Мудрость и демократичность правления в Афинах
Перикл (490 г. до н. э. — 429 г. до н. э.) был знатного происхождения. Его отец, полководец Ксантипп, прославился, добившись победы над персами при мысе Микале у берегов Малой Азии. Мать, Агариста, принадлежала к богатому роду Алкмеонидов, жестоко расправлявшихся со своими противниками, убивая даже тех, кто пытался спастись в храме у алтаря Афины. Сын Агаристы своей сдержанностью и человеколюбием будет всю свою жизнь искупать святотатство родственников матери.
Перикл родился с огромной головой необычной формы и получил прозвище у недоброжелателей и сочинителей комедий «Луковицеголовый». Он учился ораторскому искусству у философа Зенона, умевшего свести мнение спорившего с ним человека, противоположное его собственному, к абсурду. Зенон погиб в борьбе с тиранией, и Плутарх писал о нём: «…на деле доказал, что великому мужу постыдно быть трусливым».
Правильные мужественные черты лица сына Ксантиппа и Агаристы, его великолепные речи глубокого содержания, размеренная походка и удивительная выдержка вызывали восхищение у афинян, и они прозвали его Олимпийцем. О его сдержанности и человеколюбии ходили легенды: он не обращал внимания на ругань и добром отвечал на озлобление. Он не захотел вступать в партию аристократов, несмотря на своё знатное происхождение, и примкнул к демократам.
В двадцать девять лет Перикл стал вождём народа и много сделал для того, чтобы бедняки имели такие же права, как и богатые. При нём на землях Афинского союза стали создаваться поселения, и каждый афинянин мог получить участок для земледелия. По его предложению беднякам за каждый день выполнения общественных работ стали выдавать небольшую плату. Все афиняне знали о бескорыстии Перикла и верили, что он печётся о благе народа, предлагая различные проекты.
Лидер демократов поощрял научную деятельность, развитие культуры, и в Афины стали прибывать учёные, поэты, художники, философы из других государств Греции. В знаменитый «кружок Перикла» входили такие известные учёные, как «отец истории» Геродот, выдающиеся философы Анаксагор, Сократ, а также известные художники, великие архитекторы и скульпторы.
Первый брак Перикла оказался неудачным, он развёлся и женился вторично на знаменитой женщине-философе Аспасии (Аспазии). Он был мудр, осторожен, очень уважал человеческие жизни и никогда не начинал битву, если не был уверен в победе. Перикл говорил самонадеянным афинянам: «Если ты не веришь моим советам, то, во всяком случае, не ошибёшься, избрав мудрейшего из советников — время».
И время не подводило его. Он старался сдерживать воинственных афинян, стремившихся к новым походам, и отговаривал от рискованных авантюр. Иногда ему приходилось действовать хитростью, чтобы спасти мир. Он предлагал воюющим сторонам, участникам Афинского союза, прекратить войны и решать спорные вопросы переговорами.
Перикл использовал мирное время для построения храмов, здания музыкальных состязаний, для украшения афинского кремля — Акрополя — скульптурами, колоннадой и привлёк к строительству великого Фидия, знаменитого своей огромной статуей Зевса для храма в Олимпии.
Аристократы обвинили Перикла в больших расходах на строительные работы и поставили вопрос о его остракизме (изгнании) в народном собрании. Однако народ поддержал лидера демократов и изгнал вождя аристократов Фукидида. В течение пятнадцати лет Перикла каждый год избирали стратегом, доверяя ему управление Афинами.
Враги Перикла, опасаясь выступать против самого стратега, решили преследовать его друзей, и это им удалось: они обвинили Фидия в святотатстве и бросили в тюрьму, где он умер. Затем аристократы предложили наказывать тех, кто не почитает богов, и стали угрожать философу Анаксагору, а также любимой женщине вождя народа — Аспасии. Анаксагору удалось бежать, а жену свою Перикл сам пришёл защищать в суде, и ему удалось добиться для неё оправдания.
В 431 г. до н. э. началась Пелопоннесская война и растоптала счастливую жизнь стратега, достигшего совершенства в управлении государством. Спартанцы с союзниками окружили Афины, и на второй год в городе вспыхнула эпидемия чумы. В 430 г. до н. э. Перикла уже не избрали стратегом, тогда же в его доме поселилось горе: чума забрала жизни его обоих сыновей от первого брака, друзей и родственников.
Афиняне, не найдя достойного преемника, принесли извинения Периклу за несправедливо наложенный штраф и предложили ему опять управлять государством, но было уже поздно: страдания подкосили его здоровье, и вскоре после избрания он заболел. Возле постели умиравшего Перикла, потерявшего сознание, собрались многочисленные друзья, родственники и стали вспоминать, каким мудрым он был стратегом, сколько одержал великолепных побед.
Они думали, что Перикл уже не слышит их, но он вдруг приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, чем я обязан счастью, за то, что совершали и другие, а про самое замечательное из того, что я сделал, не говорите ни слова. За все годы моего правления по моему приказу не был казнён ни один афинский гражданин, ни один афинянин не носил из-за меня траурной одежды». Так, умирая в сентябре 429 г. до н. э., он ещё раз подчеркнул своё беспредельное уважение человеческой жизни.
На третий год Пелопонесской войны, когда в Афинах ещё свирепствовала чума, жители города с волнением следили в трагедии Софокла за судьбой царя Эдипа, сравнивая её с превратностями жизни Перикла.
Свидетельство о публикации №219030501176