Кот Тихоня

АГАТА ТКАЛЕЦ - http://proza.ru/avtor/agatatkalez - ПЕРВОЕ МЕСТО В 108-М КОНКУРСЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ



   Случилась эта история в стародавние времена, когда Ваша прабабушка и Ваш прадедушка, дорогой читатель, бегали босые, гоняя соседских гусей со двора. Не было тогда небоскребов и городов гигантов, а жизнь протекала по большей части в небольших деревнях у речки, али у озерца. Вот о такой деревушке и ее обитателях, и сказ мой.
Часть первая
  Жил был у Степаныча кот, по кличке Тихоня. Славный был кот, полностью отвечал своему имени. Тихий незаметный, ласковый, любил его старый Степаныч, души в нем не чаял. Да и соседи нет, нет, молочком побалуют, сметанкой. А он за это песенку споет, погреет, усыпит. Каждый вечер приходил он к хозяину, ляжет на больные ноги и тихо мурлычет, согревает старые косточки Степаныча, а тот «под шумок» и заснет сладким сном.
   Любил кот своего хозяина, летом с полей сусликов ему приносил, наловит, голову сам съест, а тушку Старику несет. Тот ее разделает, и мясной супец сварганит, аль кашку с мяском. Так лето и жили, а уж зимой Степаныч кота кормил, хоть и скудная пища была, но все же лучше, чем от голоду пухнуть.
    Только вот наступил тот день, когда Степаныч не проснулся. Кот почти сутки просидел у его ног, но так никто и не пришел.
     На следующее утро    Тихоня вышел во двор и бегом к соседской двери, сел перед нею, да как завопит, громко так пронзительно. Соседка выскочила спросонья понять ничего не может, а кот не останавливаясь, орет и в сторону лачуги Степаныча шаги делает, остановится, вновь вопит противным голосом, и поворачивает к избе. Поглядывает, идет ли за ним баба Наталья. А та очухалась и у кота спрашивает.
     - Эко ты разорался Тихоня, первый раз от тебя вопли такие слышу, со Степанычем, что?  - накинула Наталья платок на плечи и бегом за котом.
     - А я-то думаю, что это Степаныча целый день не видать было. Может, осерчал на что, в прошлом годе он со мной две недели не разговаривал, а за что вот не припомню, - остановилась соседка, вспоминать, за что Степаныч обиду затаил. А кот тем временем впереди бежит, оглянулся, а Наталья стоит, он опять как завопит, подбежал к нерасторопной соседке и лапой по ноге хлясть и опять к избе.
     Добрались, вошли в избу, и вот тут уж завопила, запричитала Наталья. Вся деревня в миг и собралась.
     Похоронили Степаныча на следующий день.  Перед этим, как полагается в Церкви отпевали, а уж потом и в землю положили. Кота при этом не было, он в избе на хозяйской кровати пролежал сорок дней. Вставал только по нужде, да поесть попить, чего соседи принесут. Жалко им кота, было, звали его к себе, а он, не в какую, лежит и звука не издает.
    Ровно через сорок дней, объявился он у вдовы Настасьи.
Ох, и тяжелая жизнь у той бабы была. Муж от чахотки помер, а двух старших сыновей на войне убило, остался вот только младшенький, да и тот в город подался. Жила Настасья совсем одна. Все тянула на себе, иной раз соседи помогут, мир не без добрых людей, а чаще одна. Вот и пришел Тихоня к ней, сел на завалинку и наблюдает, как Настасья ходит по двору суетится. То дрова поколет, то воды из колодца наберет, а ближе к обеду в избу ушла, долго не появлялась. Кот уж проголодался, только было, соскочить хотел с завалинки, а тут Настасья с тарелкой щей и к нему.
   - Ну что горемычный ты наш, совсем пришел или в гости заглянул? На ко, поешь, а как надумаешь, в избу заходи, вместе жить будем. Кот поел, растянулся, зевнул и заснул на солнцепеке, а Настасья опять делами занялась. Вечером Тихоня к ней в избу зашел, у печи посидел, а как только хозяйка спать легла, он к ней в ноги прыгнул и давай песни петь, успокаивать. Настасья не заметила, как заснула. Так и стали они жить вместе.
   Дожили до осени душа в душу, а тут и сын на недельку из города в гости приехал. Закрутилась вокруг него Настасья, завертелась, ах, радости то сколько было. Тихоня тоже по-хозяйски гостя встретил, о ноги потерся, поприветствовал и завел дружбу с Егором, сыном Настасьи. Везде за ним ходит, песни поет. Егор в лес за дровами и кот с ним, в гости к соседям и тут Тихоня не отстает.
