Карьерист

В 70-х годах(жутко сказать! Прошлого века) мне по служебным делам часто приходилось бывать на Дальнем Востоке, и конечно, во "Владике". Город "нашенский", российский, но как он отличается от всех других городов европейской части. Разница не сразу бросается в глаза, но стоит немного в нём пожить, как она ощутится во всём.

Если прийтись по магазинам центральных улиц, замечаешь изобилие морепродуктов: рыба красная, белая,копчёная, свежая, солёная,любая. Морские гады, которых мы, живя в центральных регионах и не видывали.Крепкие напитки со змеями и кореньями, плавающими в пузаты бутылках, зовут укрепляться слабых мужчин- это продукты Кореи, Вьетнама, Китая. Всё впечатляет и удивляет, как будто за границу попал.

Летом этот город ленив, чувствуется запах и близость моря. Яркое солнце, цветущие яблони,вишни, груши в скверах и парках. А какие девушки гуляют в лёгких открытых платьицах! Кажется, что все идут к воде, к Золотому Рогу, к заливу Петра Великого. Какую благодать ощущаешь, погружаясь в его голубоватую тёплую воду с длинными, как змеи извивающимися водорослями морской капусты. Хорошо выйти в залив на яхте, держать парусом ветер, прыгнуть за борт, сходить на острова, половить крабов, сказка!

В один из таких дней я стоял на автобусной остановке.Ко мне подошёл мужчина опрятно одетый : свежая белая рубашка с галстуком, выглаженные брюки, начищенные ботинки...
-Извините, товарищ, мне неудобно, но не выручите ли Вы меня тремя рублями? Не обещаю отдать, но мне очень нужно.
Просьба была неожиданной от такого внешне благополучного человека, но всякое бывает... Я, протягивая трёшку, пригляделся внимательнее к этому мужчине. Около 30 лет, чисто выбрит, но белая рубашка слегка потёрта, брюки внизу с бахромой, ботинки не новые, с трещинками. Ясно, человек выпал из обоймы.

Потом пригляделся к его лицу и оно показалось мне знакомым.
-Где-то я Вас видел.
-Вряд ли. Хотя...Всякое бывает!
И тут в моей памяти всплывает Север, город Полярный- столица подводников, штаб эскадры...Стоп! Я видел Вас в Полярном. Служили?
-Ну, брат! Тесна Земля и океан велик, но встречаемся! Каким ветром?
-Да так, служба.
-Понятно.
-Ну, пошли, поговорим где-нибудь.
-Тут "Арагви" неподалёку, зайдём?
-Лады!

Мы зашли в ресторанчик, где было прохладно и уютно, народу было мало- будний день, тишина. Я заказал всё, что положено в таких случаях, выпили за встречу и он стал рассказывать мне свою историю.

Не так давно он служил в Полярном в штабе эскадры. Должность невысокая, но и не очень хлопотная. В моря не ходил, автономок не нюхал, так, взрослый мальчик на подхвате. Да и служебного рвения особо не испытывал.

-Дежурил я как-то по эскадре. Дело было ночью. Бумаги готовлю к отправке фельдъегерской почтой в штаб флота. На глаза попался листок с фамилиями офицеров,представленных к очередным воинским званиям с печатью и подписью командующего эскадрой.Ребята все знакомые, есть и однокашники, но моей фамилии среди них не было. И тут возникла крамольная мысль: а допишу-ка я себя, чем я хуже других? И дописал. Руки тряслись, голова вспотела, понимал, что совершаю подлог, но ничего с собой не мог поделать. Утром почту отправил. Время шло, я успокоился.

Наконец, с Флота пришёл приказ о присвоении воинских званий. Всем, кто был в списке, и мне в том числе! Вызвали, поздравили, и меня... Начальник штаба, пожав руку, как-то очень подозрительно на меня глядел. Я чуть сквозь пол не провалился, но выстоял. Тут дело тонкое. Не было секретом, что некоторые офицеры получали должности и звания, минуя головы своих прямых начальников. Это означало, что у тебя есть "волосатая лапа" где-то там наверху. Таких терпели, но не уважали и старались поскорее их куда-нибудь спихнуть с глаз долой. Дорога была или наверх, или в тёплые столичные места. И меня не стали спрашивать, каким образом на меня свалилось это звание.

