C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

XA3AP

(от автора (можно не читать): лет этак почти пять назад один наш хороший товарищ, при талантах и при спонсоре, стал собирать нас в небольшую компанию. Он прочитал "Хазарский словарь" Павича, чары этой книги пробудили в нем желание сделать хорошую и богатую анимацию какой-то вещи, в которой много было бы от "Хазарского словаря". Друзья загорелись, стали приносить идеи - один предложил совместить два момента выбора, который встал перед руководителями в двух разных эпохах, другой, профессор ядерной физики, принес много данных о том, что именно уже знает наука о мире, третий предложил ролевой расклад, четвертый написал стихи, сам инициатор потребовал чтобы было побольше из "Хазарского словаря". Но при этом всё чаще все поглядывали именно на меня, - что якобы именно я соберу весь материал и сделаю сценарий. По своей слабохарактерности я это и сделал. Анимации так и не вышло, спонсор растворился в мечтах. Но с тех пор мне неловко смотреть в глаза друзьям. Думаю, они все-таки надеялись на что-то более достойное. Ну, читателю виднее, вышло что-то из затеи, или нет)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ЦАРЬ - коренастый мужчина средних лет, лицом типичный тюркский правитель, в широком халате с широкими рукавами типа японского “косодэ”, перехваченном широким поясом с металлическими элементами, простой невысокий головной убор, полоса ткани с верха головного убора опускается назад за спину. Кроме стати и силы характера - ничего “царского”.
РЕБЕНОК - мальчишка, худой, лет до 6-ти, удлиненные волосы, одет в простой узкий халат до колен, с подпояской, штаны, можно босиком.
СТРАЖНИК - молодой круглолицый степняк-воин в характерной одежде: остроконечный металлический шлем, стеганый узкий халат, штаны, сапожки, из оружия - пика, кинжал в ножнах на поясе. Несмотря на маловыразительное лицо и стандартную внешность, внутри – огонь, поэт, полон образов.
РАБ - типичный молодой еврейский земледелец или ремесленник периода Талмуда: простая роба бурого цвета , подпоясанная веревкой, грубые сандалии на босу ногу, вместо головного убора - прямоугольный кусок ткани, накинутый на голову, перехваченный веревочным кольцом, края ткани с боков заткнуты за веревочное кольцо.
СМЕШЛИВЫЙ - представитель нового, ленивого и ироничного, поколения. Студент престижного университета. Явно родственник Лидера. Удлиненная стрижка. Одежда модная, но удобная и разномастная: светлые джинсы с затейливой пряжкой ремня в виде милой мордашки подмигивающего чертенка, тениска в клетку (или в широкую полосу) из мягкой ткани, темный пиджак из мягкой ткани, который он постоянно таскает с собой то в руке, то пальцем за петельку за плечом.
ЛИДЕР - крепкий мужчина лет сорока в официальном наряде: темно-серый костюм, белая рубашка, галстук. Иногда снимает пиджак, чувствует себя свободно, везде как дома, потому что ко всему относится как добрый хозяин. Чувствуется также армейское прошлое.
ПОМОЩНИК - полный лысоватый мужчина (тип Калягина), скептичный, осторожный, мягкая хватка, постоянно в официальном наряде, костюм более мягкой ткани, теплого оттенка, несмотря на официальный костюм, выглядит намного более «домашне» и мягче, чем Лидер. Папка с бумагами и с планшетом айпад постоянно с ним.
АТЕХ - хазарская принцесса, монголоидное лицо и выражение лица, взгляд - очень изменчивы. Единственный женский персонаж, поэтому игра – как когда одна актриса играет в одной пьесе несколько разных женских персонажей. При всей «многоликости» чувствуется порода и этакое «всезнание», дающее власть и право.

ВСТУПЛЕНИЕ

Текст проходит снизу вверх, на фоне - сменяются живые сцены, все звуки приглушены, громче всех проходит через все вступление степная заунывная “песнь акына”, сопровождаемая примитивным струнным инструментом.
Сцены с приглушенными звуками:
конские игры в степи, (гиканье, веселые крики всадников, топот копыт);
запруженная улица современного города, вдоль улицы - яркие магазины, овощные развалы, прохожие (шум множества машин, крики продавцов, гудки);
царские покои восточного дворца, прием послов (приглушенные звуки речи);
круглые столы, которыми уставлена небольшая площадь в современном городе, за столами, в кружок, сидят самые разные люди, идет обсуждение общих вопросов жизни города и страны, вечер, фонари, люди что-то живо и заинтересованно обсуждают (разговоры, иногда ведущий со сцены что-то говорит в микрофон);
пикник, публика из высших слоев общества, Европа, 21-й век, много людей на большой зеленой лужайке, кейтеринг, нарядные женщины, бегают дети (разговоры, детский смех).

ТЕКСТ:
Что важно для тебя, человек?
Благополучие сегодняшнего дня: дело к вечеру, - значит, жизнь удалась? Или благополучие будущих дней, будущих лет, жизнь твоих детей и потомков? Благополучие города и страны, в которых ты живешь?
Это не пафос и не патриотизм. Это вопрос.
Если тебе важен только сегодняшний день, тогда этот фильм не для тебя. Тогда тебе лучше смотреть другое кино.
Понятно, что жить сегодняшним днем заставляет нас конкретность нашего быта и мышления.
Но ведь от того, что важнее для тебя и всех нас - будущее или же настоящее с его прошлым, зависит то, от чего ты, человек, проснешься завтра утром.
Или от радостного ощущения уверенности в своих детях, своих соседях, уверенности в людях, или же проснешься от грохота ударов прикладами в дверь, от топота и гиканья наступающей конной лавы и частых как град, тычков коротких, горящих крепких стрел в стены и крышу твоего дома.
Наш фильм - о людях, понявших эту простую закономерность.
Когда ее поймешь и ты, человек, – тогда тебе, как и им, достанет сил терпеливо, каждый день обдумывать, искать и находить такую основу взаимоотношений с другими людьми, которая бы надежно и навсегда обеспечила бы нормальную жизнь. Всем людям.
А значит - и тебе.

Последняя из сменяющихся сцен стационарна - поднос с металлическим кувшином изысканной, “восточной”, формы, обложенный фруктами и  стоящий на небольшом столике. Уходит вверх текст, кончается “песнь акына”, и на фоне приглушенных звуков разговоров и детского смеха – ленивый, с капризными нотками, голос Смешливого.
Голос Смешливого – (лениво, с капризными нотками) - Ну где эти официанты?.. Когда не надо - топчутся, на ноги наступают, а тут… Так хотелось мороженого с пассифлорой...

----------  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ  ----------

Камера уходит от подноса с изящным кувшином и фруктами, дальше крупным планом проходят: тяжелый занавес, затем россыпь восточной утвари: чеканная посуда, свитки с письменами и миниатюрами, скромная резная мебель, расшитая одежда, домашняя утварь.

Голос за кадром:
Одна за другой
С веток падали мысли
Светились огнём
золочённые россыпи
Он думал
Как все унесённые листья
Кружась опускались
На дно своей осени.

Камера - глаза Царя. Самого Царя в первой сцене не видим, весь он - в диалогах, его собеседники обращаются в камеру.
Ряд вещей кончается, в углу сидит мальчик, играет с на игрушечной виселицей, готовясь повесить на ней тряпичного человечка.

ЦАРЬ – Кто он?
РЕБЕНОК (смотрит снизу) – Он мой враг. Я его пленил и теперь одним врагом у меня будет меньше… (готовит петлю, кукла стоит, прислоненная к стенке рядом, смотрит небрежно нарисованными глазами)
ЦАРЬ (присаживается, т.е. камера опускается на уровень чуть выше головы ребенка) – Сделай из него своего друга...
РЕБЕНОК (увлеченный игрой, подводит человечка, надевает ему петлю на шею) – Как?
ЦАРЬ – Накорми его. Ты же видишь, он голоден...
РЕБЕНОК (со страхом от одной мысли об этом) – Он наберется сил от еды! Он станет сильнее меня – и убьет меня! (защищая одной рукой свою жертву от Царя, чтоб тот не забрал игрушку и не помешал развлечению, другой рукой дергает за веревку, человечек повешен, болтается на веревке).
ЦАРЬ (встает, т.е. камера поднимается, прежний вид сверху) – Врага нельзя сделать другом? (камера отворачивается проходит в другое отделение дворца, за занавес)
Голос Ребенка (он явно увлечен своей игрой, поучительным тоном, вслед) – Врага можно подкупить...- (пауза) - но он останется врагом...
Вновь переход камеры по утвари восточного царского дворца, по стене, свитки с миниатюрами, роспись на стене дворца.

Голос Царя (читает некий текст, не тот живой голос, что в диалогах) -  У нас, у хазар, время течет от конца к началу жизни, и все истекает. И все же я, великий царь племен и народов, направив мысли свои в будущее, хотел укрепить свое царство и оставить его на множество поколений спокойным, богатым и уверенным в своем будущем, управляемым мудростью, в мире и благополучии...
Стена кончается, перед Царем – один из стражников дворца, преданный взгляд, невыразительное лицо степняка.