   Все бы хорошо, да только наступил тот день, когда Егор домой собрался. Настасья рыдать начала с утра. К полудню подъехала телега, на которой сын из города приехал, то купчишка за товаром наведывался к местным умельцам, нагрузился до отвала, только одно место для Егора и оставил.     Когда Настасья с сыном прощаться стала, такой стон стоял, что вся деревня сострадала горемычной, но рыданья и причитанья бабьи никого удивить не могут, а вот, что Тихоня сотворил, о том вся деревня неделю обсуждала. Перед тем как Егору садится в телегу, позвал он кота, а тот ни с того ни с чего оскалился и на хозяина бросился, лапы растопырил, когти выпустил, Егор от неожиданности такой, пытаясь увернуться, оступился, упал и вывихнул ногу.
    - Ах ты горе-то, какое, - запричитала Настасья, - И чей-то тебя леший попутал, что ли? - обратилась она к коту, а тот сел на завалинку, зевнул и растянулся на солнышке, с ехидной улыбочкой за суетой хозяйской наблюдает. Настасья причитает, кота ругает, а у самой в душе тепло и тихая радость, вед сыночек хоть немного еще с ней побудет.
   - Куда тебе в дорогу-то с такой ногой смотри, пухнет на глазах. Знахарку Анисью надо позвать. Сбежались соседи, завели Егора в дом, на постель уложили и за Анисьей послали. Купчишко дожидаться развязки не стал и быстренько на телеге своей и укатил.
  Ногу местная знахарка вправила, настоями омыла, травки приложила, «прутик» привязала и ушла. Настасья вокруг сына еще больше засуетилась, испекла пирог, кормила сыночка, чуть ли не с ложечки. На кота обиду всем видом выказывала, а сама нет, нет, да кусок пирога подсунет. Кот на хозяйку зла не таил, знай на завалинке лежит, песни поет и пироги «жует».
   Вечером, Егор, пытаясь заснуть, долго ворочался, стонал от боли в ноге. Тихоня, видя такое дело, на ногу его больную прилег и всю боль себе забрал. После чего Егор проспал до самого утра, и звука не издав.
   На следующий день, печальная весть в деревню пришла. Оказывается, купчишку-то на выезде из леса, почти перед самым городом, на вечерней заре, убили. Товар и коня украли, а телегу с телом бросили у дороги.
Выслушав известие, Настасья чуть в обморок не упала, если бы не Тихоня, она бы и третьего сына потеряла.
   После этого происшествия, кот героем ходил, пошли к нему паломники со всей деревни, зовут к себе жить, гостинцы приносят, да столько, что коту и за неделю не съесть. Настасья вместо кота гостинцы принимает, от души благодарит, а кота никому не отдает, да тот и сам ни к кому кроме Егора не идет, вокруг него трется, больную ногу лечит.
   Примечательно, что не один кот вокруг Егора крутился, стала тут к Настасье соседская девушка заглядывать, по хозяйству помогать, а сама все на молодца поглядывает, то полотенце поднесет, то тарелку щей подаст, то хлебушек испечет.   Приглянулись молодые друг другу, понравились, а когда Егор на ноги встал, решили сразу свадьбу сыграть. Остался Егор жить с женой в деревне у матери. Кота на свадьбе на почетное место посадил, пирогами потчевал. Только не по нраву это Тихоне пришлось, улучшив момент кот, сбежал и опять на завалинке растянулся и заснул, вся эта суета не для него.
   А на следующий день кот исчез и объявился у Анисьи знахарки, та почти слепая была, жила одна на краю деревни. Настасья, как только узнала, что Тихоня у Анисьи жить стал, прибежала, ох и скандалище закатила, а знахарка ей в ответ:
 - Не привечала я твоего кота, вкусностями не заманивала, он сам так решил, знать так тому и быть, пусть живет. Попричитала Настасья, да делать нечего, вернулась домой без кота.
   Кот после этого стал на каждый выходной к Егору в гости приходить, сидит на завалинке, как в прежние времена, вот только в дом не заходит. Помурлычет, угощений покушает и возвращается к новой хозяйке.
Знахарка Анисья пользовалась в деревне уважением, но и побаивались ее изрядно. Никто не знал, сколько ей лет, самая старая бабка Лукинишна, живет в деревне больше 90 лет, уж почти и не ходит, а Анисья в пору ее молодости все такая же старая была и подслеповатая, лечила людей и зверей.   Вот только немного пошустрее была.