И опять, будучи дежурным по эскадре, я первым прочитал приказ о переводе меня на Дальний Восток, на Тихоокеанский флот. Всё встало на свои места: от меня постарались избавиться. У моего начальства тоже были свои связи. Так я оказался опять в штабе и примерно на такой же должности, но это была жуткая "дыра" по сравнению с Полярным.

Так я с первых дней начал задумываться, как мне из неё выбираться.Помощи ждать было не от куда и не от кого. На свои силы не надеялся. Мысль пришла сама собой-женщины. Я холост, не дурак, опыт познания "науки страсти нежной" у меня солидный.

Итак, предстоял выбор. Как штабной офицер, я мог взять любое личное дело и узнать всю подноготную этих личностей и их жён. Стал искать подходящие кандидатуры. Женщина должна быть женой влиятельного начальника. Стал смотреть. Выбор оказался невелик: то пожилая, то многодетная или из деревни и живёт там, пока муж в море. Но вот, кажется, появилась зацепка- жена комбрига 1-й бригады.Относительно молода, чуть постарше меня, есть сын, живёт в Краснодарском Крае у её родителей. Сама в гарнизоне ждёт мужа из автономки.

В штабе я познакомился и даже немного подружился со старшим лейтенантом  из особого отдела. Мы часто вместе обедали, иногда забегали друг к другу в кабинет чайку попить и немного поболтать. Конечно, из него много не вытянешь,но уж он-то знал обо всех всё. Кое- как я навёл разговор про эту женщину, звали её Рая. Вокруг неё вьются молодые бабёнки- офицерские жёны. Она их обучает домоводству, ведёт что-то вроде кружка в Доме офицеров.Иногда они собираются у неё на квартире, видать, не без выпивки. Два раза в неделю ходит в бассейн, держит себя в форме,хорошо выглядит, не прочь пофлиртовать.

Вот, это всё, что мне нужно! Далее- дело техники.
Взял я абонемент в бассейн, узнал, в какие часы она ходит и -вперёд! Конечно, я её сразу узнал по описанию Серёги - особиста. Но его описание- это бледная тень, упавшая на Венеру Милосскую. Хороша, ох, хороша! Высокого роста, статная, купальник лишь подчёркивал её мягкие женские прелести, от которых дух захватывало. Шапочка еле вмещала копну чёрных волос на её точёной голове и гибкой шее.

Я набрал воздуха в лёгкие и нырнул.Устроить небольшое столкновение в тесном бассейне дело нехитрое. Я извинился, она улыбнулась и вдруг торпедой поплыла дальше,я за ней.
-Хорошо плаваете,-сказала она, отдышавшись у борта.
-Тренировался.
-А Вы?
-Я тоже. Давно, правда. Был у нас в школе учитель физкультуры- мастер спорта по плаванию. В школе бассейна не было, так он нас водил на Кубань после школы и учил плаванию. Фанат был своего дела, а я была у него на особом счету. Чемпионкой хотел меня сделать, да не успел. Я уехала в Ленинград тётке и поступила в техникум.

Вот так началось наше знакомство.Конечно, мы встречались только в бассейне. В городке все друг друга знают и не прочь посплетничать. Встречаясь, мы всё более сближались, было о чём поговорить и между нами проскочила эта самая искорка, разжигающая пламя. Её черные цыганские глаза, заманчивая улыбка и почти открытое тело сводили меня с ума, мерещились днём и ночью.Очевидно, она это почувствовала и откровенно со мной играла. Я иногда как бы невзначай мог её притопить, потом оказать помощь утопающей, не забывая плотно обхватить её упругое молодое тело. Она отбрыкивалась и хохотала, запихивая мою голову в воду.

