Протвино 30 лет после пуска ускорителя

Ускоритель У-70 и в настоящее время остается не только крупнейшим, но и практически единственным в России действующим протонным ускорителем на высокие энергии, на котором проводят исследования физики из многих лабораторий нашей страны и стран СНГ. Выполняется также ряд совместных с Западом программ. Ускоритель совершенствуется. После полутора десятков лет эксплуатации У-70 была проведена модернизация системы инжекции в ускоритель, в ходе которой для использования в начальной стадии ускорения был установлен первый в мире линейный ускоритель с высокочастотной квадрупольной фокусировкой (без магнитов) и введен в действие бустер. В результате интенсивность протонного пучка была увеличена на порядок, что позволило и после ввода за рубежом более крупных и мощных ускорителей сохранить интерес мирового научного сообщества к исследованиям на У-70. Остается актуальной возможность использования У-70 в качестве инжектора в сооружаемый ускоритель на 600 ГэВ, который намечено использовать не как первую ступень УНК, а как самостоятельный ускоритель, обладающий собственной "нишей" для проведения физических исследований. Соответствующие работы ведутся, несмотря на небывало тяжелое положение, в которое оказалась "задвинута" реформами отечественная фундаментальная наука. Так писала в 1997 году в специальном выпуске, посвященном 30-летию пуска У-70, газета ИФВЭ "Ускоритель".

В юбилейном совместном заседании научно-координационного  и научно-технического советов ИФВЭ, проходившем 14 октября   в   Протвино, приняла участие представительная делегация дубненских ученых. Директор ОИЯИ В. Г. Кадышевский и почетный директор Лаборатории ядерных проблем  В. П. Джелепов обратились в адрес юбиляров с приветственными речами.
 
 Протвино .

Первый раз я ехал сюда из Дубны на институтском автобусе, еженедельно совершавшем чартерные рейсы, вместе с физиками, конструкторами и инженерами, который готовили к пуску на У-70 установку  РИСК . Было это около 20 лет назад... Второй раз - в 1987-м, когда еще был жив Союз, когда немалые деньги отпускались на создание УНК – ускорительно накопительного комплекса, который должен был обеспечить нашей стране передовые позиции в физике частиц, и Кирилл Петрович Мызников с оптимизмом рассказывал о создании сверхпроводящих магнитов для УНК, и казалось, что совсем скоро метростроевцы закончат создание гигантского 21-километрового подземного кольцевого тоннеля и начнется его начинка этими самыми магнитами... Бывший поселок, а с 15 ноября 1989 года – город  Протвино, по-прежнему ухоженный и компактный, как мне показалось, за эти годы мало переменился и по-прежнему резко отличался от своего древнего соседа Серпухова четкой планировкой и геометрической строгостью микрорайонов. Несмотря на часовую "пробку" перед съездом с Ленинградского шоссе на МКД, полосы проливного дождя, плотный туман и прочие игры наехавшего в этот день на Подмосковье циклона, наш водитель доставил делегацию вовремя, к самому началу заседания, и мы с трудом нашли места в заполненном конференц-зале.

"Золотая моя железка"

- это название чудесной повести Василия Аксенова не раз вспоминалось мне, когда докладчики - руководители ведущих научных и научно-инженерных подразделений ИФВЭ подводили итоги тридцатилетнего развития бывшего целую пятилетку крупнейшим в мире советского-российского ускорителя, обсуждали роль и перспективы У-70 в исследованиях фундаментальных свойств материи и законов микромира. Аксенову в его повести удалось довольно глубоко проникнуть в психологию людей, занимающихся ускорителями, ставящих на них эксперименты, умеющих с пленяющим юмором преодолевать многочисленные нештатные ситуации, которые ставит перед исследователем непокорная природа. Таким примеров на юбилейном заседании было приведено немало. Нас, дубненцев, в первую очередь, конечно, не мог не волновать вопрос наших родственных с протвинцами отношений: помнят ли, хранят ли? И помнят, и хранят!

Открывая юбилейное заседание, научный руководитель ИФВЭ академик А .А. Логунов подчеркнул огромный вклад Дубны, отправившей в будущую столицу физики высоких энергий свой десант, и то, что руководство созданием ускорительного центра, формированием программы будущих исследований осуществлял академик Н. Н. Боголюбов, чье имя не раз упоминалось на протяжении всего высокого форума и в докладах и в выступлениях гостей.

Негромкий по манере изложения доклад профессора С.С. Герштейна «Важнейшие результаты, полученные на У-70, их роль в физике частиц» отозвался громким эхом в большинстве последующих выступлений представителей российских научных центров, чрезвычайно высоко оценивших полученные в ИФВЭ научные результаты, во многом определяющие высокий уровень российской фундаментальной науки. Воспроизведу дословно фразу директора Российской ядерного центра в Арзамасе-16 академика Ю. А. Трутнева: «Этим должен гордиться народ!» Приятно, конечно, что даже знаменитый «Серпуховской эффект», связанный с ростом интенсивности взаимодействий, уточнялся в ряде экспериментов на дубненском синхрофазотроне, что одна из первых экспериментальных методик, давшая результаты на внутреннем пучке У-70, – дубненская струйная мишень, что сотрудники ОИЯИ стали соавторами открытия ядер антитрития... – и этот ряд можно продолжать едва ли не до бесконечности если учесть, что на У-70 было проведено более 180 экспериментов и в лучшие годы едва ли не треть ускорительного времени выделялась дубненцам.

