Ступени греха

      Чтобы разобраться человеку, что греховного происходит с ним и его душой в том или ином случае, нужно  сначала понять, как возникает и совершается сам грех.

      Грех имеет в своем появлении, развитии и исполнении несколько ступеней или стадий своего развития в душе человека.

      1-я Ступень: «ПРИЛОГ» или «ПОМЫСЕЛ»(Рождение образа в уме). ПОДБРОС чего-то внешнего, инородного. Грехом не является.
      Обращение змея к Жене – прилог.
      Также и мы можем слышать или видеть что-то непотребное, либо в сознании промелькнёт мысль о непотребном.

      2-я Ступень: «СОЧЕТАНИЕ»(Внимание к образу)
      До этого ум должен был прогнать греховный помысл. Прогнать – не значит с ним бороться, ругаться с ним, тем самым уже попадая в собеседование или сочетание с ним. Только опытные подвижники могут безгрешно собеседовать с помыслом с целью избавления от него. Чтобы не сочетаться с греховным помыслом, - им нужно просто гнушаться, ненавидеть его присутствие в себе, как скверну, как беса.
      Сочетание - это состояние, когда мы уже можем думать о греховном и лелеять греховное. Беседа Жены со змеем, в которой дьявол противопоставил первой заповеди Бога свою первую ложь есть первое искушение человека. Потом он уже молчит, а расстройство души человека идёт своим чередом, потому что Жена вступила в беседу с бесом, что категорически нельзя было делать.
      Здесь хочется привести очень точные слова Иоанна Златоуста о том, что "Злые беседы растлевают добрые нравы".

      3-я ступень: «СОСЛОЖЕНИЕ» (Услаждение, приложение чувства сердца).
      Это состояние, не на уровне чувств, не чувственная сладость, а духовная подмена. Оно совершается на самом высоком этаже нашего духовного устроения, когда человек буквально ставит себя на место Бога, самостью своей разрешая себе взаимодействие с незаконным, греховным. Жена, повредившаяся духовным зрением после беседы с дьяволом «увидела», что древо «хорошо» для пищи. И САМА даёт оценку древу как ХОРОШЕМУ, но определять, что хорошо – это прерогатива Бога. Жена увидела то, чего нет. Так и мы сами иногда определяем для себя плохое как хорошее, создаём свой иллюзорный мир и повреждённым оком разума видим то, чего нет в мире реальном. То есть в грехе мы видим то, чего нет - страдает наше ментальное и духовное зрение, через которое мы искусились. В грехе происходит подмена понятий.

      4-я ступень: «ПЛЕНЕНИЕ» (Желание, приложение воли).
      Для пленения уже необходимо подкрепление со стороны чувств. Перед самим совершением греха страх Божий замещается чем-то приятным для чувства. Страх Божий не отступает просто так, а вместо него нам всегда, что-то предлагается и мы этим ПЛЕНЯЕМСЯ и видим новую, мнимую реальность – УЩЕРБНЫЙ В ВЕРЕ СТАНОВИТСЯ ДОВЕРЧИВ К ВИДЕНИЯМ. Сбой познавательной способности человеку обеспечен. Внутри себя человек производит полную узурпацию Божественных прав и начинает собственное «творение мира» из того, что себе НАМЫСЛИЛ. Такое строительство «мыльных пузырей» мы наблюдаем сплошь и рядом, потому что ложный разум обязательно творит ложный мир. Такой творящий свято верит в то, что творит сам и искренне возмущается, и жалеет тех, кто идёт против его идей. На стадии ПЛЕНЕНИЯ повреждённый разум порождает целостный иллюзорный мир, который противоположен миру Божьему.
      Идём дальше – ПЛЕНЕНИЕ поражает ТЕЛО и… в теле происходит какое-то движение – это называется

      5-я ступень: «РАЗЖЖЕНИЕ»
      Это некий тёмный жар, когда тело в своих членах начинает действовать как бы само по себе. Жена, пройдя первые три ступени согрешения, увидела новый для себя мир… И вот то око, которое это всё увидело – это око уже лукавое. А Христос говорил: «Если око твоё лукаво будет, всё тело твоё темно будет». Тело Жены лишилось света и стало темно… оно восприняло обаяние греха, произошло разжжение плоти, рука потянулась и взяла запретный плод… И на этом этапе ещё можно остановиться, заповедь Божия и на этом этапе ещё не была нарушена, но…

      6-я ступень: «ПАДЕНИЕ» (Прилог приведён в исполнение).
 За РАЗЖЖЕНИЕМ пришло ПАДЕНИЕ – нарушение заповеди. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно чтобы очами видеть и что оно прекрасно, чтобы разуметь, и взяв от плода его ела – ПАДЕНИЕ произошло. Писание говорит нам, что ПАДЕНИЕ – это не конец греха, это ещё не полное падение. Когда человек нарушил заповедь, он и дальше может падать. Это и произошло в Раю.

