Жемч. Ож. Глава 19 Б. Н. Петров Ч. 6-23-1 Пророк

С. Т. КОНЁНКОВ     СКУЛЬПТУРА -  ПРОРОК 
vladkonst.tourister.ru
ОБРАЗ  ПРОРОКА,  ПОД  КОТОРЫМ  СКРЫВАЕТСЯ 
 - ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ  С. Т. КОНЁНКОВ

ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  БОРИС  НИКОЛАЕВИЧ  ПЕТРОВ
ЧАСТЬ  6-23-1   ПРОРОК


Я думаю, мы пропустим циклы – «Портреты известных людей» и  «Лесная сказка», так как  уже имеем представление о подобных работах, имеющихся в Смоленском музее. И перейдём сразу к «Евангельскому циклу».

Не знаю как подступиться к этому циклу, да ещё на ночь глядя.

Это всё равно, как – взять в руки горячий уголёк из костра. Чтобы не обжечь руки – нужно уголёк перекидывать с одной руки на другую до тех пор, пока он не остынет. А он не остывает. Тогда его нужно кинуть обратно в костёр.

Вот так я сижу уже долгое время и перебираю темы - загадки, оставленные нам
С. Т. Конёнковым. Они обжигают моё сознание своей смелостью, гениальностью и мистикой. И не знаю – с чего начать и как показать это кратко, доступно в рисунках и понятно.

Хочется рассказать  о  темах,  которые завладели С. Т. Канёнковым в период пребывания в Америке, такие как: весь «Евангельский цикл»;  скульптура – «ПРОРОК»;  Изображениях Христа, пророков и апостолов на фоне загадочных линий, кругов; Библия; графическая  теософия;  Космические изыскания и другие…

Если показать весь перечисленный комплекс тем, проблем и образов, тревоживших Канёнкова и овладевших им во время периода его пребывания в США,  нам не хватит ни времени, ни объёма страниц, доступных нам для публикации.

Что решим? Выход один – рассказываем всё в сокращении, в соответствии с выбранными иллюстрациями, а потому опять – частями…

Начнём с "ПРОРОКА"…

В личности Сергея Тимофевича Коненкова, широко известного у нас скульптора и художника, как бы сосуществовали два человека. Один из них автор парадных портретов, другой — замкнутый в себе мистик.
В советское время вторая половина творчества Коненкова всячески замалчивалась, и это понятно: социализм и оккультизм, Библия и Сталин — казалось, что между ними может быть общего?
www.liveinternet.ru


Сергей КОНЕНКОВ, бородатый скульптор-пророк.

В жизни Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Сергея Коненкова было много загадок. И не все еще тайны раскрыты.

РОДЕН-НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ

В начале прошлого века его называли русским Роденом. Перед революцией 1905 г. С. Т. Конёнков изваял скульптуру «Самсон, разрывающий цепи». Царские власти узрели в библейском персонаже намек на пролетариат, бедного Самсона уничтожили.

В ту первую революцию он закупал браунинги для рабочих дружин и сам сражался в Москве на баррикаде у ресторана "Прага".

Позже продолжал ваять камнебойцев, рабочих, воплощая в их образах свою высокую мечту о свободном человеке.

Октябрьский переворот в 1917-м встретил с восторгом. Активно поучаствовал в ленинском плане монументальной пропаганды. Встречался с самим Ильичом. Что не мешало вести богемный образ жизни. Его мастерская была модным светским салоном. Здесь бывали известные писатели, поэты, художники. Тот же Сергей Есенин считал мастерскую Коненкова своим вторым домом, приводил сюда Айседору Дункан.

«Я русский скульптор, - писал позже Коненков другому вождю пролетариата - Сталину. - Жил и работал в Москве. Работы мои имеются в музеях Москвы, Ленинграда, Смоленска, Казани, Симбирска и др. Был три года руководителем скульптурного отдела Государственных мастерских, а также скульптурного отдела Пролеткульта. Был председателем профессионального союза скульпторов.
На кремлевской стене около Мавзолея Ленина, мемориальная доска "павшим в борьбе за мир и братство народов", а в Музее революции на бывшей Тверской, Стенька Разин с ватагой - мои работы.
Был я также не малый пьяница. В Америку выехал легально с выставкой русских художников в декабре 1923 г."

Сталин на письмо не ответил.

Оно и понятно. Уезжал-то Коненков на несколько месяцев еще при Ленине. Выставка закончилась, а он… остался в Америке на 20 с лишним лет. Невозвращенец! Хорошо, хоть Советскую власть не клеймил за океаном, как иные отщепенцы.

Модный скульптор имел за океаном много заказов, не бедствовал. По-прежнему вел богемный образ жизни.

Представляете, идет по Нью-Йорку русский богатырь с лохматой головой, окладистой бородой. А на шее вместо воротника – живой кот! Чудак!
Скупал пни, поваленные бурей в Центральном парке Нью-Йорка деревья  превращал в сказочную мебель. Кресла в виде лебедя, грациозно изогнувшего длинную шею, удава, свернувшего гибкое тело кольцами, совы… Столики с сидящими на них белочками, лисичками и много чего еще. Казалось, этот гарнитур создала сама природа.

Его нью-йоркская мастерская стала модным салоном уже для эмигрантов и западных интеллектуалов. Тем более, у художника была молодая красавица-жена. Она же муза, модель, которую он часто ваял нагой.

В Маргариту влюблялись Шаляпин, Рахманинов, другие именитые деятели культуры.

Источние - www.kp.ru

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ



Рецензии