Золушка

 Хочу напомнить, что Золушка, детская сказка. А детей воспитывают любовью и добротой. Ой, сейчас , наверно, кого-нибудь обижу. Но не обижайтесь, дело ведь не во мне, а в правде. А правда такова, что нельзя никого обижать, даже со сцены. Хоть у каждого и своя сказка.
"«Зо;лушка». Один из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира. И каждый народ вносит в нее свои оттенки, мироощущения и смысл.
Самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах. Главная героиня сказки — девушка по имени Родопис, родившаяся в Греции. Она была похищена пиратами, которые привезли её в Египет, где и продали в рабство. Хозяин купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Пока Родопис купалась в реке, сокол (этим соколом был бог Гор) украл её сандалию и унёс фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил общенародный розыск. Когда он нашёл Родопис — Золушку — он тут же женился на ней.
Западноевропейская версия известна по редакциям Шарля Перро, братьев Гримм и Джамбаттисты Базиле.
Наиболее известная версия русской сказки поставлена по сценарию Е. Шварца фильм «Золушка» 1947г."

Дело было вечером, делать было нечего.. Выходной день- это благодать. Решила себе отдых устроить. Там, по дому поубираться, порядок навести, возлежать на диване в задумчивости с книгой и размышлениями. И ведь, главное, все очень удачно получилось, и порядок, и книги , и время. А под занавес дня славного было даже немного интернета, общения и новостей, из коих узналось, что оказывается вчера был День Писателя. Писателя! Это, значит, надо срочно что-нибудь написать- на радость писателям и Празднику. Но после новостей разных, политических, культурных и околокультурных, после отдыха воскресного так разленилась, что все на потом оставила, и решила, что надо нам с мамой романтический вечер устроить. Банкет по случаю уходящего дня. Сидим, значит, трапезничаем, понемногу телек смотрим, а там ерунда всякая. Тут мама и говорит: «А давно мы с тобой в театр не ходили...». «Ну,- говорю,- в Мариинку билеты неподъемные стали, а вот по Культуре сейчас балет идет. Золушка. Посмотрим?»
И включили. Золушка на нидерландский манер. Но ведь классика, она везде классика? Но ведь сказки, они и в Африке сказки? Хотя, по поводу Европы , тут все надо с допущением на минус принимать. Аксиома это. Опыт истории, лингвистики, и всего прочего. Почему там так? Может Земля резкий крен к Атлантике вниз дает, или солнце заходящее ультрафиолетом по голове сшибает? И ведь, не зря мудрость народная гласит: спать нельзя на заходе солнца, мусор нельзя мести на закате, и много чего еще нельзя делать на закате дней. А они спят, и утром, и днем, и на закате, и все время мусор метут в свою сторону, и постоянно делают то, что не положено делать не только в младенчестве, но тем более в старости. Наверно, оттого все западники такие западающее на все что падко и гадко. И где паденье, там и западло, то есть западня из подлости и темнота без солнышка.
Включили. И , наверно, хорошо, что не в самом начале. А то бы смотреть , как Золушка горох по сцене собирает было бы страшно утомительно, а крысы, мышки, тыквы и прочие «чудеса» остудили бы совершенно весь жаркий пыл к просмотру. Ну, значит, смотрим, а там темно. И кто-то бегает по сцене с преогромными головами. Мама говорит, наверно, это крысы. И точно- в точку попала. Тут взвился платок над колесами, и что-то похожее на цыганскую кибитку мелькнуло по сцене. И вдруг сцена осветилась, и мы попали на бал! Так славно! Здесь все понятно. Широкий зал, празднично сияют люстры, все танцуют в длинных пышных платьях, не очень понятно как танцуют, потому что ног не видно, но красиво. И даже не просто танцуют с музыкой, но еще и показывают, такая гипертрофированная пантомима , с мимикой, жестами и символикой. Мне даже показалось, что чем-то на кабуки похоже. Так все по полочкам разложено. Вот мачеха напилась на балу вусмерть, со стаканом бегает по сцене, всем мешает, второй стакан хватает, ругается , руками машет, а потом и , вообще, на пол падает и валяется. А джентельмен во фраке ее со сцены за ноги вытаскивает. И все танцуют. Ведь балет же. Это же не какое дрыганье ногами, это танцевать надо, чтоб всем понятно было, и чтобы все как взаправду, как у них положено, как на самом деле, а не в каком –нибудь надуманном сказочном королевстве. И при всем этом, зритель просто обязан ощущать свое присутствие там, не только видеть и слышать, но и чуять чем там пахнет. А иначе зачем бы они постоянно нюхали друг друга? То ноги нюхают, то как изо рта пахнет, и из других мест т, и при этом всеми своими членами, жестами, носом и лицом нам показывают, как все это невкусно, там у них. Просто таки ужасно, что и нюхать не хочется. Но смотреть можно, ведь не носом же вы смотрите.