ЦАРЬ – Ты какого племени?
СТРАЖНИК – Мы туграи, великий царь.
ЦАРЬ – Родители живы?
СТРАЖНИК – Их убили этой весной.
ЦАРЬ – Ваш род отомстил?
СТРАЖНИК – Род погиб. Азаи налетели ночью и убили всех.
ЦАРЬ – Вы объединялись с другими родами на защиту?
СТРАЖНИК – Мы пытались, великий царь, но каждый думал о себе.
ЦАРЬ – Азаи - вечные враги?
СТРАЖНИК – Слава великому царю, у нас нет врагов, мы живем под властью великого царя народов и очень довольны.
ЦАРЬ – Почему же погиб ваш род?
СТРАЖНИК – Каждый думал о себе, великий царь.

Камера проходит мимо преданно глядящего Стражника, невысокий квадратный восточный столик, на нем карта царства. На ней - движущиеся сцены сражений, скачущих табунов, множество людей трудятся, строят, идут караваны... Камера проходит по карте…
Рука Царя проходит по карте к северу, указывает на картинку воинственного племени.
ЦАРЬ - Что у караков, великий визирь?
Голос визиря - Они снялись и ушли в набег  на русов.
ЦАРЬ - Но они же - щит царства против врагов с севера! Северяне могут пройти и ударить в центр, разоряя станы и города!
При этом диалоге визиря и Царя картинка воинственного племени под рукой Царя блекнет, сквозь границу государства сверху расширяется и медленно идет вниз по карте черный разрыв с языками пламени.
Голос визиря - Они хотели себе богатой добычи и ушли в набег..
ЦАРЬ - “Хотели себе...”? Может ли кто-либо желать для себя, если это зло для всех?
Визирь молчит.
ЦАРЬ - Что посоветует великий визирь?
Голос визиря - Когда они вернутся, следует послать поздравления с богатой добычей, призвать вождей караков на пир к царю, после пира казнить каждого второго за нарушение клятвы. (К концу слов визиря черный прогоревший разрыв с горящими краями охватил весь центр карты царства, рука Царя лежит на карте в центре разрыва, из которого прорываются отдельные языки пламени)
ЦАРЬ - “Нарушение клятвы”? Не в том ли их вина, что они думали лишь о добыче для себя и подвергли опасности других? (С этими словами рука Царя сметает черный разрыв с горящими краями с карты государства, вновь видны прежние живые движущиеся сцены.)
Голос визиря - Природа сердца человеческого - зло, с младенчества его.
ЦАРЬ - Чьи это слова, великий визирь?
Голос визиря - Я прочел их в Книге танагов. Когда-то в их народе правили мудрецы.
ЦАРЬ - Танаги? У них есть своя Книга? У этого жалкого племени, рассеянного небесами среди народов земли из-за их дурного нрава и скаредности?
Голос визиря - Визирь должен знать все книги, великий царь.
ЦАРЬ - Танаги… рабы... (В задумчивости проводит рукой по карте. Камера приближается к карте, видна в основном сцена рабского труда множества людей. Царь поднимает глаза (камера) на стоящего у стены Стражника-туграя.) - Приведи ко мне одного из танагов.

(Стражник бросается к выходу, камера вновь опускается к карте, видно, как стражник мчится к месту, где множество людей строят из больших камней какое-то укрепление. Стражник выхватывает одного из работающих в цепочке людей, тащит его…) Сцену сопровождает голос за кадром.
Голос за кадром: (голос Царя, читающего некий текст, не тот живой голос, что в диалогах) - И вот я, великий царь племен и народов, чувствую себя жалким червем и неучем, самым низким из своих подданных, ибо не знаю такого обычая и установления, которому мог бы научить людей царства, дабы дать им успокоение от войн и раздоров, дать благополучие людям царства от визиря до сельского побирушки...»

(Вид зала во дворце, стражник бросает притащенного им Раба перед Царем…)
ЦАРЬ – Подними его... – обращаясь к Рабу, - в вашем народе танагов издревле правили мудрецы. Так ли это сейчас, раб?
РАБ (отирает по-деловому руки одну о другую, вытирая пыль от камней, с которыми только что работал. Прямо и открыто смотрит на Царя) – Пришли другие времена, да не прогневается великий царь.
ЦАРЬ – Куда ушла мудрость?
РАБ – Ее унизили, великий царь.
ЦАРЬ – Чем?
РАБ – Имеющие деньги и власть пытались купить мудрость.
ЦАРЬ – Ты лжешь, раб! Мудрость невозможно купить.
РАБ - Да, великий царь. Поэтому те, кто пытался это сделать, получили всего лишь знания. Но унижение мудрости унизило весь народ.
ЦАРЬ – Все же я вижу ее отсвет в твоих словах, раб. (Царь продолжает говорить, камера в это время уходит от Раба, Царь проходит по покоям дворца: тяжелый занавес, стоящий у стены верный Стражник -туграй, ковер на стене, резной косяк двери, вид с крыльца на степь, точнее, на широкий склон невысокого плоскогорья, на нем хорошо видны вдали множество всадников, конные игры, веселое гиканье, топот коней, взрывы смеха. В конце прохода - знакомый уже поднос с металлическим кувшином обложенный фруктами и  стоящий на небольшом столике. Во время прохода происходит следующий диалог) Но сейчас вы, танаги, - жалкие из народов. За что ваш бог так наказал вас?
Голос Раба – Мудрость не в том, как использовать других, мудрость в том, чтобы жить для других. А мы стали жить каждый только для себя.
ЦАРЬ – Как ты смеешь порицать основу существования – заботу о себе?! Я же думаю о себе!
Голос Раба – Ты не  думаешь о себе, великий царь. Все твои мысли – о твоих подданных и о благополучии царства.
ЦАРЬ – Что ты имеешь в виду?
Голос Раба - Ты живешь не для себя – поэтому ты царь.
ЦАРЬ – Но не могут же все быть царями!
Голос Раба - Когда человек думает о других и живет для других, тогда все остальные, как дети, зависят от его благоволения и доброты. Так же, как зависят от попечения царя его подданные.
ЦАРЬ – Клянусь небом, я чувствую в твоих словах правду, раб! (Царь садится на крыльце за столиком с подносом. В камере - Раб-танаг, стоит рядом.) Садись. (Раб садится слева от столика, лицом к Царю.) Но где взять людям силы жить так, как ты говоришь?
РАБ – Высшая сила добра присутствует в мире, везде, и сейчас, и вечно, великий царь! А несмышленые люди рвут ее на части как малые глупые дети порвали бы дорогую парчу, дай им ее...
ЦАРЬ – Что означают твои слова: «рвут на части высшую силу добра»?
РАБ – Она дает людям умение думать о других и жить для других, а они используют его во зло. Они объединяют и укрепляют этим умением свой род, свой народ, чтобы затем идти на других, убивая и разрушая все на своем пути. (Камера уходит от Раба, проходит по виду степи со скачущими всадниками и к концу следующей реплики Царя опускается к подносу с кувшином и фруктами.)
ЦАРЬ - Значит ли это, что причина всех несчастий в том, что каждый человек живет только ради себя и каждый из народов думает только о себе?
РАБ – Ты прав, великий царь…

----------  ЧАСТЬ ВТОРАЯ  ----------

Вслед за последними словами Царя следует двухсекундная пауза, на экране - поднос с изящным кувшином и фруктами на фоне зеленой травы вдали, вдруг - далекие приглушенные звуки: болтовня группы детей, взрыв детского смеха, вдали по траве проскакивает разноцветный пластиковый детский мяч.

Голос Лидера - Но пусть ты прав, пусть ты сто раз прав….но я вынужден думать о себе… Мы победим, я уверен, с тобой, умник, уж точно победим. И я стану самым молодым президентом в истории страны. Но у меня будет в запасе всего две каденции! Всего две! А концепции до сих пор нет!..
(Во время монолога камера - глаза Лидера, - поднимается от подноса с фруктами, столик стоит уже не на фоне далекой степи, а на краю большой зеленой лужайки с отдельными подстриженными деревцами, кустиками, небольшими клумбами цветов. Великосветский пикник, нарядные женщины, дети, играющие в мяч, вдали - большой красивый белый дом, в стороне - большая аллея, в тени которой официанты накрывают на стол, они же разносят гостям – гуляющим, сидящим за маленькими столиками на всей территории лужайки - фрукты и напитки. Камера проходит по этой живописной суете, останавливается на сидящем тут же, за столиком, рядом с Лидером, Помощнике, который, думая о чем-то своем, щелкает семечки, внимательно разглядывая каждую следующую. Когда, в начале этого прохода, кончается, стихая, реплика Лидера, спустя пару секунд голос за кадром читает стихотворение - до конца прохода.)