      7-я ступень: «СОВРАЩЕНИЕ» – Потом вкусил его и Муж, послушавший Жену, произошло СОВРАЩЕНИЕ. Что Жена предъявила Мужу, чем воздействовала на него, через какое чувство? А об этом Господь сказал Адаму после грехопадения, что он послушал голоса Жены. Начало греха у Мужа, у Жены и у всех людей будет одно – мы перестаём слышать заповедь Божью. Мы даём чужому голосу заглушить Голос Божий.

      8-я ступень: «СОВМЕСТНЫЙ ГРЕХ» – Адам совратился обаянием греха – его излучением, энергией. Эта энергия по интенсивности такая, что её можно принять за свет. Жена пала, потому что увидела ложное, Адам совратился, потому что не увидел истинное. Кто не видит истинного, у того око лукаво.  Мало избегать лжи, нужно видеть истину.
      Совместный грех имеет свою особую соборную силу, поэтому его нужно особенно стеречься. Всякие греховные сборища чрезвычайно опасны – можно попасть сразу на последнюю стадию, не пройдя предыдущих.

      Искушение достигло последней стадии – люди согрешили в Раю и вмиг их мир, ставший Богопротивным, рухнул. Так было с Вавилоном прошлого, такое же МГНОВЕННОЕ разрушение постигнет Вавилон настоящего и будущего. С полной утратой истинности творение нежизнеспособно.
      Человек и человечество ступень за ступенью опускается всё ниже в пучину греха... Но МИЛОСТЬ БОЖИЯ ЗА ОДИН ШАГ может возвратить человека к Богу через наше глубокое, искреннее покаяние! (Благоразумный разбойник на кресте). Так устроил мир наш Небесный Отец.

      (За основу этих объяснений  8-ми ступеней были взяты лекции Евгения Андреевича АВДЕЕНКО).

      9-я ступень: «РАЗВРАЩЕНИЕ».
      По исполнении греха человек, если не осознает свое падение и искренне не раскается, попадает в зависимость от греха, в нем развивается соответствующая страсть: «всякий, делающий грех, есть раб греха»(Ин.8:34). Курящий человек – уже зависим, пьющий – тоже, наркоман – это уже вообще сатанизм… Так и другие страсти – блуд, воровство, сребролюбие, лень порабощают людей, превращают их из свободных рабов Божиих в рабов невольных страстей.

      10-я ступень:  «ДУХОВНАЯ ГИБЕЛЬ». Это последняя стадия, когда человек, так и не раскаявшись в содеянном грехе, духовно в нем сгнивает и погибает, и душой, и телом (нераскаянный разбойник слева от Христа). «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть»(Иак.1:15).

      
      Святой Ефрем Сирин сказал: ”Как хитер враг! Он не связывает меня оковами, которые я ненавижу, он надевает на меня оковы, которые мне нравятся и я радуюсь, что закован”. Быть побежденным, быть порабощенным и даже радоваться! Таково лукавство диавола, когда он приходит как харизма, как добродетель, облаченный в одежды свободы. “Я свободен делать то, что хочу!”

      «Диавол одолевает нас не только грехами, он одолевает нас добродетелями больше, чем грехами. Грехи мы видим, можем их избежать, но за добродетели боремся, чтобы их приобрести. Иногда дьявол даже в этом нам помогает, потому что знает, что если мы добьемся этого, то можем возгордиться и всё погубить. Мы должны обладать той добродетелью, которой у него нет - смирением». (Святогорец Никон)


               Из книги Сергея Большакова «На высотах духа»:

      «Моя последняя беседа с отцом Михаилом на Новом Валааме была самая глубокая и поучительная. Отцу Михаилу было уже тогда за восемьдесят, но он был молод и сердцем, и умом. Я сидел у него в келлии. Дело было в августе... Солнце садилось по другую сторону озера, за бесконечные леса. Стояла глубокая тишина, как на картине Левитана „Вечный покой“.

      – Скажите, отец Михаил, в чем главные этапы духовной жизни?

