Жемч. Ож. Глава 19 Б. Н. Петров Ч. 6-25-1 Библия

ФРАГМЕНТ  ИЗ  ГРАФИЧЕСКОГО РИСУНКА  К  БИБЛИИ - С. Т. КОНЁНКОВА

ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  БОРИС  НИКОЛАЕВИЧ  ПЕТРОВ
ЧАСТЬ  6-25-1  БИБЛИЯ


В публикации на тему – БИБЛИЯ в работах С. Т. Конёнкова есть определённые трудности. Читатели, познакомившиеся с предыдущим разделом – «ПИСЬМА  СТАЛИНУ», в котором увидели его графический рисунок – ВСЕЛЕННАЯ,  уже наверняка заметили в нём - нагромождение деталей. Да и снимок такого качества, когда трудно рассмотреть его истинную суть.

В его работах, иллюстрирующих раздел – "БИБЛИЯ" происходит тоже самое. Всего насчитывается 17 найденных рисунков, мы покажем – несколько из них, считающимися Главными.

Каждый из них являет собой – зашифрованную в них – МЫСЛЬ – ЗАГАДКУ,  оставленную нам С. Т. теологом и философом Конёнковым.

Всего два графических рисунка, дошедших до нас, были расшифрованы. Остальные ещё ждут своей очереди.

Но возможно ли будет на наших копиях снимков рассмотреть конкретику?
Обратите внимание на фрагмент одного из рисунков, помещённый вверху. На нём  возможно рассмотреть чёткость линий этого фрагмента, раскрывающий смысл составляющих его миниатюрных вкраплений.

Но, если мы посмотрим копию снимка всего рисунка – мы не увидим – его составляющих. Это возможно только при увеличении размеров рисунка в нн-ое количество раз.

Вывод напрашивается сам – нужно каждый раз, кроме снимка полного рисунка, вырезать и копировать ещё и фрагменты из него.

Дело это кропотливое и требует внимания и времени. Стоит ли заморачиваться?

Смущает ещё то, что ниже будет приведён текст, в котором трактовка деталей рисунков даётся очень подробно. А не видя иллюстраций – трудно мысленно представить то, что не видишь глазами.

Если лишние описания сокращать, то «вместе с водой можно выплеснуть и ребёночка». Что же делать?

Попробуем… Остановиться всегда в наших силах…


© 2003-2017 Благотворительный фонд «Дельфис» выпускает КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ – ДЕЛЬФИС.
Именно в этом журнале была опубликована работа Бобровой С. Т., кандидата искусствоведения, называющаяся – С. Т. КОНЁНКОВ.  ГРАФИЧЕСКАЯ  ТЕОСОФИЯ.
http://www.delphis.ru/journal/

Из многих других работ на эту тему, работа Бобровой С. Т. интересна тем, что в ней конкретно указаны - назначение и место  отдельных рисунков в цикле космических аллегорий. То, что в других публикациях не наблюдается…
Кроме того,  исследования Бобровской С. Т.  не ограничиваются только известными фактами. Будучи учёной, она старается вникнуть в глубь сути загадок, содержащихся в графических картинах  Канёнского.

ГЛАВНАЯ "Дельфис" №7(2/1996) С.Т.Конёнков. Графическая теософия
7(2/1996)

Немного – из сокращённого введения к основной статье…

…Время пришло. И мы вправе узнать, что же на самом деле питало творчество нашего знаменитого соотечественника. Пока в нашей стране (в США эта тема освещается более широко) об этом написал лишь журнал «Декоративное искусство». Теперь хранитель музея С.Т.Конёнкова, кандидат искусствоведения С. Т. Боброва продолжает разговор о космогониях скульптора на страницах  журнала – «ДЕЛЬФИС».

Период, о котором пойдёт речь, относится к 1924-1945 годам. Тогда Конёнков жил в Америке, как и многие другие выдающиеся деятели искусств нашей страны: С.В.Рахманинов, Н.К.Рерих, Д.Д.Бурлюк, сибирский писатель-мистик Г.Д.Гребенщиков — основатель деревни Чураевка и издательства «Алатас» в окрестностях Нью - Йорка, изобретатель уникального музыкального инструмента («терменвокса») Л.С.Термен и многие другие.

В Нью-Йорке Н.К.Рерих прожил шесть недель в 1924 г., затем, после Центрально-Азиатской экспедиции посетил его в 1929-м и других годах.
Встречались ли они с С.Т.Конёнковым? Пока никто это не исследовал.

В архиве скульптора сохранились проспекты выставок, которые проходили в
Нью-йоркском музее Н.К.Рериха.
Известна переписка Конёнкова с Бурлюком, последний встречался с Рерихом и даже написал о нём книгу.

С.Т.Конёнков создал необыкновенную скульптуру, одновременно являющуюся музыкальным инструментом. Да и незавершённая его монументальная композиция «Космос» также должна была зазвучать.

