Проверка на профпригодность

       Долгие годы я жила на севере, на Чукотке. Люблю этот суровый край, край   бесконечной  равнины океана, северного сияния, морозов,  леденящих ветров,  островерхих сопок.  По семейным обстоятельствам пришлось покинуть эту величественную красоту. Я вернулась в родной городок,  устроилась работать в школу, которую сама  закончила  двадцать лет назад.
      Стоял 1984 год. 
      Быстро прокатилось весёлое лето, настал август.  Все  годы работы в школе я не любила этот месяц.  И вот почему.  Перед началом учебного года мне начинало казаться, что я не знаю  предмета, ничего не могу,   не умею   выражать мысли.  Порой эта фобия доходила до настоящей «трясучки». Когда начинались занятия,  всё вмиг проходило, всё  вставало на свои места,  и я прекрасно работала до следующего августа.  Теперь   мало того, что новая школа, так меня подогрели ещё и коллеги.  Моя лучшая подруга Людмила Сергеевна сказала:
   -  Хочу тебя предупредить, наша школа отличается от других тем, что ученики  всегда проверяют новых учителей, каверзы всякие устраивают. Будь готова к этому.
       Сентябрь  прошёл  спокойно.  Я преподавала  историю в  шестых и одиннадцатых классах.  Никаких проверок со стороны учеников не было. Но вот однажды…
       Прозвенел звонок на урок. Вхожу в кабинет.  Дети  шестого класса,  как всегда,  стоя приветствуют учителя.  Прохожу к своему  столу мимо доски  и боковым зрением отмечаю, что карта  висит вверх ногами.   Доски в  нашей школе в  ту пору  были металлические,  и  всю наглядность мы крепили к  ним магнитами. Я всё поняла и подумала: «Ну  что же,  сразимся!». Веду себя как всегда, словно ничего не замечаю. Вижу:  лукавые детские глазки  так и искрятся, переполняются чувствами, того и гляди прольются.  Стали изучать новый материал  по средневековой  Франции. Подхожу к карте с указкой. Класс замер.
   -  Где тут,   наша Франция?  -  показываю всё,  что нужно по перевёрнутой  карте, делая   вид,  что так оно и надо.
       После  нового материала начинаю  закреплять изученное и все вопросы строю так, что надо показывать по карте. Вызываю одного, другого ученика, третьего. Показать не могут. Стоит тишина  все ждут моей реакции.  Я спокойно даю домашнее задание, дети пишут его в дневниках. И в конце очень  серьёзно говорю:
   -  Ещё небольшое устное задание, потренируйтесь дома поработать с перевёрнутой картой.
       Сама не выдерживаю,  улыбаюсь. Смеются дети,  эмоции наконец нашли выход. 
       Один из  старших классов  тоже устроил мне экзамен.
       Это было время, когда из обихода школьников ушли портфели и не пришли ещё рюкзачки. Ученики,   учителя,   студенты ходили с дипломатами. Они недолго продержались, думаю,  оттого  что слишком неудобны.
       Прихожу на урок. Класс небольшой  по составу,  поэтому последние  три парты стоят свободные. На одной из них лежат дипломаты   всех учеников. Стопкой, один на другом. Высокая  стопа!  Хитренькие глазки смотрят на меня. Я никак не реагирую, вскоре совсем забываю об этой горе,  веду  урок. Дети  тоже забывают о ней. В конце урока начинаю давать задание, а дневники у большинства учеников в дипломатах.  Все головы, как по команде поворачиваются к последней парте.  И я смотрю туда же.  Немая сцена. В одно мгновение о горе из дипломатов вспоминаю  и  я,  и они. В следующий миг мы  смотрим друг на друга. Взрыв смеха!
      Больше меня не проверяли.


Рецензии
Зачёт! Нескучно.
И по жизни, и в миниатюре.
Главное, найти в себе силы улыбнуться.

Василий Овчинников   03.05.2019 06:02     Заявить о нарушении