Об историософии П. А. Сорокина

эссе
Рассмотрим статью: ИСТОРИОСОФИЯ  П.А.СОРОКИНА КАК ЧАСТЬ ЕГО ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ И ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА, КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ  Автор: Владимир Николаевич АЛАЛЫКИН-ИЗВЕКОВ.Опубликована: BIOCOSMOLOGY – NEO-ARISTOTELISM  Vol. 8, Nos. 3&4, Summer/Autumn 2018

Автор статьи пишет: «В предисловии к четырехтомному изданию «Социальной и культурной динамики» ученый – Питирим Сорокин делится с нами мыслями по поводу своей масштабной историософcкой концепции: «Из всех полу-исторических дисциплин, которые она напоминает, она ближе всего к тому, что часто называют философией истории. Поскольку почти все великие социологические системы являются частью философии истории и поскольку большинство великих философий истории представляют собой что-то вроде социологии культурных перемен, у меня не было никаких возражений по поводу использования данного названия теми, кто заинтересован в определении данной работы».
Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. Volume I. 1937. p. IX.»

П.А. Сорокина под этим имеет в виду «постоянную и неизбежную смену культурных систем и суперсистем.» [Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. c англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.]

Приведенное заявление требует уточнения, даже при условии, что автор статьи обращается к более широкому термину, введенному П.А.Сорокиным, - «Интегральная парадигма».

Нами на основании применения модели первых начал бытия, которые использовал в своих исследованиях Аристотель, было установлено, что «Интеграл» Питирима Сорокина оказывается полной системой, которая включает три составляющие: человеческое общество, властная государственная структура и структура управления, опирающаяся на информацию.
Правда, Питирим Сорокин под “социологией культурных перемен” как раз имел в виду «более общие закономерности культурного развития общества», включая политическое управление и теорию познания. Таким образом, «социология культурных перемен» Питирима Сорокина получает в его «Интегральной концепции» общую модель, которая была создана  самой Природой. «Смена культурных систем и суперсистем» при этом претендует на утверждение о существовании  периодических процессов в общей эволюции во всех ее составляющих. Эта смелая гипотеза, в целом, получает подтверждение, хотя форма всех трех закономерностей разная.

 Так, в нашем исследовании Синергетические подходы к изучению социальной эволюции, которое было опубликовано в ежегоднике ЭВОЛЮЦИЯ за 2018 год,  нами показано, что вся история России периодически повторяется с интервалом 144 года. {Часть этой статьи опубликована в PROZA.RU под названием О социальной динамике: синергетический подход}.
В нашей недавно опубликованной статье «К Столетию Октябрьской Революции в России» было высказано предположение, что полупериод социоисторической динамики России составляет 144 года (которые включают две фазы по 72 года).  Весь период из двух по 144 года представляет собой отклик на призыв времени принять новую религию/мировоззрение. Нами были выделены следующие 9 полупериодов в истории России:

838 1 материализм 982
982 2 идеализм 1126

1126 3 материализм 1270
1270 4 идеализм 1414

1414 5 материализм 1558
1558 6 идеализм 1702

1702 7 материализм 1847
1847 8 идеализм 1991

1991 9   ПРОГНОЗ 2135

ПРОГНОЗ на будущее => материализм!!!
Правда,  пока не удалось найти для текущего полупериода такое слово, которое могло бы стать символом национальной идеи современной России!

История России началась после великого переселения народов в Европу с расширения торговых контактов Роси с Византией и закончилось Крещением Руси. Знаковым событием первого полупериода истории России была передача власти «варягам»: первая фаза в 862 год: «Призвание Варягов».
Вторая фаза первого полупериод истории России характеризуется постоянными связями с Византией, которые завершились крещением Руси в 988 году.

Второй период истории России отмечен расползанием центральной княжеской власти на отдельные княжества, что привело к ослаблению Руси перед опасностью нашествия и нашествием в 1237 году татаро-монголов с ханом Батыем. Надо отдать должное тому факту, что Русь оказывала упорное сопротивление захватчикам.
Первый полупериод второго периода истории Русь прошел в напряженной борьбе за самостоятельность и укрепление страны: 1276 год - образование Московского княжества. В период 1362-1389 г.г. великого княжения Дмитрия Донского произошла (в 1380 году) Куликовская битва. А в 1410 - разгром немецких рыцарей под Грюнвальдом. Конечно, почти двухсотлетнее присутствие татаро-монгольского контроля за Россией оказало свое влияние на культуру страны.

Третий период истрии России характеризовался (1425-1453) Феодальной войной в России и окончательным (1480) cвержением татаро-монгольского ига после «Стояния на Угре».
Второй полупериод третьего периода истории России охарактеризовался после 1598 года и прекращения династии Рюриковичей упорной борьбой за власть, которая завершилась в 1613 году избранием Земским Собором на царство Михаила Федоровича Романова.  Знаковые события в это время связаны с реформами

Никоном (1654) церкви. А с 1689 года приходит на Царствование Петр Первый.
Четвертый  период истори России – борьба страны за достижения уровня культуры Европы. «Окно в Европу: действительно было прорублено. Правда, с большими потерями населения.

Второй полупериод четвертого период связан с разработкой и «внедрением» марксизма. Немного неожиданно - периодический закон социальной динамики определяет марксизм как идеалистическое мировоззрение. Хотя, никто не станет спорить,  что марксизм был новой формой религии. А все религии требуют принимать их положения на веру. Конечно, в дальнейшем требуется дополнительная работа с выявлением содержания полупериодов и фаз.


Нами опубликована также рецензия: ИНТЕГРАЛИСТСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО «ГЛОБАЛЬНОЙ ИСТОРИИ» на книгу Ю. Л. Щаповой и С. Н. Гринченко «Введение в теорию АЭ - археологической эпохи: числовое моделирование и логарифмические шкалы пространственно-временных координат». М., 2017.1 BIOCOSMOLOGY – NEO-ARISTOTELISM Vol. 8, No. 2, Spring 2018 p:352-357
Копия этой рецензии напечатана также в PROZA.RU под названием Рецензия на книгу.
Ю.Л.Щапова выявила гармоничность развития цивилизации в АЭ, в виде схемы:  Ряд Фибоначчи;Золотое сечение;Гармония.
В свою очередь, С.Н.Гринченко предложил новую модель познания: «ИКМ, Информатико-кибернетическая модель системы Человечества – описание метаэволюционного развития и приспособительного поведения основных иерархических элементов системы Человечества в терминах (на языке) систем, самоуправляющихся по алгоритмам иерархической поисковой оптимизации целевых критериев энергетического характера. Эти два результата – Ю.Л.Щяповой и С.Н.Гринченко совпали, что послужило им дополнительным доказательством правильности их исследований.
Ими был выявлен еще один факт: смена археологических эпох «внахлест».  Этот факт свидетельствует о том, что человечество в процессе эволюции постепенно осваивала новые материалы и методы жизнедеятельности по мере появления новых направлений и уменьшения значения старых направлений.


В PROZA.RU под названием Двухзеркальная модель взаимодействия опубликована наша модель борьбы диалектических противоположностей. Наиболее полно вопросы диалектической логики рассмотрены Гегелем. В истории диалектика используется при каждом возрождении к любой паре противоположностей.  Диалектика оказывается методическим средством достижения новых истин.

Приведенные выше результаты исследований социальной динамике позволяют надеяться на то, что «Интегральная концепция» Питирима Сорокина может послужить нам для получения новых научных результатов и сделать правдоподобные выводы для правильной ориентации в будущем.

03/03/2019
Виталий Шолохов


Рецензии