Здесь угадываются какие-то связи с Л.С.Терменом, о котором писал и Н.К.Рерих.
И все они были носителями нового импульса в искусстве и науке, а порой и провозвестия.
Можно предположить, что все они встречались, беседовали, посещали одни и те же выставки, концерты, бывали в мастерских, гостях друг у друга... И объединяло их нечто помимо профессиональной близости. Думы о будущем, о мироздании, о месте человека в космосе, о ценностях Культуры.

Судьба свела зачем-то их в Америке.
Именно в ту пору (1934-1936 гг.) Е.И.Рерих — жена художника, вела тайную переписку с президентом США Франклином Д.Рузвельтом, уверенная в исторической предназначенности этого выдающегося деятеля Америки. Она убеждала его в том, что - «Россия является равнобалансом Америки, и только при такой конструкции мир во всём мире станет решённой проблемой».

Так кому же было предназначено творить этот «баланс», строить Мост между Западом и Востоком? Верно, им — тем, кто тогда представлял русскую Культуру в Америке.

И может не случайно на одной из своих космогоний Конёнков поместил колёса херувимской колесницы из пророческих видений Иезекииля (жившего за 600 лет до Р.Х.) на контурах карты Америки и России, как бы катящимися навстречу друг другу?

Н. Т.

С. Т. КОНЁНКОВ.  ГРАФИЧЕСКАЯ  ТЕОСОФИЯ.
Боброва С.Т., кандидат искусствоведения

"Я обратился, чтобы увидеть…"

Принято считать, что пик творческого взлета С.Т.Коненкова пришелся на начало века. Специалисты также отмечают некоторые его работы 50 - 60-х годов.
И только «американский период» — временной отрезок с 1924 по 1945 годы, когда скульптор работал в США, традиционно воспринимается как некая информационная пустота, а то и начало постепенного творческого спада. Однако, именно в это время Коненков проявил себя не только выдающимся художником, но и оригинальным мыслителем, составившим собственную систему теософских представлений, воплощенных в символической графике.

Подобно древнему мифотворцу, он создал свою версию мифа о сотворении Вселенной, свой образ космоса.

Мифологическое мышление Коненкова позволило, ассимилируя необыкновенное разнообразие идей, создать уникальный мир символов, соединивший черты средневековых космогоний с данными современной ему науки.
Символическая панорама, воспроизведенная Коненковым в серии графических листов, по масштабам, может быть, сравнима разве что с космогоническими видениями английского поэта и художника Уильяма Блейка.

И все-таки это «свой мир», очень индивидуальный, художественно переосмысленный. Да и вообще, философская графика — явление уникальное. Тем более завершенная изобразительная серия, в которой воплотилась цельная символическая система. Таких примеров в истории немного.

Коненков был признан как выдающийся скульптор, академик двух российских академий — императорской и советской. Но никто не подозревал о его увлечении теологией и эзотерическими учениями. Даже специалистам ничего не было известно о философской графике мастера. Величественный фантастический мир космогоний Коненкова открылся в последние годы, благодаря находкам в московском музее скульптора, а также в его архивах.

Потом уже появилась возможность познакомиться с коллекцией его сына — Кирилла Сергеевича. Тогда и приподнялась завеса таинственности, созданная отчасти самим скульптором, который даже в опубликованных мемуарах не упомянул о космогониях, а в беседах с сыном говорил, что пока еще не пришло время для «его космоса».

Но о  космогонии «заговорили» не сразу. Некоторые композиции были выполнены на нескольких листах, их надо было разыскать и безошибочно составить. Но еще сложнее оказалось реконструировать их смысловую последовательность. Разрозненные композиции мало что говорили, их смысл сокращался до нескольких традиционных библейских сюжетов. И только их сопоставление дало возможность понять последовательность изложения, в котором каждый символический образ подразумевает взаимосвязь с другим.

В дешифровке огромную помощь оказали материалы из Санкт-Петербургского архива Академии художеств, в первую очередь, переводы трудов английских эзотериков XVIII - XIX веков (находившиеся в библиотеке Коненкова при его жизни), теологические системы которых скульптор использовал при построении своих космогоний. Такая работа была выполнена. После чего стало очевидным, что космогонические композиции Коненкова — это не только род концептуального произведения, иллюстрирующего библейские тексты, но символическое воплощение объемной эзотерической системы знаний.

При жизни мыслителя подобные знания были идеологически, мягко говоря, непопулярными. Еще и поэтому Коненков намеренно не стремился делать восприятие этих работ доступным, осознанно включал элементы тайного символа, зашифровки, скрывающих смысл.

Окончательная расшифровка его космогоний еще предстоит. Но даже первый исследованный пласт открыл «неожиданного Коненкова» — теософа, религиозного эзотерика, философа, дал все основания утверждать, что в истории русской культуры XX века он занимает более значимое место, чем то, которое ему было определено прежде.

Данная публикация, конечно же, не претендует на исчерпывающий анализ философской графики Коненкова. Цель поставлена более скромная — дать первое и самое общее представление об этой стороне творчества мастера. Поэтому остановимся лишь на некоторых рисунках, являющихся частью серии и в определенной степени раскрывающих смысловую программу космогоний.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ



Рецензии