  Сейчас Анисья забывчивостью стала страдать, начнет какое дело, отвлечется, забудет, что делала и новое что-нибудь начнет, и так весь день. Вечером глянет, а на столе недоштопанная рубаха лежит, а рядом миска щей стоит, к которой она так и не притронулась, а на полу веник валяется и не убран мусор с пола. Трудно Анисьи одной жить, вот на помощь Тихоня и пришел.
  Чем мог кот Анисье помогал, где мяуканьем предупредит, где рядышком пойдет, следит, чтобы со знахаркой чего не приключилось. Долго так, конечно, продолжаться не могло, и кот исчез, а через день привел девушку из соседней деревни, травницу, она тоже пыталась людей лечить, да вот опыта у нее маловато. И решил Тихоня свести двух женщин, чтобы они друг другу помогали. Обрадовалась Анисья новой спутнице, с радостью пообещала ей свои секреты передать, а та в ответ будет за ней ухаживать, заботиться и опыта, и мудрости набираться. На том кот Тихоня и оставил женщин.
  Не один месяц ходил по дворам, кому мог, помогал. Все село следило за Тихоней, каждый норовил к себе кота заманить, да не тут-то было, Тихоня на уловки не поддавался.
Наступила весна, и герой нашей сказки пропал.

Часть вторая
  Никто Тихоню долгое время не видел, а через месяц появился он у Настасьи на завалинке да не один.
  Настасья поутру вышла из избы. Тепло на дворе было, снег давно сошел, и стала на земле первая травка появляться, да и почки на деревьях чуть заметно набухли. Потянулась Настасья, зевнула и глядь на завалинку, а там Тихоня, а рядом… Женщина поначалу подумала, что в глазах у нее двоиться, что это у кота вдруг две головы и хвост раздвоился и лапы…
  Настасья глаза протерла, а толку нет. Тогда она на цыпочках, будто разбудить, кого боялась, подкралась к завалинке, а там, рядом с Тихоней кошка лежит, да не простая, а заморская. Нос приплюснутый, морда широкая, ушки маленькие и вся шерстью длинючей покрытая, хоть косы заплетай.
  - Тьфу, ирод, ты чего это такую поганку да на мою завалинку притащил?
А кот знай, себе мурлычет, об подругу свою трется, да и та ему не уступает, на спину завалилась и давай Настасье живот свой подставлять. Протянула та, к животу руку, начала чесать и тут же руку отдернула, отшатнулась и как начала на всю деревню голосить.
  - Ах ты, распутница лохматущая, окрутила Тимоху нашего, да еще приплод в подоле собираешься принести. Ох, горемычный ты наш Тихоня, что же делать теперь… Да, где же ты такую страхолюдину заморскую нашел…
  Стоит из стороны в сторону шатается и причитает.
  Егор с молодой женой, услышали Настасьины причитания, в чем были, выскочили во двор, не поймут от чего Настасья волосы так завелась, а когда узнали смеяться стали от души. Настасья от такого смеха на полуслове оборвалась, притихла, по сторонам оглянулась, и сама смеяться стала.
    - И, правда, что это я так разошлась, шуму только навела, будто Тихоня и не кот вовсе. Что за напасть?
 А Тихоня со своей избранницей повалялись на завалинке и под шумок ушли, так что никто этого и не заметил.
    Еще через три месяца привел Тихоня все свое семейство, решил перед Егором своими детками похвастаться. Вот тут Настасья и узнала от проходившей мимо соседки, что кошка эта не простая, а графская и зовут ее Жюлетка (Джульетта) и что если граф обо всем узнает, то не сносить им головы. На что Настасья, обещала соседке все волосья вырвать, если та на них донесет. Егор беды, не ведая с котятами, возился, а было их четверо. Три мальца, на мамашку похожие, нос пипкой, морда, сплющенная и волосатые, как мать, а четвертая вылитая Тихоня, только девочка. Да вот незадача, по какой-то причине была она хромой, так ее и прозвали Хромоножкой.
 Настасья сына пугать не стала, что Тихоня в «жены» взял избранницу из графьев, положилась на авось, да вот только авось не помог.
   Молва о необычном коте дошла и до графа с графиней, и решил граф кота изловить, а тут еще донесли до него и про кошку любимицу графини и про котят, что Джульетта принесла. Граф от наглости такой разозлился, времени не пожалел, потребовал лошадь запрягать и поехал сам за кошачьим семейством в деревню. По приезду первым делом к Настасье заглянул, а там, на завалинке лежит его кошка и кормит четырех котят. Тихони к тому времени и след простыл. Подошел граф к завалинке, слова не проронил и давай каждого котенка осматривать и в корзину класть. Кошка же сама, сразу после первого котенка, брошенного в корзину, прыгнула и давай облизывать детенышей. Граф трех котят в корзину посадил, а четвертую Настасье в руки бросил. Мол, нам такого не надо.