Голос за кадром:
И стало ясно…не смогу
На всё закрыть глаза
Обвил огромный вечный день
И мир весь как змея
Мерцает счастье вдалеке
Изменчивый огонь
Большим я видел пустоту
А маленьким любовь

Голос Смешливого - Не ругай его, Лидер, у него давление.
ЛИДЕР - (с нажимом) Мне нужна реальная, обоснованная концепция нормализации общественной жизни в стране. Без нее - ты же понимаешь, кем я буду. Куклой, надувной куклой.
ПОМОЩНИК - (при последней реплике Лидера сметает аккуратно шелуху от семечек, бросает в мусорную корзинку, затем говоря примирительно, по-дружески) - Ну почему это “нет концепции”? Ну ты же знаешь, - с экономической программой, которую мы разработали, мы станем, гарантированно, страной с самой низкой безработицей, - (вынимает из папки, стоящей рядышком с ним на садовом кресле, планшет айпад, пристраивает его на коленях, к столику, колдует над ним, листает.) - Наряду с валовым продуктом всерьез введем в критерии успешности экономики «коэффициент счастья». (с дружеской улыбкой взглядывает на Лидера - в камеру) Есть такой, говорили же на семинаре...
ЛИДЕР – Да что ты все про экономику?! Это – «нормализация жизни»?
Голос Смешливого – По сравнению с нынешним бардаком…
(В кадре - Смешливый, сидит, развалясь лениво в садовом кресле, потягивая из фужера сок через соломинку).
ЛИДЕР – Я тебе скажу, «стратег», что такое нормальная жизнь. Тебе, студент, кстати, тоже полезно… послушать… (камера поднимается, вновь вид большой лужайки с отдыхающей публикой и играющими детьми).
Так вот, нормальной моя жизнь была - нормальной! - всего пару месяцев, мно-ого лет назад. Как-то, одним летом, на каникулах, мы с пацанами строили типа хижины такие на деревьях, на ветках, – «сторожевые посты». И было так… Каждый из нас рад был другим. Рад был потому, что мог помочь – подать, подсобить, поддержать. Только поэтому. Каждый из нас чувствовал, что он нужен другим – и в этом было его счастье… Счастье каждый день – понимаешь, умник? Мы чувствовали себя единым целым, и понимали, что только благодаря этому у нас все получается. Это была жизнь!
ПОМОЩНИК – А потом?
ЛИДЕР – Потом… осенью пошли в школу – и жизнь кончилась. Потом семья переехала…
ПОМОЩНИК – (водя задумчиво пальцем по экрану планшета) Счастье, говоришь?.. (взглянув на Лидера) Но оно же... детское…
ЛИДЕР – Почему «детское»… И потом ведь было всякое… - ты же тоже служил в армии? Ну вот… Знаешь, как там бывает… Опыт в жизни накапливался, все больше, но он только подтверждал тот, «детский», секрет счастья… (с нажимом) ...как норму! Пиши… Даю конспективно… потом спасибо скажешь. (Берет с подноса три яблока и выставляет их на столике перед собой рядком, одно за другим, в ритм высказываемым пунктам) У нас была цель. Она же была целью каждого. И - успех каждого зависел от других
ПОМОЩНИК - (отщелкав продиктованное ему на планшете, глядя в экран) Слышь, Лидер… (взглянув на Лидера) Можно, я пошучу?..
ЛИДЕР - (беря со столика выставленные им три яблока и раздает каждому из троих) Шути… пока...
ПОМОЩНИК - Так что, загоним людей на деревья, хижины строить?
ЛИДЕР - Ну... кто бы говорил… Забыл? - (декламирует, явно цитируя кого-то) «Да, корень всех бед и всех успехов нашей страны - это тот или иной тип взаимоотношений между людьми, - в обществе, в повседневной жизни, в деловой и производственной сферах…» - кто это с трибуны… глаголил? Все никак не упомню…
ПОМОЩНИК  – Ну, я… (осторожно надкусывает свое яблоко)
ЛИДЕР  – Значит – вперед! – (с победным видом начинает грызть яблоко)
ПОМОЩНИК - (кладет яблоко на стол, вновь берется за планшет) - Сформулируй.
(Подходит официантка, Атех, приносит мороженое в изящной креманке, ставит его перед Смешливым).
СМЕШЛИВЫЙ - О, мороженое с пассифлорой! Девушка, а как вы узнали, что я хотел именно это? (Атех, улыбаясь, уходит, он встает, идет за ней. Камера - теперь это уже не глаза Лидера, - идет впереди них, угол двора, каменный декоративный столб, за ним, между столбом и живой изгородью - каменный колодец)  Нет, действительно, у вас есть какой-то секрет?  Девушка, а можно его у вас выведать?.. Ух ты! А это что?..
АТЕХ -  В этот колодец стекают все голоса из сада… В нем все слышно, и я всегда могу удовлетворить желания людей еще до того, как они мне их выскажут. Знать что-то хоть и на несколько мгновений раньше других - это большое преимущество.
(Они вдвоем, тесное пространство в зелени над колодцем, слышно их дыхание… Камера идет вниз по стене колодца, на камне какие-то знаки, кое-где миниатюры из рукописей с изображением хазар… и очень четко, хоть и издалека, слышны голоса Лидера и Помощника).
ЛИДЕР - Выбор перед нашей страной стоит очень простой, дорогой мой помощник. Или весь потенциал страны сгорает во внутренних и региональных конфликтах, - и мы становимся рабами международной банковской системы. Как все. (слышно, как он прихлопывает рукой по столику, подчеркивая самые важные места своего монолога) - Или, - наши люди научатся жить, что называется, глядя друг другу в глаза. И тогда масса вопросов и конфликтов спокойно решаются в рамках различных форм взаимопомощи и даже кооперации: общественной, производственной…  всенародных обсуждений…  да чего только уже не наработано!
(Камера поворачивается вверх, просвет колодца, небо, зелень, близко друг к другу головы Смешливого и Атех, они глядят в колодец).
ПОМОЩНИК - Жить, глядя друг другу в глаза - это хорошо, шеф… это звучит.  Но - нужна методика.
ЛИДЕР - Отлично, умник! А вот для этого у нас есть ты...
(голоса Лидера и Помощника стихают)
СМЕШЛИВЫЙ - Ого! Они уже даже соглашаются друг с другом...
Атех – Расстояние между двумя «да» может быть больше, чем между «да» и «нет».
СМЕШЛИВЫЙ - Да?
Атех – Да… (смеются)
СМЕШЛИВЫЙ - А как вас зовут, девушка? Может быть имя ваше что-то скажет мне?..
Атех – Атех…
СМЕШЛИВЫЙ – Атех… Какое нежное имя… Я не большой знаток китайских имен, но...
Атех – Я не китаянка……я из хазар…….
СМЕШЛИВЫЙ – Из хазар? Народ ваш жив?
АТЕХ -  Жива идея, благодаря ей жив народ… Но меня ждет работа…
СМЕШЛИВЫЙ - Идея… жива… что за идея?
АТЕХ - Выбор.
СМЕШЛИВЫЙ – Выбор?!… оп-па!…это же как раз… послушайте, Атех, что-то странное заваривается, я чувствую… как раз завтра, я слышал, будет премьера фильма “Хазар”...
АТЕХ - Да, в большом кинозале.

Смешливый и Атех уходят из кадра.
Голос Смешливого - Атех, это не совпадение, это… я не хотел бы вас терять… мы могли бы…
Голос Атех - Я буду там…
Тенистый уголок за декоративным каменным столбом, колодец с низкими каменными стенками, на краю - креманка с тающим мороженым…

... Смешливый, весь взъерошенный, снова сидит на своем садовом кресле за столиком с Лидером и Помощником. В кадре все трое. Смешливый задумчиво смотрит в сторону, он весь еще в той “сцене у колодца”.
ЛИДЕР - … и мы становимся красой и гордостью мира! А?! Все флаги в гости к нам. За опытом… А? Как выбор?
СМЕШЛИВЫЙ - (поворачивается к столику, берет свое яблоко, держит его как Гамлет череп Йорика. Говорит, ерничая) - Выбор… Стр-рашное слово… - (откусывает от яблока, жует, продолжает) - Хотя, если серьезно, подобное было уже у хазарского царя. Завтра, кстати, премьера фильма “Хазар”.
ПОМОЩНИК - Да, в кинозале “Будущее”.
Лидер  – (обращаясь к Смешливому) – Что значит “подобное”? – (к Помощнику) – Что у нас в планах на завтра, на вечер?
ПОМОЩНИК – В общем, ничего серьезного, можно.
СМЕШЛИВЫЙ – “Подобное” значит - припекло его тогда. Короче, необходимость выбора идеологии в острой кризисной ситуации…
ЛИДЕР  - О, это как раз то, что нам надо. Договорились. Ну что ж, к столу… работнички…

Поднимаются, уходят из кадра, камера проходит по живописной суете, публика по огромному живописному газону с разрозненными кустами и деревьями  подтягивается к столу, устроенному с тени главной аллеи.
Голос Лидера – Так в каком кинозале, говоришь?
Камера вновь проходит по саду, приближаясь к столику за которым они сидели.
Голос Помощника - Кинозал “Будущее”.
Голос Смешливого – (судя по голосу, еще не пришел в себя, ворчит) - Ну и навороты: в кинозале «Будущее» фильм о восьмом веке.
Камера останавливается, Тот же кадр, что в начале эпизода: поднос с изящным кувшином и фруктами, стоящий на небольшом столике.
Голос Лидера – А у нас какой сейчас?
Голос Смешливого – Ой, лучше не спрашивай…
Смеются, их голоса и голоса публики в саду стихают. Вслед за секундной паузой возникают звуки отдаленного конского топота.