Эта игра не могла долго продолжаться. Однажды я подкараулил её в раздевалке, когда никого не было, прижал к стене и мы стали яростно целоваться до боли стискивая друг друга. Рая обмякла, чёрные глаза умоляюще на меня взглянули и она прошептала:
-Всё. Уходи,обо всём сообщу сама.

Так началось наше безумие. Как вор я ночью пробирался в её квартиру на краю посёлка, а утром чуть свет шёл домой и, не выспавшийся приходил на службу. Серёга стал замечать во мне перемены и как-то сказал:
-С огнём играешь. Её муж самый перспективный офицер в нашей эскадре.После автономки его хотят нач.штабом назначить. Не дай Бог проколешься, тебя уничтожат, в порошок сотрут, дыма не останется, одумайся!

А я потерял голову. Забыл, зачем с Райкой хотел познакомиться.Любовь это или страсть- некогда было разбираться. Бригада на днях должна была вернуться в базу.Нужно было что-то решать, это понимала и Рая.

На душе было тревожно. Этой ночью мы долго не спали. Рая встала, надела халатик, вышла на кухню. Потом позвала меня. На столе горела свеча и стояла бутылка коньяка.Рая налила по рюмке, потом сказала:
-Давай прощаться. Я так больше не могу. Скоро муж вернётся. У нас семья, сын. Мужу я обязана всем, что у меня есть. Я никогда не смогу их оставить... Мне нужно в себя прийти, да и тебе пора о себе подумать. Я понимаю, что ты какой-то неустроенный, в твоём возрасте мужики уже кораблями командуют, а ты всё в штабе штаны протираешь. Я знаю, что Вадима должны назначить начальником штаба эскадры. Я могла бы за тебя замолвить словечко. Но что он подумает? Кто ты мне? Чем я тебе обязана? Нет, и не подумаю.
Тебе уже поздно командовать кораблями, да и опыта нет. Выход один- в академию учиться.Окончишь- пойдёшь куда-нибудь преподавателем. Это для тебя: тихо, спокойно, нужна лишь характеристика и направление. Это может сделать наш командующий. Так вот, даю наколку. К нему недавно приехала племянница. Холостая, в возрасте, наверняка хочет за офицерика выскочить. Я вас познакомлю, остальное в твоих руках.

Мы чокнулись, выпили. Как Рая ни старалась держаться, слезинки стояли в её глазах. Моя душа разрывалась на части: с одной стороны я понимал свою подлость в этой истории, с другой чувствовал, что запал на эту женщину крепко. Мы не стали терзать себя прощальными объятиями и поцелуями. Вздохнув, она просто сказала:
-Приходи  завтра в Дом офицеров.

Я так и сделал. Захожу в костюмерную- там весело, шуточки- прибауточки, машинка швейная строчит. Увидели меня, притихли. Рая встала, говорит:
-Знакомьтесь, девочки, он из штаба, может оказать шефскую помощь.
Некоторых я знал в лицо и меня узнавали. Потом Рая подвела меня к немного смутившейся женщине лет около 30-ти, полненькой, голубоглазой блондинке.
-Вера,-она скромно протянула руку.
-Андрей,-ответил я.
-Ну, вот и познакомились,-сказала Рая.
Она отвела меня в сторонку:
-Поговори с ней,она у нас новенькая, ей нужна особая помощь.
Рая сделала ударение на слове "особая" и я её понял.

Разговорились. Оказывается, Вера хорошо шьёт, мама её приучила с детства. Но есть у неё особое увлечение- куклы. Она их делает для детского садика, раздаёт знакомым и просто для себя. Некоторые она мне показала и я был не просто удивлён- ошарашен. Это были настоящие произведения искусства: задумчивые девушки, весёлые парни, хитрые старушки на лавочке... Да, не просто куклы, а характеры людей.
-Чем могу помочь Вам, Верочка?- Участливо спросил я.
-Да вот, материалов не хватает.Тряпочки,вата, пакля,клей,пуговицы...
-Напишите список, всё, что вам нужно. Найдём, нет проблем.
И я действительно постарался. На вещевом складе меня этим барахлом просто завалили. Угодил всем, особенно Верочке.

