Руми поэзия...

Джалаладдин Руми (1207–1273) — выдающийся персидский и таджикский поэт-суфий.

              ***
Кто не способен ощутить Любовь живую,
Как зов реки в песках, где жаром все пылает;
Тот, кто не пьет зарю, как воду ключевую;
Кто, словно трапезу вечернюю, закат
Вкусить не может;
кто меняться не желает –

Пусть спят.

Любовь превыше богословских поучений
С их старыми уловками и ложью.
Те, кто ещё надеются, что можно
Развить свой разум в этом окруженье,

Пусть спят.

Я стер все доводы рассудка без следа,
Завесы эти я порвал в клочки,
И вышвырнул.
А если ты не в силах
Нагим остаться, завернись тогда
В изящные одежды слов красивых

И спи.

             ***

Всё то, чего коснется виноградный сок,
Приобретает привкус винограда:
Морковь и яблоки, айва, орехи, плов,
И губ Возлюбленной услада.
Когда ты знание в свет веры погрузишь,
ты осветишь дорогу тем, кто жаждет света,
И станет светоносным все, что ты им говоришь,
И чистым как вода – другой у неба нету.


         ***

Моя увечная поэзия стала танцевать,
высветленная Божьим именем.

Имя Его привлекло ангелов слов
в жилище моего ума.
В каждом стихе – тысяча дев рождает,
но, подобно Марии,
каждая остается непорочной.


          ***
Всю ночь напролет я танцевал
вокруг дома моей Возлюбленной.
Утром она вышла
и предложила мне вина.
У меня не было чаши –
«Вот мой череп пустой, – я сказал. –
Налей своего вина туда».

              ***

Не спрашивай меня о молитвенных камнях –
любое место, где я преклоняю голову, – молитвенный камень.
Не говори о направлениях –
Все шесть направлений указывают на Него.

Сады, и пламя, и соловьи,
кружащиеся дервиши и братство –
Отбрось всё это прочь
и бросайся в Его любовь.

        ***
Не говори больше о ночи! –
В нашем дне ночи нет.
В нашей религии Любви
нет ни религии, ни любви.
Любовь – бескрайний Божий океан,
тем не менее, тысячи душ, тонущих в том океане,
восклицают: «Бога нет!»

             ***
Недаром страсть с огнем ровняют,
Они материи одной.

Запомни, с ними не играют,
Но жизнь без них, как сад зимой.

Страсть светит, страсть же ослепляет,
Страсть греет, страсть испепеляет,

Страсть лечит, страсть же убивает,
Страсть губит, страсть же возрождает.

Страсть хладно сердце растопляет,
Младое – жжёт и пробуждает.

Страсть нас торопит, подгоняет,
Страсть лень, усталость побеждает.

Страсть боль и страхи отсекает,
Страсть робких в смелых превращает.

Страсть жизни время сокращает,
Страсть жизнь саму возобновляет.

Страсть грешну душу очищает,
Страсть две души в одну сплавляет.

Борись с проказой безучастья,
Жги язву страстью, страстью, страстью !

          ***
Ломая как безумец дверь,
Чтобы прорваться внутрь снаружи,
Я с удивленьем обнаружил,
Что мой напор совсем не нужен:
Я изнутри ломился в дверь.

            ***
Рожден Всевышним цвет вещей,
Разнообразье их, бесценность формы.
А люди спорят, надрывая горло,
Как дети в буйной cлепоте очей.
И хоть из теста выпечки одной
Печенье в форме льва или барана,
Они твердят и жадно, и упрямо,
Что нет меж ними связи никакой.
Вкусившему бесплодны споры эти,
Но очевидность бесполезна детям.

Без флага
Я был торговцем на базаре слов,
И став рабом своих же сочинений,
Я сам себя теперь продать готов,
Чтоб вырваться из гнета общих мнений.
Я создал образы героев и богов,
Очаровательных, значительных и ярких.
Я наделил их властью чувств и слов
Преображать людей непраздничных и жалких.
Творил кумиры я, творившие меня.
Расплата подошла. Тоска в душе и скука.
И я прожить не в силах даже дня
В бездонной пропасти томленья духа.
И вдруг открылся мне внеобразный Герой
Зовущий в мир пьянящего молчанья.
Я весь исполнен мыслию одной —
Раздать всего себя по завещанью.
Безумье радостной свободы я вкусил,
Заложник суеты, я вновь обрел отвагу.
Израненый в бою, почти лишенный сил,
Любовь, как древко я несу без флага.


Рецензии