----------  ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ  ----------

На экране - поднос с изящным кувшином и фруктами на фоне зеленой травы вдали. Возникает и усиливается голос Царя.

ЦАРЬ - И все же, - я спрашивал и спрашивал у них: какая может быть иная основа для новой жизни, кроме веры?
РАБ - Душа человека жаждет чудес, и он готов променять свой разум на веру в чудо.
ЦАРЬ - Но ведь обязательно появится кто-то, кто скажет: “Не верю!” И тогда вновь все вернется к власти и силе царя: я должен буду казнить его и всех, кто не верит. Но какой тогда смысл в их вере?

Звуки речи Царя стихают.
На экране проходят сцены бесед Царя с разными людьми: то царь беседует с человеком, одетым в черное, слышны их голоса: Царь - “Вы восславляете троицу, а в книгах пишут о едином боге. Почему так?” Человек в черном: “- Книги проповедуют Слово и Дух. Если один оказывает почести тебе, а твое слово и твой дух не почитает, а другой же почитает всю Троицу, кто из этих двоих воздает тебе большую славу?”
То  Царь беседует с человеком в одеждах зеленого и белого цвета с чалмой на голове, и слышны слова человека: “За нашей религией будущее. Так сказано в третьем уровне “Божественной книги”, ведь это слой пророческого света и будущего… наше учение - это дух Книги, или седьмая глубина глубины”.
То  Царь беседует, облаченным в белое молитвенное покрывало, и слышны слова человека: “Создателю дороги твои намерения, но не дела твои. Ибо в намерении кроется душа. Душа Адама, та, которая изгнана в души всех следующих поколений и осуждена умирать снова и снова в каждом из нас”.

Камера удаляется, оказывается вдруг что происходящее - это фильм, идущий на экране большого кинозала.
Голос за кадром:
Чем быстрей наступает будущее
И страшнее становится тень
Тем сильнее меняется прошлое
И опасней как завтрашний день
В нём повсюду закрытые двери
Новый круг в перемене времён
И всё чаще выходят звери
И у каждого имя своё.

В это время камера удаляется все дальше от экрана, назад. Теперь происходящее на экране видно через широко открытую дверь, зритель оказывается в фойе кинозала, в кадре, вместе с открытыми дверями кинозала, теперь также Лидер, Помощник и Смешливый. Потягивая коктейль, они беседуют у стойки буфета в фойе.

ЦАРЬ (на экране) - Один из них рассказывал мне о религии любви, и это было прекрасно. Бог искупил всех, и остается только верить в это. Другой рассказывал мне о религии братства, мощи всемирной религиозной нации, под сенью единого бога, - в которого нужно просто верить. Верить! Третий говорил об обетованном возвращении в Иерусалим, и я действительно увидел этот город на берегу времени. И было все это мне по душе, но что делать с теми, которые захотят другой жизни? Вновь земная власть и ее карающий меч должны будут стать опорой чистой веры?!
РАБ (на экране) - В этом слабость человека: он создает мифы, чтобы спастись от непонимания истины. А она в том, что обязанность исправить мир возложена на него.
ЦАРЬ (на экране) - Что будет, раб? Непонимание истины убивает…
РАБ (на экране) – Непонимание истины дает великие силы множеству мелких правд.
ЛИДЕР - (Смешливому) - Ну, дружок, загубил нам вечер? Религиозные дискуссии, а? Пыль истории?
РАБ (на экране) – Лживые правды дадут людям силы стать как те боги, которым они поклоняются. Один земледелец сможет накормить тысячи, один ткач сможет одеть сотни, люди поднимутся в  небеса, будут владеть молниями и тайными силами…
(В это время на экранах двух больших плазменных телевизоров в буфете в фойе проходят картинки выпуска новостей, которые буквально иллюстрируют слова РАБа: комбайн собирает урожай на огромном поле, полки хлебных изделий в супермаркете, ткацкое производство с массой рулонов тканей, выход космонавта в открытый космос, физики-экспериментаторы в лаборатории...)
СМЕШЛИВЫЙ - Да ты послушай – он же о нас говорит…
ЛИДЕР – (секунду смотрит на экран телевизора) Ну, если о нас, тогда наше место там…

Все трое входят в широко раскрытую дверь кинозала, на фоне далекого большого экрана, их фигуры растворяются  в темноте зала, камера мчится вслед за ними, сквозь них, возвращаясь к экрану. Мы вновь оказываемся с царем и рабом-танагом на крыльце царского дворца. В стороне, у стены, стоит верный стражник-туграй.

ЦАРЬ - Человек слаб тем, что не способен понять истину?
РАБ - Человек слаб тем, что желает все только для себя. Слабость эта - с сотворения мира, и до последних времен, - до их времени.
При последних словах Раб поворачивает голову куда-то в сторону, обзор расширяется, на скамье у столика сидит, развалившись, Помощник, тут же, на кожаном пуфе, Смешливый, дальше, у перил, стоит Лидер. Они внимательно слушают разговор.
ПОМОЩНИК - (лениво, Лидеру) - Ну, Лидер, ты слышишь? “С сотворения мира”! (более серьезно, обращаясь к Рабу) - так как же быть, уважаемый? Вот царь вас спросил... И вот он - (кивает на Лидера) - хочет исправить мир, в одной, отдельно взятой стране...
РАБ - Человек - это маленький мир. Изменяя себя, он изменяет мир.
СМЕШЛИВЫЙ - Здорово.
ПОМОЩНИК - Но как?..
ЛИДЕР - (от перил крыльца) - Да что ты пристал к человеку? - (отвернувшись и глядя на далекую степь, на царский двор) - я же тебе рассказывал: люди, когда у них появляется общая цель, когда находят вкус во взаимопомощи… вкус! – понимаешь?.. - это их меняет, как в сказке... (оглядывая степь с всадниками, конными играми) - Хорошо тут у вас, царь!
СМЕШЛИВЫЙ – (обернувшись к Лидеру) Отсюда должна быть (цитирует какой-то текст) «прекрасно видна середина октября и в ней тишина длиной в час ходьбы и шириной в два». (Смеется)
ЦАРЬ – (Лидеру) Люди не готовы идти иными путями, кроме привычных, князь.
ЛИДЕР - Совершенно верно! Вот я ж ему и говорю - (кивает на Помощника) - нужна методика, которая раскрыла бы человеку глаза на то, что он будет - в результате - счастлив! И счастье выработает у него новые привычки. (Помощнику) – Да ты же сам говорил о методике!
ПОМОЩНИК - (ворчит) – Ну…
ЛИДЕР - (иронически взглянув на Помощника) – Вот те и ну…- (оборачивается в сторону двора, снимая пиджак, кричит) - Эй, юноша, подведи-ка мне во-он ту лошадку - (слуга подводит к крыльцу оседланного коня, Лидер, бросив пиджак на перила, сбегает с крыльца, ловко, умело вскакивает в седло, ворчит) - Ну и седла тут у вас … - (делает круг по двору, дальше гарцует возле крыльца, принимая участие в разговоре)
СМЕШЛИВЫЙ - Извините что вмешиваюсь, но я считаю, что помочь людям сможет только тот, у кого болит душа за них.
РАБ - Боль души - это сила, но без знания любая сила разрушительна.
ЦАРЬ - О каком знании ты говоришь, танаг?
РАБ - Знание о цельности мира. Она такая же, как цельность живого тела.
СМЕШЛИВЫЙ - Ого!
РАБ - Нет ничего, что бы не было соразмерно своему воздействию на все остальное в мироздании. Солнце ровно настолько больше Земли и ровно настолько далеко от нее, чтобы все, от малой былинки до человека могло жить и развиваться. То же можно сказать и о звездах, которые берегут Солнце и Землю. Земля ровно настолько велика и настолько тепла, чтобы народы и племена земли могли бы жить в мире. И наоборот, их вражда между собой способна разрушить жизнь Земли, как человек, который враждует со своим разумом, способен разрушить свой дом.
ЛИДЕР - (с коня, на котором он проезжал взад-вперед у крыльца, слушая разговор, подъехав вплотную) - А ведь он настолько прав, царь… просто удивительно! У нас ведь там, в двадцать первом, выбор уже не между “хорошо” и “плохо”. У нас ведь там гибель всего человечества - как завтрашний день. Мы уже так возбудили планету своей заносчивостью… Климатическая катастрофа, сейсмическая активность… да мало ли… и все по вине людей…
(Пока он говорит о гибели человечества, Помощник достает из папки, лежащей рядом с ним на скамье, планшет айпод, листает).
ЦАРЬ - (после двухсекундной паузы, думая о чем-то своем, обращается к Стражнику) - Почему погиб твой род?
СТРАЖНИК - Каждый думал о себе.
ЦАРЬ - (Рабу) - Почему пала мудрость в твоем народе?
РАБ - Мы стали жить каждый для себя.
ЦАРЬ - (задумчиво) - Каждый для себя - это ведь такая малость… (Лидеру, который, отдав лошадь слуге, поднимается на крыльцо) - А к вашему времени она разрослась так, что даже небо и земля восстали против вас?
ЛИДЕР - В буквальном смысле слова. (Помощнику) - Ну, знаток, блесни, как растет за последние годы количество природных катастроф?
ПОМОЩНИК - (грустно листая айпод) - Ну, вообще-то, по экспоненте. (Выключив айпод, кладет его в папку, подводит итог)  - Каждый год наполовину больше, чем в предыдущем…
ЦАРЬ - Я вижу, время действительно течет от вас в вашем будущем - к нам. И если зло настолько разрослось к вашему времени… то даже выбери я, царь хазар, добрый закон и добрый обычай для людей царства - что даст это роду человеческому? Разочарование в добрых решениях? Силу - насмешникам?
РАБ – (говорит сочувственно, нагнув голову и не глядя на царя) Когда известно, что такое добро, - это знание лишает выбора. Всех. Даже царя.
ПОМОЩНИК - И еще… понимаете, царь…- то, что доброе решение принесет добрые плоды… мы ведь только верим в это…
ЦАРЬ - Вера?..(услышав слово, о которое недавно споткнулся, открыто смотрит на Помощника)
ПОМОЩНИК - Ну да… А знаем – знаем мы только одно: мир и человек – это единое целое. Вот, как танаг говорил только что… Но каждый, кто знает – пусть даст всем людям почувствовать это. И вот мы - знаем! А значит мы, все здесь, - с вами, царь!