Так завязалось наше знакомство. Между прочим она сказала, что у неё дома находятся её самые любимые куклы и что всё свободное время она им отдаёт. Я, конечно, выразил желание их посмотреть. Она смутилась, но предложила в выходной встретиться.

И вот я собираюсь к НЕЙ. Цветов, конечно, у нас не найти. Хорошую коробку конфет? Взял. Вино, коньяк? Пока нет, и правильно сделал.

Она приветливо встретила меня на пороге, протянула руку. Одета просто, но со вкусом. Красиво, незатейливо уложены светлые волосы. Фигура пухленькая, ладная, такая домашняя. Мне показалось, что от неё молоком пахнет.

Квартира небольшая, однокомнатная, мебель самая необходимая. Всё свободное пространство заставлено куклами. Боже, что я увидел! Куклы как живые. Нет, живее живых. Все со своим характером, со своим прошлым, настоящим, будущим и всё это отражено на их лицах, позах, предметах в руках.
Вот мальчик с хворостиной в руках хитро улыбаясь, за кем-то наблюдает, наверняка гусей пасёт.Старушка, опершись на посошок, ждёт ждёт сына с работы. Двое детей, склонив головки, рассказывают друг другу страшные тайны.

- Послушай, Вера, да ты талант! Тебе надо выставляться.
-Я участвовала в областных конкурсах, дипломы, грамоты у меня были.
-Ну и...
-У нас в деревне и без того хлопот много. Своё хозяйство, работа в управлении. Я бухгалтером была. А теперь времени свободного много, вот,забавляюсь...

Вера принесла чашки, сели пить чай. За разговором я узнал, что она родом из Ярославской области. Отец работает агрономом в совхозе, мать учительница начальных классов, а вот дядя- мамин брат, далеко пошёл. Окончил военно- морское училище в Ленинграде, а теперь вот контр-адмирал, нашей дивизией командует.

-У нас в совхозе в последние годы всё стало рушиться. Молодые ребята, ушедшие в армию, редко стали домой возвращаться, ищут судьбу на стороне. Девчонки, что не успели рано замуж выскочить, уезжают в город. Я в Ярославле сельхозтехникум окончила, вернулась, стала работать бухгалтером. И работа хорошая, и живу дома, но тоска... Вечером сходить некуда, ни подруг, ни друзей. Вот дядя пригласил к себе. Квартиру дал, работаю в финчасти, теперь у меня всё есть: подруги, интересы, любимое увлечение.

Я смотрел на неё с интересом. Симпатичная,умная,добрая, но держится как-то напряжённо, сидит на краешке дивана и всё платьице одёргивает на коленках- как бы лишнего не показать. А было на что посмотреть.

Ну, посидели мы, поговорили, я о себе кое- что рассказал. Не очень-то откровенно. Если бы она знала, зачем я пришёл. Боже, как меня земля держит!
Выдержав паузу, я поблагодарил её за чай, выразил восхищение её рукоделием и стал прощаться. Она сказала:
-Заходи, буду рада. Я приготовлю что-нибудь вкусненькое, ты ведь тоже домашним уютом не избалован?
-Конечно, спасибо, обязательно зайду.

Так мы стали встречаться, не часто, иногда по выходным. Я присматривался к ней и не мог решить, что же мне с ней делать? Держится она как-то скованно, напряжённо. Иногда в её глазах появляется то ли страх, то ли надежда, или всё вместе? Я не мог ни на что решиться. Боялся подойти к ней, обнять, поцеловать. Да и желания такого не было. Сам весь зажался, да и Рая всплывала в памяти...Муж вернулся из автономки и они надолго уехали на родину, к сыну, к родителям.

Время шло. Наступила весна. Мне нужно было на что-то решиться. Пришла пора готовить документы и подавать их для поступления в академию. Другого шанса у меня не будет, возраст!

