Хранитель рода

Прабабушка родилась в 1905 году. У неё было трое детей: дочка-моя бабушка Валя, и два сына. Их отец погиб ещё до войны, утонул во время рыбалки. Жизнь в деревне мало изменилась и сейчас, а тогда была совсем суровой. Тяжёлый труд, много опасностей, люди погибали и было это делом хоть и горестным, но обыденным.

Прабабушка Евдокия, замуж больше не пошла, хоть и сватались к ней. Была женщиной красивой, работящей, заглядывались на неё и молодые парни. Однако, она не захотела детям приводить отчима, поберегла малышню. Это первое, что с детства запомнилось мне из семейных рассказов как пример самоотверженности.

Сделав такой выбор, баба Дуня не просто отказалась от своей женской доли, но взвалила на себя огромную тяжкую ношу. Как ей жилось, даже представить не могу. Она не просто не сломалась, она все выдержала с истинным, а не показным  достоинством. Умение сжать зубы и тащить у нас в роду от прабабушки.

Когда началась война, положение семьи без кормильца совсем ухудшилось. Голодали, ели хлеб из лебеды и многое другое, что нам покажется абсолютно непригодным в пищу. Бабушка Валя вспоминала, как часто у неё кружилась голова, как страшно тошнило её то ли от голода, то ли от лебеды, как умела баба Дуня поддержать и приласкать детей в безрадостные дни.
Она всех вытащила, моя семижильная прабабушка. Я не знаю как.

Баба Дуня вырастила детей, пережила войну и Брежнева, отправила внука в Афганистан и дождалась назад. Дети её сохранили на всю жизнь не просто дружбу, а теснейшую близнецовую связь, не разделяя ни радостей, ни забот на свои или чужие. Бабушка вырастила внуков, нянчила меня. С ней было уютно и надёжно. В моих первых детских воспоминаниях бабушка Дуня держит меня за руку, а я стою и чувствую себя всемогущей, наполняясь её доброй силой.

Я запомнила её доброй, деятельной и светлой. Она выдержала страшное время и лишения, оставаясь верной своему выбору. Всю себя она отдала детям, не делая из этого ни подвига, ни повода для разговора. Я благодарна бабушке Дуне за каждый её день. Нашу семью создала и сберегла она, а когда ушла от нас, стала нашим хранителем. По другому просто быть не может.


Рецензии