Самый страшный фильм

Всеми почитаемый Алексей Герман в своем последнем фильме явил мир не людей, а уродов. Критики писали о том, что этот паноптикум внушает священный ужас, но мне, например, было совсем не страшно, и в кинотеатре на премьере я заснул. Проснулся потом и не ушел тоже из почтения к Герману. А вот, действительно, страшный, невыносимый фильм, где растворяется, исчезает все человеческое, сняли Алов и Наумов в 1966 году. И хотели выпустить это на экран, как советскую комедию.
В фильме столько находок, открытий, что они определили потом многие направления в кино и театре. То, что, например, кажется, открытием замечательного Юрия Бутусова в театре, уже все, все, есть здесь, в этом фильме.
Ничего страшнее я не видел. Всякие ужасы с расчленением тел, которыми так любит пугать американское кино, пустяк по сравнению с расчленением души. Здесь, прямо на глазах у зрителей человеческая душа распадается на атомы.
Фильм не очень известен, поскольку для одних скучен и неинтересен (не знаю в кино более убийственной любовной линии), а если внимательно всматриваться в каждый кадр, - он невыносим. Поскольку не оставляет никакой надежды.
Сохранились стенограммы выступлений всех, кто принимал участие в судьбе фильма. Это известные режиссеры. Полемика получилась очень страстной, конфликтной, авторы фильма раздраженно отстаивали свое творение, а один из их критиков говорил, что они, экранизируя Достоевского, самовольно поставили знак равенства между человеком и свиньей. Он преувеличивал. Знак равенства режиссеры не ставили. По сравнению со многими героями , свинья оказывается благородным животным.
Фильм на экраны не вышел. Зрители смогли увидеть его только через 20 лет после его создания. Поэтому режиссеры больше известны другими своими творениями. Например, "Павкой Корчагиным" или "Тегераном-43".


Рецензии