(Пауза. Все смотрят на Царя, он оглядывает всех. Вот он сидит, - одинокий человек в диком мире. Ему предстоит сделать выбор – учить ли людей добру и единству, - зная, что выбор его не изменит, в конечном счете, судьбу поколений).
ЦАРЬ – (обведя взглядом всех, затем опустив глаза, задумчиво) Да... Нельзя думать о времени… Время – это только та часть вечности, которая опаздывает…

ЛИДЕР - (при упоминании о танаге вдруг, как впервые увидев, смотрит внимательно на Раба, подходит к столику, садится верхом на скамью напротив него, первым нарушает тишину) Меня вот что задело… (Рабу) Скажите, уважаемый танаг, все те сведения, которые вы изложили здесь - о цельности мира, о тождественности связей между космическими объектами и связей в живом теле, о связи планетарных систем с поведением человечества - вы откуда все это знаете?
РАБ - Так писали наши мудрецы.
ЛИДЕР - И давно писали?
РАБ - Тому тысячи лет.
ПОМОЩНИК - (как будто очнувшись) - Тысячи лет?
Лидер внимательно смотрит на Раба.
СМЕШЛИВЫЙ - Да-а… мудрецы, однако… В наше время наука только начинает догадываться об этих вещах…
ЛИДЕР - (с возрастающим напряжением) - Так что ж вы молчали, танаги? Почему не кричали? Зачем тогда люди мучаются как в аду сотни и тысячи лет? И вы все это хладнокровно наблюдаете? И скрываете истину – о том, что сама природа в конце концов вынудит людей жить в мире, жить друг для друга?

Все смотрят на Раба. Видно, как каждый по-своему ощущает бесполезность истории человеческой и страданий - ведь истина была известна давным-давно…Камера проходит по лицам сидящих. Лидер, Помощник, Смешливый, Царь…
Голос Раба - (жестко) - Увеличивающий знание увеличивает скорбь. Если дать истину людям, не готовым к ней, она принесет им только несчастья. Я уверен, что у вас пытались заставить людей жить по истине. То есть - друг для друга. (Лидер опускает голову, видимо, Раб сказал правду)

Камера проходит по лицам в обратном порядке. Между Помощником и Лидером за столиком вместе со всеми сидит Атех в наряде хазарской принцессы.
АТЕХ - Каждый получает от будущего, как от зеркала, столько, сколько в него вложит. Потому что от истины нельзя получить больше, чем вы в нее вложите.
Смешливый во все глаза смотрит на Атех, которая сидит перед ним по другую сторону столика.
ПОМОЩНИК - (отвлекшись от Раба, глядя в сторону, себе) - Вся история как один страшный сон…
СМЕШЛИВЫЙ - (глядя на Атех и обращаясь к ней)  - Сон?
ЦАРЬ - (примирительно) - Вам снится наше прошлое, нам - ваше будущее. Но ведь сказано: "Сон, который не истолкован, подобен письму, которое написано, но не прочитано".

Атех, улыбаясь, смотрит в камеру - на Смешливого.
Голос Смешливого - Сон не истолкован… сон…
Картинка туманится, вид улыбающейся Атех рассыпается бликами...
Они вдвоем в комнате принцессы. Скромное убранство, восточная вышивка, скромная резная мебель. Камера проходит вкруговую по помещению, в одном из разворотов - два странные светлые изваяния, с одной стороны гладкие, гладкой стороной обращены друг к другу, на расстоянии вытянутых в стороны рук человека - два зеркала принцессы, сделанные из двух половинок соляной глыбы.
Камера - глаза Смешливого.
СМЕШЛИВЫЙ - (проводит рукой, пальцами по ее лицу, плечу) - Как хорошо, что ты оказалась женщиной…
АТЕХ - (смеется)
СМЕШЛИВЫЙ - Не смейся, я честно, думал, что ты привидение. Бесполое привидение, из тех, которым лишь бы кружить головы бестолковым студентам вроде меня…
Атех улыбается, внимательно глядя на Смешливого...
СМЕШЛИВЫЙ - Но теперь ты меня не обманешь...
При следующем прикосновении она меняется, теперь уже это - таджичка в тюбетейке, в цветном халате, озорная, с черной косой… Улыбается Смешливому, но глаза ее по-прежнему внимательны…
СМЕШЛИВЫЙ - Не обманешь… Я знаю, что это ты. Но все же, - кто ты?
АТЕХ (таджичка) - Я - любовь.
СМЕШЛИВЫЙ - Любовь? Милая, будь кем угодно, но ты же - женщина...
Касается косы, таджичка преобразуется в японскую аристократку эпохи Хэйан.
АТЕХ (японка) – (говорит тепло, по-матерински, следя за его лицом – понимает ли) В мире существует только любовь, мой мальчик. Женщины - всего лишь проявление ее великой природной силы. Мужчины слабы, они не могут постичь природу любви... Потому и тянутся к женщинам… в бессилии понять любовь.
СМЕШЛИВЫЙ - Пусть ты права, милая, но послушай... - (привлекает к себе японку, та преобразуется, теперь в его объятиях - раскрашенная развязная шлюха из Бангкока)... - послушай,  Атех, я же не могу любить всемирную любовь… Это ж как любить… ну… общую силу притяжения… Послушай, может быть я действительно слаб, как все мужчины, но… ты пойми, все эти тайны… это слишком острое оружие, оно больно ранит…
АТЕХ (таиландка) - (Глядит на него с улыбкой, откровенно, но при этом как будто ожидает от него, что он вдруг поймет ее тайну… Говорит ободряюще, с надеждой) – Это хорошо, хорошо, мой мальчик! Каждая рана – это новое сердце, которое бьется само по себе. (Затем, увидев, что он пока не способен понять - играет с ним: берет его руками за голову, приближает к груди, к открытому декольте, говоря) - Разве тебе плохо, мальчик, что тебя любят разные женщины.. а-а? - (поднимает его голову, приближает, внимательно глядя ему в глаза, к своему лицу, к губам, говорит, с удовольствием растягивая слова) - и любят по-разному… а-а?
Огромные накрашенные губы чмокают звонко, прямо в камеру, от этого звука все исчезает.

Смешливый вновь сидит за столиком вместе со всеми. Атех сидит там же, напротив него, глядит на него с легкой улыбкой как на просыпающегося ребенка. Камера проходит по лицам беседующих на крыльце, они говорят что-то, слова их не слышны, слышен лишь молчаливый диалог Смешливого и Атех.