    - Где ваш кот-то болтается, про него сказки рассказывают, будто он даром каким обладает.
    - Да что вы, ваша милость, какой-дар-то у кота, да еще плешивого…
    Не поверил граф Настасьиным оправданиям, велел собрать всех деревенских у церкви и объявил награду за поимку Тихони.
    Искали, искали, но, так кота никто найти и не мог, исчез, а после того как Джульетта выкормила котят и сама она пропала. И это, несмотря на то, что к ней няньки были приставлены и двери на запоры закрыты.
  Приезжал граф в деревню не один раз, орал, кулачками тряс, угрожал спалить все вокруг, да со временем ему это наскучило, он и перестал тревожить деревню.
  Сильно горевали жители деревни, что исчез Тихоня, но делать нечего.
  Наплакалась Настасья от души, но со временем и она перестала, дел-то у нее много, а тут еще выкормить Хромоножку надо. Носила ее Настасья к Анисье, а та сделать ничего не могла. У кошки от рождения одна задняя лапка короче остальных.
   Выхаживала Настасья кошечку, как могла, уж очень она ей Тихоню напоминала. Любила она ее всей душой, всегда сытно накормит, приласкает, хотя с появлением внуков работы и в доме, и во дворе прибавилось.
   Когда Хромоножка подросла, Настасья стала брать ее с собой, то к соседке пойдет, то на берег реки.
   Как-то раз, собралась Настасья подругу навестить в соседней деревне, та совсем хворая была, Хромоножка за ней увязалась. Идет, хвост трубой, по сторонам оглядывается, любопытничает. Настасье с ней хорошо и поболтать есть с кем, вроде как не одна. Деревня, в которую шла Настасья через речку была, вот и решила Настасья, по мосту не идти, чтобы большой крюк не делать, а перейти речку по мосткам. Мостки те ребята деревенские соорудили и служили они селянам не один год. Вот и на сей раз решила Настасья срезать угол. Подошла к мосткам, а Хромоножка вперед забежала, стоит на краю мостков и Настасью не пускает, шипит, горбуном изогнулась, лапой угрожает. Настасья оторопела поначалу, а потом давай с кошкой огрызаться. Видит, что толку нет, остановилась, задумалась и пошла к мосту.   Перешла через мост в полном молчании, а Хромоножка еле за ней поспевает, измучилась кошка, отставать стала. А женщина идет, будто и не замечает. Поостыла малость Настасья и взяла на руки любимицу, так к подруге и пришли.
  Помогли хворой по хозяйству, накормили, хату прибрали, чаю попили, языками почесали, вздремнули с пол часика. Не заметили, как стало смеркаться, тут и заспешила Настасья домой и вновь побежала к мосткам, а кошку в руки взяла, чтобы та опять «концерт» не устроила. Подбегает к мосткам, а там народ стоит и мальчишку лет 12 обхаживает.
  - Что случилось? – спросила Настасья у знакомой селянки.
  - Да, вот мостки надломились, и паря из вашей деревни упал в речку, да видишь, поцарапался, всю грудь и спину об доски ободрал. Хорошо, что «плавучий», сумел выгрести, да и помогли ему ребятки.
  Тут Настасья и поняла, от чего ее Хромоножка спасла. Прижала она кошку к груди и бегом через мост в деревню. Прибежала домой, помылась и спать. Домочадцы не поймут, с чего это Настасья вернулась, тихая такая и слова не молвила и взбучки не устроила. Только ложась в кровать, перед иконой на колени бухнулась, неистово три раза перекрестилась и на боковую, и кошку с собой уложила.
  На следующее утро Настасья все родным и рассказала.
- Вот так сюрприз нам оставил Тихоня, - молвил Егор и глядя на иконку три раза перекрестился, - Спасибо тебе Господи, не оставил без помощи.
  Ну, а что дальше было, мне знать, не дано. Говорят, деревенские наученные горьким опытом более о чудо кошке не распространялись. Поэтому ни мне никому-либо еще о дальнейшей судьбе наших героев не ведомо.


На 108-ой Конкурс -  http://www.proza.ru/2018/12/29/518 Международного Фонда ВСМ   


Рецензии