Пастух

(из книги "Слобожанские пасторали")

Школьный учитель Петр Ильич, хоть и не композитор, но тоже интеллигентный человек, причем авторитету у него в нашем крае гораздо больше, чем у того Чайковского. Всю жизнь школе отдал, вел три дисциплины — математику, физику и уроки труда. Все кругом, куда ни плюнь, его ученики. И жена в той же школе библиотекарем. Поскольку люди приличные, пьянству не подвержены, то и хозяйство у них дай Бог каждому. Так бы он до пенсии по возрасту при полном уважении и дожил, когда бы не новое веяние и постановление в обязательном порядке вести уроки на мове. Петр Ильич всю жизнь в Украине прожил и мову прекрасно понимает. Но так уж у нас заведено, что все друг дружку понимают, а говорит каждый кому как удобнее. Ну, надо, так надо. Он даже дома перед супругой и зеркалом порепетировал, вроде ничего выходит. У него-то вроде бы и выходит, а тут комиссия из районного отдела народной освиты, да к нему на открытый урок. То ли он переволновался, то ли на самом деле все не так читал, но комиссия свою резолюцию объявила не в пользу учителя. Директриса поохала, повздыхала и пришла к разумному заключению:
— Я вам, Петр Ильич, могу теперь только уроки труда доверить. Оно вам надо? Вы, ликвидатор-чернобылец, вам сейчас пенсию больше начислят, чем за эти ваши уроки по труду. Давайте-ка мы вас торжественно проводим на заслуженный отдых. Соглашайтесь — не пожалеете. Вот, пока летние каникулы, есть время подумать. Не переживайте. Мы с вами и не одну комиссию переживем. Эти наверху перебесятся, а я вас потом и пенсионером возьму.
И супруга туда же:
— Детей вырастили, не голодаем, пора и для себя пожить. Я лучше еще одну коровку заведу. Будет тебе с кем гулять, не печалься.
Вот и стал Петр Ильич пастухом при двух своих коровах. А люди-то видят, что не какой-нибудь пропоица, а приличный, уважаемый человек скотину пасет, и сразу к его хозяйке:
— Антонина Сергеевна, не обессудьте, но ведь ваш Петр Ильич все равно пасет, а мы бы и скинулись.
И теперь все, как в старые хорошие времена — только утренний петух прокричит, как уже люди скотину за ворота выгоняют и ведет наш Петр Ильич стадо за село, к оврагу, где заброшенные садоводства. Не зря там Захар постарался — все пригодилось: и скважина водопойная, и навес для скотины и пастуха. А как солнце припечет — гонит пастух стадо в лесопосадку. Хорошо там и коровам, и козочкам. А собаки-то, не иначе как от прадедов своих пастушью науку вспомнили. Все, которые не на цепи, те при пастушьем деле к стаду сами прибились.


Рецензии