Голос Смешливого - Мы снимся друг другу?
Голос Атех – (говорит отстраненно) Нет ни сна, ни яви, ни пробуждения, ни погружения в сон. Есть лишь единый и вечный день и мир, который обвился вокруг нас, как змея.
Голос Смешливого - Это ты свела нас всех здесь?
Голос Атех - Вас свела любовь к людям…
Голос Смешливого - Даже этого? (камера поворачивается к Помощнику, иронически глядящему на собеседников, затем в кадре - Атех).
АТЕХ – (смотрит на Смешливого с легким недоумением, как на ребенка, несущего явную чушь) - Человеческие мысли и души имеют свои ороговевшие, непроницаемые внешние части, которые, как кожура, защищают мягкую сердцевину от повреждений, Нет смысла судить по кожуре о сердцевине.
Становятся слышны голоса беседующих на крыльце.

ЛИДЕР - (он вновь стоит у перил крыльца и говорит, обращаясь ко всем) - Собственно, мы вернулись к тому, с чего начали, - к неготовности людей изменить свою мелкую природу. Все учили нас только работать, и никто – жить.
ПОМОЩНИК - И дело, как я вижу, идет к подготовке к “революции сверху” - и у царя здесь, и у нас?
ЦАРЬ - Нет, визирь. Моя забота отныне - чтобы люди и племена в моем царстве научились быть как один человек с единым сердцем. Доколе они живут каждый ради себя - они не мои подданные. Они преданные рабы своей корысти. И мне придется, уподобливаясь коронованным глупцам, поддерживать свою власть презренной и сеющей ненадежный страх жестокостью.
ПОМОЩНИК - Я понял вас, царь, - (обращаясь ко всем, с легким раздражением) - но вам не кажется, господа присутствующие, что научить людей чему-либо можно только если мы сами уясним, для себя хотя бы основные принципы. Концепцию, так сказать. (последние слова, с легкой иронией, обращены к Лидеру).
ЛИДЕР - (садится вместе со всеми в круг, вокруг столика с подносом, говорит Помощнику) – Ты прав, пора. Говори.
ПОМОЩНИК - Мы устанавливаем сейчас правила обсуждения. Может быть царь, как старший среди нас, будет председательствовать?
ЦАРЬ - Нет. Как в бою равнодейственны меч царя и меч простого ратника, так и на нашем совете да будут равнодейственны слова каждого.
ЛИДЕР - (глядя искоса на царя) – Да, точное сравнение. (Обращаясь ко всем) Тем более, что мы поняли друг друга, и поняли, что у нас у всех – одна цель. Какую бы тему мы при этом ни обсуждали.
СМЕШЛИВЫЙ - Чью бы хижину не строили…
ЛИДЕР - (не обидевшись на иронию, пасует ее Помощнику, подмигивая ему) – Вот-вот…
ПОМОЩНИК - Я бы предложил, чтобы мы высказывались по очереди, по кругу, и пусть никто не отказывается от своего участия…
ЛИДЕР – В общей работе.
ПОМОЩНИК - Да.
РАБ – (закатывая рукава робы, как бы готовясь к серьезной работе, и придвигаясь в круг со всеми) Как каждый добавляет свою жизнь к общему образу человеческому, так пусть каждый только добавляет к тому, что прожили и сказали другие…
ЦАРЬ – Да, не гоже соратникам спорить и опровергать друг друга.
СМЕШЛИВЫЙ – Отлично! Так, глядишь, нам удастся прийти к общему мнению. Да будет чудо!
АТЕХ – И тогда те, кто последует нам, смогут достичь нашей цели - единства и гармонии между людьми...
ЛИДЕР - (указывая на стражника-туграя) Может быть и молодой человек с нами… примет участие…а? как вы считаете, царь?....
ЦАРЬ - Клянусь небесами, две вещи уравнивают царя, его работника и его воина: горе народа и желание счастья народа. - (говорит туграю) - Садись с нами. Говори на равных, мы приняли обычаи совета, ты слышал их.
Туграй садится в круг, пику ставит между ног, придерживает ее одной рукой, другая рука по-прежнему на рукояти кинжала.

ПОМОЩНИК - Итак, господа совет, каковы будут темы, которые мы обсудим, и которые откроют людям глаза на мир, на себя и на то, как быть счастливыми? (готовит планшет, чтобы записывать).
Может быть вы начнете, уважаемый танаг?
РАБ – (подумав секунду) - Есть две силы в природе: сила единения и сила отторжения, добро и зло. Они управляют всем, но самое главное - человеком. И беда в том, что человек не знает сил, которые создают его судьбу.
СТРАЖНИК - ...но он должен знать их до последней малой зарубки, как знает женщина посуду в своем шатре, как знает пастух свой аркан, плеть и седло. Тогда человек сможет владеть ими, чтобы удачна была его судьба и судьба его племени.
ЛИДЕР - Я согласен, люди могут и должны знать и использовать силы природы. Поэтому ставлю вопрос так: ту силу единства, которая есть в природе - как ее использовать правильно - то есть, на добро?
АТЕХ - Также и сила отчуждения есть между людьми. Но любящие могут и ее использовать, чтобы усилить любовь. Как научить людей это делать?
ПОМОЩНИК - (задумчиво) - В общем, человек создание обреченное... На постоянный выбор... Любую вещь использовать на добро или на зло... Предлагаю тему выбора.
СМЕШЛИВЫЙ - Я не могу предложить новую тему, но если бы мы обсудили все предложенное, как способ достичь счастья… Может, кто-то сформулирует?
ЦАРЬ – Я скажу. Человек не может быть счастлив один. Он принадлежит племени. А его племя - оно всегда ищет другое, - воевать или торговать с ним. Так же и царства. Но делают ли они этим счастливыми своих людей? Поэтому должны мы, господа мудрецы и советники, свое доброе установление о счастье дать племенам и царствам земли.

ПОМОЩНИК - (допечатал на планшете, щелкает “сейв”) Спасибо, царь, ваше предложение завершило список тем, обсуждение которых даст людям понимание, как же нам всем жить в этом мире… (Помощник взглядывает на Смешливого, который все это время не сводит глаз с Атех, улыбается, и, заметив, что он сидит между ними, поднимается, говорит) - Можно мне между вами, молодые люди? - (...и устраивается  на скамейке между Рабом и Стражником. Все немного передвигаются, чтобы освободить ему место, и Атех со Смешливым оказываются рядом. Все, кроме Смешливого, который даже не заметил произошедшего, улыбаются и Помощник продолжает) - Так что давайте с самого начала… С вашего позволения, я и начну…(взглядывает на экран планшета) Итак, две основные силы природы, единение и отторжение, и - человек не знает их. Я скажу как профессионал: незнание того, чему ты вынужден подчиняться, самой природой вынужден, - это самый больший источник несчастий и неудач. А вот как ту силу единения, которая каждую вещь и человека делает частью общего, - как использовать ее правильно, то есть – на добро?.. Да, это вопрос…
Ну, вот я сейчас – вроде бы отдельный человек. Но высказываю я свое мнение не чтобы блеснуть перед всеми, а чтобы родился в результате феномен - наше единое мнение. Думаю, это и есть - на добро.
 
Когда Помощник начинает говорить, камера отдаляется, видны все, сидящие кругом вокруг небольшого столика с подносом, виден косяк двери, ведущей в покои дворца. Из двери выходит ребенок, который в начале фильма вешал тряпичную куклу, держит тряпичного человечка в опущенной руке, ребенок стоит на крыльце, слушает говорящих, за ним виден все тот же широкий, поросший травой, склон невысокого плато, скачут туда-сюда степняки на своих лошадках… Сидящие в кругу продолжают говорить. Затем ребенок идет к сидящим, садится вместе со всеми за столик и  внимательно слушает каждого, кто говорит, поворачивая к нему лицо. Тряпичного человечка он чуть погодя садит на стол перед собой, подставляет ему под спину что-то, и человечек смотрит перед собой небрежно нарисованными глазами…иногда ребенок поворачивает его к тому, кто сейчас говорит.

СТРАЖНИК - Без человека сила ветра только гонит волны и облака, а человек, как он ни мал, поставив ветрила на свой челнок, владеет силой ветра. Силы неба и земли выше людей, но без людей в них нет ни удачи, ни судьбы. Чем крепче братский союз человека с другими людьми, тем больше высшие силы принесут добрую удачу в его шатер, его роду (секундный спазм в горле при воспоминании о погибшем роде), побратимам и сородичам.
ЛИДЕР - Согласен. Есть у людей сила отдачи общему, стремление к единству, это от природы, но на добро использовать эту силу можно только на основе предварительного договора между людьми. Ведь возможно использование ее в корыстных целях: сила единства поднимает дух людей - и власти используют этот эффект для личных успехов и побед.
АТЕХ - Любовь разлита во всем сущем, в нем нет зла, но любовь эта как воздух, которым дышим, не замечая того. И только люди, сердца которых окованы злом, заключая меж собой союз любви, делают любовь явной силой, разбивая оковы сердец. Если же нет согласия - сердца людей даже любовь используют во зло.
СМЕШЛИВЫЙ - Вообще в природе нет добра и зла. Ни объектов, ни сил хороших или плохих. Человек, как дитё, приписывает всему вокруг свои свойства. А что есть? Есть только их использование - на добро или на зло. Другим людям, или даже самой природе.
ЦАРЬ - Прекрасна мысль нашего молодого соратника - о том, что даже великому союзу неба и земли могут люди причинить добро или зло. Пока люди неразумны, они и породивших их считают неразумными… Но должны и люди и царства земли брать пример с того согласия, в котором живут силы неба и земли. Так они продолжат великую мудрость этого союза внутрь себя и внутрь дел своих. Только это и будет добро.
РАБ - Удивительна воля провидения, давшая власть над силами нам, неразумным созданиям. Это может означать только одно: разум наш - не в овладении силами природы, чтобы затем грабить ее саму, а в подчинении высшей силе добра.
Договор о том, чтобы искать ее в соединении между людьми – это и есть путь приобретения разума.
Во время последней реплики РАБа камера переходит к Атех и Смешливого, глядящим друг на друга, их руки соединяются. Все в кадре начинает таять, рассыпаться бликами.

