Удочка счастья

Приехав на курорт, я обнаружил, что забыл удочку. Вообще-то, я не страстный рыболов, но иногда от нечего делать не грех посидеть у речки и поразмышлять о бренности жизни.

Я поплелся в ближайший магазин под вывеской «Рыболов-спортсмен».

Зашел.

Так и знал! Удочек море. Какую выбрать? А еще леска, крючок…

В таких случаях я всегда честно и без затей подхожу к продавцу и говорю что-то типа: «Помогите чайнику со средним доходом...»

Ситуация проверенная, обкатанная. Люди любят, когда кто-то верит в их значимость и не топырит пальцы, ехидно скривив губы.

Я уже было собрался воплотить свою идею в жизнь, как заметил кое-что из ряда вон выходящее.

Среди навороченных удилищ стояла то ли палка, то ли огрызок ветки. В общем, удочка либо первобытного человека, либо пацана, у которого родители отобрали все деньги, а половить рыбку страсть как охота.

Я подошел к этому чуду и взял в руки…

Тут же ко мне подбежал продавец и сообщил, что это супермодная универсальная удочка в стиле ретро.

Врал, конечно.

Но цена оказалась приемлемой, да и все остальное прилагалось практически задаром.

Отказываться было глупо. И вот я стою на берегу реки и смотрю на поплавок, который, мерно покачиваясь на волнах, вводит меня в нирвану.

Подул свежий ветерок, волнение усилилось, и поплавок ушел под воду. Мне ничего не оставалось, как дернуть удилище вверх.

В следующее мгновение я уже лежал на берегу. Рядом сидело какое-то эфемерное существо и внимательно на меня смотрело.

Сначала я решил, что вытащил гранату, которая взорвалась и то ли оглушила, то ли отправила в мир иной.

В таких случаях полагается спрашивать «Вы кто?» или «Где я?».

Меня больше интересовало первое, так как про второе было и так понятно.

Существо посмотрело на меня, улыбнулось и заявило:

— Я ваше людское счастье.

— О, счастье привалило! — ухмыльнулся я в ответ и добавил: — Так вот ты какой, северный олень…

Создание не обиделось:

— Точно. Только без рогов и копыт.

— Чур меня! — запротестовал я. — Интересно, ты ко мне надолго?

— Да как получится. Вы, люди, меня зовете, а как я появлюсь, сразу про меня забываете.

— Чушь. Это кто ж от счастья отказывается? Счастье — это всегда праздник и радость. Правда, я его чего-то не чувствую в данный момент.

— И не почувствуешь.

Создание начало приобретать черты давно ушедшей от меня женщины — моей первой и безответной любви.

Опаньки! Я вдруг ощутил прилив приятной ностальгии и душевного подъема.

— Вот видишь, как все просто. Стоит только вспомнить что-то приятное, и я уже тут как тут, — мягко произнесло Счастье.

— Угу, — пробурчал я. — А сейчас ты пропадешь, и мне опять придется молить Бога, чтобы ты вернулось.

Счастье нахмурилось.

— Почему люди сделали из Бога бюро добрых услуг? Думаете, он создал мир для того, чтобы исполнять ваши желания? Вы предаетесь самообману, порокам и иллюзиям и верите, что Бог сумеет защитить вас от вас же самих. Вы…

— Стоп, стоп, стоп! — перебил я. — Если все так, зачем он тогда создал тебя? Ведь счастье испытывают не только праведники, но и неисправимые грешники. Значит, ты служишь как светлым, так и темным силам. И при этом ты обвиняешь людей в пороках, которым само же и потакаешь? Наши иллюзии — это то самое счастье, которым мы отгораживаемся от мира, который нам не под силу понять и принять.

— Если бы все было так просто! Ты знаешь, например, что в данный момент общаешься с четвертым измерением, которое вы пафосно называете Сознанием?

— Пафосно? — обиделся я. — Именно сознанием мы и отличаемся от животных.

— Вот только животных не трогай! – возмутилось Счастье. — А то я тебе в пять секунд докажу, что сознание человека примитивнее сознания животного. Если вы знаете таблицу умножения, это еще ничего не говорит о вашем умственном развитии. И давай не отвлекаться. Можно подумать, у меня больше дел нет, как только вступать с тобой в бессмысленные споры.