      – Да вот, как тебе отец Аркадий объяснял в Псково-Печерской обители? Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение. А для этого нужно блюсти помыслы. Бывают они добрые, безразличные и худые. Последних никогда не принимай. Как появился прилог, отсекай его сразу молитвой Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует, и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом – вот и грех.


Рецензии
Есть толкование Св Мефодия Патарского и Олимпийского на обязанность распознавать проказу на людях и предметах и в разных нитях плетения ткани, и степень ее злокачественности по оттенкам, толковвние на Ветхий Завет, закон Моисея. Там по моему точнее.

У вас и в ваших ссылках есть смешение между степенью злокачественности и просто поражением поперечных нитей (между людьми отношений) или продольных (принципов и установок человека). Что уже может вносить неточность и неверные весы и полые гири произвола в диагноз и врачество. Тогда уже проказность и на враче.

В целом посыл немного высокомерный и хладный, слишком отстранённый и поучительный,как прилог как минимум. Нужны елей и вино вместо "бегства зимой и в субботу".

Дмитрий Хохлов 2   23.11.2023 11:30     Заявить о нарушении
Да, Вы правы, - и сам я поражен духовной проказой многочисленных грехов.

Однажды митрополит Антоний Сурожский проводил общую исповедь-беседу со своими прихожанами, где раскрывал суть и причины различных грехов и страстей. После этого к нему подошла одна женщина и обратилась к нему со словами:
– Владыко Антоний, вы, наверное, самый грешный и скверный человек, которого я когда-либо встречала.
– Да, вы правы, – отвечает митрополит Антоний, – но как вы это узнали?
– А вы так подробно рассказали о каждом грехе, что наверняка – вы их все сами совершили!

Спаси, Господи!

Сергий Пономарь   23.11.2023 12:07   Заявить о нарушении
Для меня Антоний Сурожский - не святой отец малый сей, но скорее удачный компилятор. С некрепостной версией православности для господ эмигрантов и иностранцев успешных.
+
В частности в его описании призвания к вере в отрочестве, как он, читая евангелие, ощутил, что Христос прямо рядом с ним особо. Слишком эзотерично, как раз в стиле англиканства харизматического, где он служил. Просто требует признать, что Христос особо именно с ним. Должно быть, как в книге Товита разорванная надвое расписка отцов, как вретище сердечное. которая должна сходиться краями. Ключ Давидов. И чтобы был соответственно так узнаваем образ голоса Кроткого Господа - "овцы мои знают голос мой".
+
Иначе то, что вы приводите просто фарисейский приемчик лжесмирения исполненный Антонием Сурожским выкрутиться из под рассмотрения, и перевести стрелки на смотрящего.

Дмитрий Хохлов 2   23.11.2023 13:36   Заявить о нарушении
Не выкручиваюсь, судите меня и других, как хотите, а Вам - Бог Судья.

Сергий Пономарь   23.11.2023 13:56   Заявить о нарушении
Еще один приемчик доминирования от Бога как бы эзотеричного и отдаленного. Как раз змей помысел под предлогом обсуждения заповеди стал говорить Еве душе о де высокомерном Боге и ущербном творении, а значит плохой заповеди. В этом прилог фарисейский как раз.

Поэтому "а если бы сказал, что не знаю Отца, был бы лжец подобный вам", "(малые сии, правда верующие - созерцающие обетование Любви по Павлу апостолу) на Суд не приходят" и "бойтесь закваски фарисейской". Которая и есть 666 беззакония тайны. По Св Игнатию Брянчанинову фарисеи - идолы самих себя. 666 - лжетроица фарисейская, человек в 6ой день сотворен. Без этой закваски не можете ничего принять, ни подать, умножив талант, чтоб не быть "хитрым и лукавым рабом". Только приемчиками отвечаете, как отмычками, вместо личности с чертами ключа Давидова (ключ давидов - это в Откровении Иоанна в частности).

Дмитрий Хохлов 2   23.11.2023 14:17   Заявить о нарушении
Вы и ваш внешний двор - в Откровении Иоанна в 11ой главе "внешний двор не измеряй" - предан Анафеме. А во внутренний - Дивеевский только через игольные уши можно.

Дмитрий Хохлов 2   23.11.2023 14:19   Заявить о нарушении
Спаси Вас Господь, хоть через Дивеевские уши, хоть еще как!

Сергий Пономарь   23.11.2023 15:40   Заявить о нарушении
Больше никак. Как Св Силуан Афонский иногда от Духа Святого добавлял особо "если меня сейчас не послушаешь - не спасешься".

Дмитрий Хохлов 2   23.11.2023 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.