с такой трепетностью, простотой и гармоничностью, естественностью, свободой, ясностью и нежностью рисунка, он просто не может быть единственным исключением в творчестве художника. И остаётся только сожалеть, что ещё одна грань его творчества - камерный интимный портрет – остаётся для нас неизвестным штрихом его многогранного таланта.
 
Умер Гавриил Игнатьевич Козлов в возрасте 53 лет в Петербурге, 22 мая 1791 года.

Никаких сведений о супруге художника в настоящее время нет. Дети: сын Павел и дочь Александра.


[1] Предположительно рекомендацию для перевода на работы в Царское село дал ему Антонио Перезинотти, работавший в это время в Москве. Он же способствовал и его скорейшему переводу.

[2] Регламент (Устав) Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге 1747 г.:
«Всяк академик иметь должен при себе адъюнкта, которой должность имеет помощника академику, а притом стараться должен как академик об адъюнкте, так и адъюнкт сам о себе, чтоб ему со временем заступить академика своего, по отбытии его, место; чего ради адъюнкт должен в делах, до наук касающихся, у своего академика и перевотчиком служить.»


Рецензии