----------  ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ  ----------

Смешливый и Атех стоят, взявшись за руки, меж двух половинок соляной глыбы, обращенных друг к другу гладкими, полированными, как зеркало, сторонами. Камера “кружится” вокруг них.
Голос за кадром:
Себя способный превозмочь
В процессе пробужденья
Поймёт, что день – чужая ночь
Пора освобожденья
От летаргического сна
На свет, где вечная весна
И устремится снова к дню
Всё явственней, чем наяву.

СМЕШЛИВЫЙ – Мы снимся друг другу?
АТЕХ – Люди всю жизнь спят....лишь немногим удается пробуждение... у многих это бывает пробуждение во сне... человеку снится, что он пробудился...
СМЕШЛИВЫЙ – А как узнать...
АТЕХ –  Только если ты пробудился не ради себя, а ради других...
СМЕШЛИВЫЙ  – Но ведь и это может быть во сне?
АТЕХ – Да.
СМЕШЛИВЫЙ – (с зарождающимся отчаянием)… а как же узнать?..
АТЕХ – (с легким упреком) Но это же ты говорил о боли душевной… Когда она - за людей...
СМЕШЛИВЫЙ  – Да…
АТЕХ – Такая боль - хороший признак выздоровления…и пробуждения.

Возникает, слегка приглушенный, голос Царя: «…и если знание силы доброго союза между людьми станет для них главным знанием, тогда небо и земля откроют им все свои тайны. Ибо тайны и силы их предназначены не для человека, а для всего рода людского». Смешливый оглядывается - откуда это слышно? Оказывается, в одном из “зеркал” идет “трансляция” совета на крыльце царского дворца. Приглушенные голоса сидящих в круге. Смешливый проводит пальцами по зеркальной поверхности, затем, ошарашенный, садится с размаху на убранную кровать принцессы, которая стоит посредине, чуть дальше двух половинок соляной глыбы. И кровать и глыбы соли – на небольшом возвышении.

СМЕШЛИВЫЙ - Ничего себе… Слушай, да тебе частным сыщиком работать... У тебя хорошее оборудование по прослушке: там колодец, а здесь - еще и с камерой слежения…
АТЕХ - Знать все - это не чудо... (подходит к нему, кладет руку ему на голову, говорит покровительственно) - Вы ведь в своем будущем тоже знаете и умеете многое…. но приносит ли это вам добро… Использовать все, что ты знаешь, для любви и на добро людям - это настоящее чудо.
СМЕШЛИВЫЙ  - (все о своем) - Так это одна глыба соли? Как же ее распилили? Ну и технологии…
АТЕХ - (садится рядом, объясняет, явно подталкивая к какой-то мысли) - Ты же видишь - это прошлое и будущее. Здесь мы, наш совет, он уже уходит в прошлое… здесь - ваше будущее… (В зеркале “будущего” - сцены горя и страданий, войн, 21-й век - не рушащиеся здания и не взрывы, а раненые, корчащиеся от мук, плачущие над убитыми) Настоящее разделяет их, потому что в нем царит вражда. И если удастся кому-то наполнить настоящее любовью, которая покроет всю ненависть и вражду людей...
СМЕШЛИВЫЙ - …то что будет?
АТЕХ - Тогда его любовь соединит эти две половины… (значительно) Вечного Сна людей...
СМЕШЛИВЫЙ – (вскакивает) - Какого такого «вечного сна»?! Люди ведь и живут как в спячке, потому что жизнь разрезана на две половины: прошлое и будущее. Соединить их - и люди проснутся!
АТЕХ - (глядя на него снизу вверх с легким удивлением и надеждой, как на сыночка, который в трудный час вдруг ведет себя как мужчина) – Ты сам это понял?
СМЕШЛИВЫЙ – (лихорадочно соображая, что же происходит и что же делать)…Понял… Побегаешь тут в любовниках у «вечной любви»… и не то поймешь… (не выдержав, в отчаянии) - Но смотри, смотри, что там у нас делается! Мы ведь здесь, сейчас, на нашем совете, создали счастье!.. а они ничего не слышат там!.. эй! - (бьет кулаками в зеркало будущего, пытаясь достучаться) - послушайте! ведь все уже известно! как же можно так жить!.. - (обращаясь к Атех, в отчаянии, протянув руки к зеркалу совета и зеркалу будущего) - Что же делать, Атех? Люди должны знать! Мы же все погибаем там, все человечество! Ты же слышала!
Атех – (встает, говорит как человек, решившийся на поступок, который даст смысл всей его жизни) Это можно сделать только один раз, мой мальчик… только в единственный момент, когда будущему действительно понадобится его прошлое... тогда они соединятся в единстве, счастливом и осмысленном.
СМЕШЛИВЫЙ – Это надо сделать сейчас! - (суетится, пытается сдвинуть две глыбы, забегает сзади одной из них, толкает.....кричит) – И все приобретет смысл! - а иначе зачем вы жили в вашем прошлом… если мы там все погибнем?! И зачем мы живем, если вы не требуете от нас смысла?! Атех! как же это сделать? Ч-черт... - (опять суетится, толкает)
АТЕХ – Да, мой мальчик. Ты пробудился?.. ты уже не во сне?
СМЕШЛИВЫЙ – (обессиленный, прислоняется к глыбе с “зеркалом будущего”, тяжело дышит) – У меня болит душа за людей...
АТЕХ – Это хорошо, мой мальчик…
СМЕШЛИВЫЙ - Атех…
АТЕХ - Я женщина… я – любовь…
СМЕШЛИВЫЙ - Атех…
АТЕХ - Я вечна, но для людей я всего лишь орудие… Они лгут друг другу моим именем, клянутся мною во лжи, проливают моря крови и грязи во имя мое… Но сейчас я - орудие в твоих руках, мой мальчик… И они, - (стоит посредине между двумя половинками соляной глыбы) - эти две половины вечности, соединятся мною.
СМЕШЛИВЫЙ  – (как просыпается, беспокойно) - Что значит – «тобою»? Черт, это все ваши загадки… я не хочу тебя терять!
АТЕХ – Я - любовь... Я нужна тебе, или я нужна людям, за которых у тебя болит душа?
СМЕШЛИВЫЙ - Да, болит, Атех! болит! Но ты же… - (бросается в сторону) - я видел, здесь был брус, рычаг... мы это сделаем,  Атех…- (ищет инструмент, не найдя, поворачивается, Атех стоит между двумя глыбами, протянув к ним руки, свечение вокруг нее, и глыбы медленно сдвигаются, поглощая ее).
СМЕШЛИВЫЙ - (бросается к ней, кричит) - Я не хочу тебя терять!
АТЕХ – (из смыкающихся соляных глыб) - Не бойся меня потерять, мой мальчик... мы встретимся с тобой в едином, счастливом мире…
СМЕШЛИВЫЙ, подбежав, бьет кулаками по цельной соляной глыбе, его удары высекают из нее лучи света, свет заливает экран.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЦЕНЫ

Сцена 1 -  Зал ожидания в аэропорту, огромный экран телевизора, на экране - Помощник, сидящий в кругу, говорит свое мнение о счастье для людей. Люди в большом зале оборачиваются, встают со скамей, сходятся перед экраном в толпу, голос Помощника, четко слышен в гуле зала ожидания…
ПОМОЩНИК – Если говорить честно, то человек всегда убегает от счастья. Люди уходят друг от друга, люди разъезжаются по белу свету, уезжают и улетают в другие страны – и все это, пусть и неосознанно, - в поисках счастья. Но в этом и состоит самая главная наша ошибка. Расставаясь с людьми, отрываясь от наших мест, мы испытываем какое-то облегчение, а оно – лживое и ядовитое. Потому что на самом деле каждый раз мы отрываемся от еще одной возможности счастья, которое мы должны были создать между собой. А мы убегаем. Надо, чтобы люди знали, что счастье – между ними. Больше нигде его нет.