И я решился. Либо пан, либо пропал. Взял торт, бутылку хорошего коньяка и пошёл к Вере. Она как всегда встретила меня приветливо, накрыла на стол, пригласила. Я выставил принесённое, она удивилась.
-Что за праздник?
-Это не праздник, я хочу с тобой серьёзно поговорить.
Она принесла рюмки. Наливаю. Ладошкой свою прикрыла.
-Я не пью.
-Ну, чуть-чуть, глоточек.
-Разве что.
Выпили.
-Так что у тебя, говори.
-Вера, я решил поступать в академию.
-Ну что же... Если решил- поступай,- ответила она задумчиво.
-Вера, не всё так просто. В этой эскадре я прослужил недолго, особых заслуг у меня ещё нет, а нужна характеристика. Ты не могла бы у дяди замолвить за меня словечко, чтобы он дал мне направление?
-Наверное, могла бы. Так ты поэтому решил за мной поухаживать?
-Ну что ты, Верочка, у меня к тебе самые искренние, дружеские отношения. Даже более того, я не могу тебе сейчас всего сказать...
-Да ладно, я чувствую, чего ты хочешь. Тебе лишь бы вырваться отсюда. Поступишь в академию и забудешь, как меня звали.
-Ну что ты, что ты! Если поступлю- заберу тебя отсюда, поженимся, будем жить в Ленинграде, купим квартиру, у нас будет всё, всё, будут дети, дорогая моя!

Я уже не мог остановится, пел как соловей, обещал золотые горы, она широкими глазами смотрела на меня, готовая рассмеяться.

А я между тем наливал себе коньяк и пил фужерами. Наконец совсем обалдел, встал перед ней на колени, стал обнимать её ноги, потом выше... Она подняла меня, тогда я в горячке стал срывать с неё платье, лифчик, повалил на диван...Вера яростно сопротивлялась, кусалась, потом замерла и я добился своего, почему-то называя её Раей. Это был уже край всему. Она как кошка вскочила с постели, бросилась к телефону, позвонила в комендатуру и вызвала патруль. Они приехали быстро, взяли меня тёпленького. Налицо было всё: порванная одежда Веры, синяки на её белых руках, а о постели и говорить нечего- свои 28 лет она была девочкой.

Уже сидя в кутузке я понемногу стал осознавать, что произошло. Это был конец. Конец карьере, конец свободе, конец жизни.
Через 5 суток меня выпустили, сказав, что меня ждёт суд офицерской чести.

По гарнизону поползли слухи, со мной никто не здоровался. Говорят, адмирал был в бешенстве и мне до суда пришлось отсиживаться дома.

Суд состоялся. Меня лишили звания, выгнали с флота, как говорится, без выходного пособия и это было самое лучшее, чем я мог отделаться. Вера почему-то не стала подавать заявление об изнасиловании, пожалела меня, добрая душа. Вскоре она бросила всё и уехала домой. Не захотела оставаться обмаранной моей грязью. Я тоже предпочёл исчезнуть. Спасибо, Серёга- особист по старой дружбе выручил: дал мне ключи от хибарки, которая ему досталась от бабки. Так я оказался здесь, на Второй Речке. Теперь здесь бичую. (БИЧ-до перестройки- бывший интеллигентный человек, предшественник нынешних БОМЖей).

-А чем живёшь?
-Да так... Немного подрабатываю. По утрам машины с хлебом в булочной разгружаю. На дачных участках сортиры чищу. Дело грязное, но жить нужно. А ещё Раю жду. Она каким-то образом узнала, где я живу. Конечно, через Серёгу. Муж у неё уже начальник штаба, скоро опять в автономку уходит. Она баба умная, поможет.

... Мы расстались далеко за полночь. Ночи во Владике такие же тёмные, как в Сочи. На прощание руки я ему не подал, а вместо этого сунул на дорогу трёшку.
          Более мы никогда не встречались.


Рецензии