— О, как, — насупился я. — Ну ладно, рассказывай, как вы там управляете всем животным миром.

— А в том-то и фишка, что МЫ ничем не управляем. Когда я говорю про четвертое измерение, я имею в виду то состояние разума, которое вам неподвластно. Оно ограничено возможностями ваших тел.

— А мне мое тело нравится, и лично я претензий к нему не имею…

— Так вот, — продолжало Счастье, сделав вид, что не слышало мою реплику, — ты когда чего-нибудь себе придумываешь и представляешь, ты видишь эти образы?

— Ясен пень. Если я думаю о макаронах, я их себе и представляю. У меня даже слюни текут от предвкушения.

— Именно это и ограничивает твое мышление. Ты можешь себе все это представить, но ни потрогать, ни попробовать не можешь. А вот в четвертом измерении ты все, что захотел, сразу получил и ощутил. Когда я превратилось в твою любимую женщину, ты же почувствовал радость, но прикоснуться к ней не смог.

— И о чем это говорит? — не понял я.

— Это говорит о том, что люди сами придумывают себе реальность и стремятся хотя бы в мыслях сделать ее счастливой. Это удел того самого непонятного вам измерения. Вам хочется осуществить свои мечты, но сделать это здесь, на Земле, вы можете только ручками, которые иногда у вас плохо заточены. Поэтому вы придумали Добро и Зло. Когда вам удобно, вы называете свои действия Добром, а когда нет — Злом. На самом деле вы просто играете в игру под названием «Хочу комфортного существования для себя любимого». Вы говорите, что верите в Бога, но при этом часто сами вершите суд. Вы не умеете пользоваться ни счастьем, ни добром, ни злом. Вы ничего не знаете и не понимаете.

— Ну, если ты такое умное, то расскажи нам, неумытым, как делать добро, — съязвил я, даже не представляя, что могу услышать в ответ.

— Вы, — усмехнулось Счастье, — как ты правильно сказал, не делаете друг другу Добра. Ваше Добро в большинстве случаев корыстно и поэтому автоматически превращается в Зло. Когда вы даете денег, как вы определяете, сколько дать? Так, чтобы себе тоже осталось? Знаешь, есть такое понятие, как Жертва. Вы, люди, этим словом называете пострадавших от насилия или природы. Но изначально Жертва — это добровольный и бескорыстный отказ от самого дорогого.

— То есть ты хочешь сказать, что я, помогая ближнему, творю Зло? — удивился я.

— А ты задумывался, во имя чего ты ему помогаешь?

— Ну жалко же человека. Вот и стараюсь, чтобы ему стало лучше.

— А ты знаешь, что жалость и жало — однокоренные слова? Ты жалишь его своей помощью, и это часто приводит к печальным результатам. Вы не помогаете — вы откупаетесь.

— Ну, ты... это... ты выбирай слова-то, — обиделся я. — То помогай, то не помогай. Ты Счастье или его призрак? Что-то мне от твоего присутствия веселее не стало.

— А дело не во мне. Я приду к тебе и, что самое главное, останусь навсегда только после того, как ты усвоишь одну простую истину. Помощь — это не дать человеку деньги или советы, а поделиться с ним своими умениями и знаниями.

— То есть я должен в подземном переходе открыть бесплатные курсы компьютерной грамотности?

— А что тебя останавливает? Что ты потеряешь время и деньги? А как же Жертва и Добро во имя этой Жертвы? Своим вопросом ты сам себя загнал в тупик. Но мне хочется верить, что ты понял, для чего был весь этот разговор…

Вспыхнул ослепительный свет, и я снова очутился в магазине. В руках у меня была та самая удочка. Я огляделся. Продавец закончил разговор с покупателем и уже направлялся в мою сторону.

Я аккуратно поставил удочку на место и услышал бормотание:

— Вот так все время! Возьмут в руки, постоят несколько секунд и ставят обратно. Прав был тот мужик, который нам ее принес, — на любителя этот товар, на любителя... Не всякий решится купить…


Рецензии