Сцена 2 -  Солдат в передышке между боями, - в стороне, за деревьями, видны дымящиеся развалины, обугленный танк дальше на дороге, - сидит на броне БТР, смотрит на экран планшета. На экране - Стражник, сидящий в кругу на крыльце, по-прежнему держа одной рукой пику, другой – рукоятку кинжала, страстно говорит о счастье для простых людей и для племен земли. Видно, как подходят друзья из экипажа БТР, другие солдаты из рощицы через дорогу, высовывается из люка командир, окружают борт БТР, все в камуфляже, солдат спрыгивает, ставит планшет на борт, все толпятся вокруг, слушают.
СТРАЖНИК – Бывает ликование от заслуженной победы. Бывает радость от большой добычи. Бывает довольство от богатого урожая, приплода, улова. Бывает восторг и подъем души, его испытывает человек на праздниках своего племени, своего рода, на праздниках своих богов. Но все это не гоже называть счастьем. Потому что знает человек, что ветер времени сметет этот подъем души, рассеет его пылью. И все уйдет. А счастье – это то, что не уходит. Я говорил уже о том, что поднимает человека в небеса и укрепляет его на земле. Это когда заключают люди меж собой братский союз навеки. И чем больше родов, племен входит в братский союз, тем выше и крепче каждый человек, тем более верно будет назвать его жизнь – счастьем.

Сцена 3 -  Таймс-сквер в Нью-Йорке, огромный экран на стене, на нем - совет на крыльце дворца царя хазар, крупным планом Лидер, говорит о возможностях руководителей научить людей основам счастья. Люди останавливаются, на тротуарах, на полосе между трассами для машин, людей все больше, голос Лидера слышен четко сквозь гул и гудки машин.
ЛИДЕР – Я скажу вам так. Я не верю в самодеятельность в деле достижения счастья как устойчивого состояния людей. Тем более социума. Сказки о том, что можно пробиться и стать счастливым, ушли в прошлое. Даже в рамках семьи или какого-то сообщества это уже невозможно. Все слишком плотно перемешано в современном обществе. То есть, речь должна идти уже о районе, целом государстве, регионе. И тут есть два решающих момента. Во-первых, счастье – это продукт определенных видов взаимоотношений между людьми. Во-вторых, строение общества неизменно, всегда во главе будут лидеры. Значит, именно лидеры имеют возможность способствовать таким взаимоотношениям в обществе, такому его строению, которые будут генерировать счастье для людей.

Сцена 4 -  Квартира, муж перед телевизором, пиво, чипсы, сонно переключает каналы, жена на кухне, по хозяйству, все не ладится, кричит на него оттуда, он не реагирует - вдруг на экране – Атех, в кругу на крыльце, говорит о решающей роли любви в счастье людей.
Мужчина вслушивается, впивается в экран – жена уже в истерике орет на него из дверей кухни (или из-за барьера «американской кухни»), он, не отрываясь от экрана, жестами зовет ее к себе, она удивлена… подходит, вслушивается, садится рядом, слушает, прижимается к нему, они вдвоем слушают слова Атех.
АТЕХ – Не сможет взлететь птица с одним крылом. Не сможет человек подняться над своей обыденной жизнью, едой, ежедневными заботами и сварами, без счастья и любви, двух крыльев его судьбы. А ведь хочется каждому, верно? И женщине и ее мужчине. Но должны они знать, что счастье сделано из любви, из живого ощущения забот и радостей другого человека – как своих. А любовь сделана из счастья, из чувства, что есть другой, с которым ты можешь быть счастлив. Нет счастья в одиночку, и горькая любовь – удел мира, в котором люди отчаялись прийти к счастью. Потому да оставят желающие любви и счастья все миражи и рукотворную ложь, что якобы можно быть счастливым, когда отношения лишены любви, и что якобы возможна любовь без стремления к счастью.

Сцена 5 -  Блокпост у Хеврона, солдаты и двое задержанных молодых арабов, на бетонном уступе в углу – планшет, на экране планшета - Смешливый, говорит, что счастье - это реальность, мы лишь во сне, нужно проснуться… подъезжает машина с решеткой – забирать задержанных, вваливаются – так, где они? – им делают знак, показывают на экран… те присаживаются, слушают.
СМЕШЛИВЫЙ – Когда люди говорят о счастье, каждый, конечно имеет в виду свое: для одних это – победа, для других – богатство, для третьих – чтоб их боялись, для четвертых – просто кайф. Но есть нечто, что объединяет все наши представления: счастье для нас по отношению к настоящему всегда как что-то нереальное. Так вот, - ничто так не разрушает жизнь людей, и даже жизнь народов, как это ложное представление о счастье. На самом деле все люди – это единое целое. Пусть люди спросят об этом у матушки-Земли, она им скажет: человечество - это , единый организм. А организм – это когда каждая из частей счастлива сосуществовать с другими и все делать для них. Счастлива! Таковы мы в реальности. А тот мир, в котором мы враждуем сейчас друг с другом – это не более чем сон. Гадкий и кошмарный. Нам нужно проснуться. Человечество должно проснуться, наконец.

Сцена 6 -  Фойе государственного учреждения типа МВД, масса людей в очередях к окошку информации, к окошкам приема документов, к чиновникам, люди самые разные, из разных стран, пришли кто за паспортом, кто за пропиской: китайские рабочие, евреи-ортодоксы, молодежь в рваных джинсах и с кольцами во всех местах, чиновники, фермеры, рабочие. В уголке ожидания, на большом экране плазменного телевизора - Раб, в кругу, говорит о единстве людей как основе счастья, это достижимо... Люди в фойе отвлекаются от дел, подходят ближе, смыкаются в разномастную толпу, слушают.
РАБ – Нет большего счастья для матери, чем кормить своего ребенка. Нет большего счастья для отца, чем видеть, как пример и поучения, которые давал он сыну, помогли тому превзойти своего отца. Но почему не испытывают они зависти и неприязни? Потому что ребенок – часть их самих. Если бы мы вдруг почувствовали, что другие люди - часть нас самих, если бы мы увидели людей, на нас непохожих, как часть нашей общей семьи, - совсем было бы нетрудно помогать им и радоваться их успехам. Все мы очень разные, но ведь и в семье нет одинаковых – есть мать, отец, старики, дети, у каждого свой характер. То есть секрет счастья и человека, и народа очень прост – увидеть всех остальных как свою семью.

Сцена 7 -  Площадь в центре чинного европейского города, старинные дома, на большом экране – Царь, видны рядом сидящие на крыльце, Царь говорит о том, что настоящее счастье для людей возможно только как общее счастье людей всех царств земли.
ЦАРЬ – Отношения между людьми – это такая мощь, что даже великому союзу неба и земли могут люди причинить добро или зло. Но, пока люди неразумны, они считают неразумными и силы природы, которые их породили… И это дает им свободу жить в розни и вражде между собой. Поэтому, чтобы выжить, должны и люди и царства земли брать пример с того согласия, в котором живут силы неба и земли. Так они продолжат великую мудрость союза этих сил внутрь себя и внутрь дел своих. Только это и будет добро. А мудрость правителей в том, чтобы свою силу владыки и кругозор свой присоединить к той новой силе, которую порождает доброе множество людей. И направить затем эту мощь на благоденствие царств и их обитателей.

Люди на площади берут друг друга за руки. В толпе - Смешливый, он, не глядя, берет кого-то за руку справа, смотрит - хорошенькая кореянка, в белом брючном костюме, явно туристка, с огромным фотоаппаратом на ремешке на плече, они улыбаются друг другу, затем Смешливый смотрит, с кем он держится за руки слева, - здоровенный мексиканец, завороженно смотрит на экран, вновь поворачивает голову к кореянке. Там Атех, они держатся за руки, она говорит ему – “Мы это сделали, мой мальчик…” Он улыбается, говорит ей: “Да, Любовь… мы сделали это...”
Вечер на площади европейского города, толпа разных людей – местных и туристов, стоят, взявшись за руки и обняв друг друга за плечи, вид со спины, на фоне большущего экрана на стене старинного здания, лица людей обращены к экрану.
На экране, уже крупным планом, - Царь, обращается к людям на площади.

ЦАРЬ – Правители в этом мире существуют только лишь для того, чтобы принести людям добрую весть, которая гласит: способны люди жить в помощи друг другу и в добром совете друг с другом. Это и есть счастье людей. Достоинство правителя – передать эту весть людям и способствовать, чтоб достигли они новой жизни.

*******************
(тому, кто дочитал до конца) и еще одно небольшое признание - те стихи, которые принес к этому сценарию один из друзей, я тогда переделал немного, так, чтоб звучали именно для этого действия, потому что я уже чувствовал, как все должно звучать. Но на просьбу разрешить эти изменения автор стихов сказал тогда: "Ни одного слова!" Посему здесь, уже в конце, признаюсь в содеянном, - поместил-таки сюда мною измененные варианты. Если друг мой это обнаружит, на суд, понятно, не подаст, но дружба наша содрогнется от омерзения, глядя на мой недостойный поступок. Поэтому большая просьба - не говорите ему, а?)))


Рецензии