Еще один яркий пример того, насколько эффективными были профессиональные и личные контакты физиков ОИЯИ и ИФВЭ, привел в своем докладе «Пучки частиц на У-70» профессор В. И. Котов: эффект каналирования пучков заряженных частиц изогнутым монокристаллом, открытый в 1976 году в Дубне группой Э.Н. Цыганова, был исследован и применен для разводки пучков У-70  в   Протвино  автором доклада и его коллегами. Сегодня этот метод широко применяется в ускорительных центрах мира.

О продолжении этих традиций говорил (уже от себя лично и коллектива коллег из Троицка, передав приветствия президента РАН Ю.С. Осипова и председателя Отделения ядерной физики А. Н. Скринского) академик В. А. Матвеев. Возникнув как «младший брат» ОИЯИ, ИФВЭ стал, в свою очередь «старшим братом» для Института ядерных исследований РАН:  в   Протвино  прошли хорошую школу многие специалисты из Троицка.

Юбилеи всегда навевают воспоминания, а таковые на подобного рода заседаниях всегда очень эффективно подкрепляются историческими документами. Автор доклада «История сооружения и запуска У-70» профессор Ю. М. Адо (тоже выходец из Дубны) продемонстрировал осциллограмму первого пучка ускоренных до проектной энергии протонов и рисунок кольца ускорителя, на котором в ночь пуска поставили свои автографы десятки специалистов, принимавших участие в этом незаурядном событии. Кто-то из них подрисовал бутылочку с наклейкой «КВВК». Другой участник этого события, профессор А.А. Кузьмин, чуть позже примерно так расскажет о поистине драматической ночи с 13 на 14 октября 1967 года:

–  Шли самые трудные дни пуска, последние дни. Они были чрезвычайно насыщены событиями, атмосфера была весьма эмоциональной. Верхняя граница проектной интенсивности пучка – 1012, нижняя – 108. Уже неделю мы работали при интенсивности 106, и поднять эту отметку до проектной никак не удавалось. Наши коллеги из ЦЕРН во главе с профессором Грегори, которые были приглашены на заключительные работы, вечером 13-го нам посочувствовали: «Да, дела у вас идут очень хорошо, но критическую энергию вам не перейти еще три-четыре месяца». Нас это очень здорово задело, и через четыре часа после их ухода из главного зала нам удалось поднять интенсивность до проектной и получить первый пучок. В три часа ночи доложили об этом руководству, а в четыре в зале был устроен банкет, на котором были и церновские гости, которые все-таки весьма предусмотрительно прихватили с собой огромную бутыль шампанского. Она тоже очень пригодилась...

От У-70 к У-600.

Флагманом фундаментальной науки в России назвал Институт физики высоких энергий руководитель Минатома России В.Н. Михайлов. И сегодня для поднятия престижа российской науки, по его мнению, как никогда необходимо ускорить пуск комплекса на 600 ГэВ, создать базу для подготовки молодых ученых и специалистов, которые смогут вести исследования на мощных ускорителях будущего. И хотя за девять месяцев этого года министерство получило из бюджета России лишь 34 процента запланированных средств, правительство обещает вернуть долги до конца года. Министр же, в свою очередь, пообещал обеспечить все необходимые возможности для пуска ускорительного комплекса на 600 ГэВ к 2000 году. Это твердое намерение вызвало в зале определенный энтузиазм.

Юбилей российского «царь-ускорителя» стал поводом не только для подведения итогов, но и для серьезных размышлений о судьбе российской науки в целом, поставленной на грань выживания. Без великой науки не может быть великой страны, отметил в своем приветственном слове директор ОИЯИ В.Г. Кадышевский. Он сослался на опубликованные в первом номере газеты «Ускоритель», вышедшем 9 лет назад, слова А .Д. Сахарова о том, что успехи в развитии физики элементарных частиц во многом определяют интеллектуальный климат страны, и пожелал коллективу ИФВЭ и впредь столь же активно содействовать росту престижа науки в нашем обществе. Этот тезис нашел свое развитие в выступлении президента Академии наук Грузии А.Н. Тавхелидзе, который подчеркнул, что ученые бывших советских республик считают и Протвино, и Дубну своими общенациональными научными центрами и намерены по-прежнему сообща продвигать науку вперед. Он напомнил о том, какое сказочно богатое наследство оставили нам основатели теоретических школ Боголюбов, Ландау, Тамм, Фок, Померанчук, и пожелал всем, чтобы У-600 был своевременно запущен – «а дальше Бог подаст!».

И глубоко символично прозвучало на юбилейном заседании выступление одного из наших патриархов члена-корреспондента РАН В. П. Джелепова, передавшего в дар протвинцам фотографию первого, тоже при рождении своем крупнейшего в мире синхроциклотрона, успешно работающего в Дубне почти полвека. «Двух мнений о создании машины на 600 ГэВ быть не может, – сказал Венедикт Петрович. – Строить и только строить! Дай Бог, чтобы министр выполнил свое обещание. В ИФВЭ есть все для успешного выполнения задуманного – сохранены кадры, научно-технический потенциал, и вы сможете сделать новый прорыв и вырастить молодое поколение исследователей».

Протвино – Дубна, октябрь  1997.

PS. Сохранил текст практически в том виде, как он был напечатан, но не могу не добавить несколько строк о печальной судьбе нового проекта на фоне более чем печального состояния российской науки в последовавшие годы и его положения сегодня.  Что касается последних лет, то с  2010 г. ГНЦ ИФВЭ участвует в реализации пилотного проекта по созданию первого в стране Национального исследовательского центра и Программы совместных исследований организаций в составе НИЦ «Курчатовский институт». С 2012 года  работает в составе НИЦ «Курчатовский институт».


Рецензии