А дальше был выбор невест. Мальчику-шалуну вдруг жениться захотелось. Играл-играл, а потом вдруг раз, и куча невест. Со всего мира понабежали, все принца хотят, да полцарства в придачу, и не знаю еще что. Наверно, красив он был жутко. Хотя, мама меня спросила, а почему он такой страшный? Что ответить? Сказала только, видела бы она какие европейцы на древних картинах да гобеленах нарисованы, не удивлялась бы. Ведь красота из души рождается, а не от королевств, тряпок и балов. Но, значит-ся, выбирает он невесту. Каждая желающая быть женой, пляшет. Каждая свое. Там и из Лаоса , и из Турции невесты были, и мне показалось, что даже из Италии, древней. Уж больно кокошник похож на этрусский, да танцы фривольные. И вот уж она скакала, скакала, и попой вертела, и как под триумфальной аркой у принца между ног протискивалась, а он как на коне, гребешок между ног зажал, и радуется. А жениться не хочет.
А тут мама и говорит: «А что это за девица такая вульгарная? Да еще и в кокошнике. Это они так Россию представляют?». А я отвечаю: «Не.. ты Березку видала? Так девицы-красавицы на Руси танцевали, как лебедушки по волнам плыли, сарафанами красоту полей затмевали. А эта больше на этруску похожа, там тоже в кокошниках ходили. Да только никто не знает кто такие, платья цветастые, да души ненастные, все по пирам, да в забавах. Вот скажи, олигархи наши- они русские? И в каком месте у них Русь? Накупят фазенд по странам разным, да в развраты уходят, мужик на мужике женится, все по-западному. Стало быть, не русские они, а душонка ихняя запала на запад. Упали, и пропали. И не русские, и не тамошние, а так- не пойми кто».
А на балу всё скачут. Танцы танцуют. Вдруг выбегают какие-то люди черные с повязками на голове , как у террористов в фильмах. Мама удивляется, спрашивает: «А это кто такие ? Ангелы?» . Засмеялась я, и отвечаю: «Что ты, мамочка, какие же это ангелы? Ангелы беленькие, с крылышками легкими, летают , всем помогают да радуют. Не знаю кто это такие. На арабов похожи. Может теперь на западе их так много, что и везде они, даже вот и в балет попали. И всем радость, и арабам не так обидно, что в сказках их нет. А от сюжета не убудет, наоборот, прибавится, сказка длиннее станется».
А дальше, круче сюжет закрутился. Когда туфельку толпа девиц примеряла. Уж они примеряли-примеряли, напримериться не могли. Тут и молотком по хрустальному башмачку колотили, ногу вбивали, потом половниками друг дружку колотили, а мачеху прям даже стошнило в кастрюлю с супом, не то от усердия чрезмерного, не то от празднования вчерашнего. А муж ейный, этакий денди во фраке, очень даже современный, совсем не сказочный, и дочь свою Золушку в обиду не давал. Грудью защищал. Да, и Золушка не в обносках ходила, а надо заметить, в очень приличном платье была. Кстати, и домашнее «зачуханное» платье у нее было много лучше, чем нарядное бальное, которое фея подарила. Видать, у них феи в Европе жмотные, да прижимистые, и не любят по пустякам раскошеливаться.
А вот уже и спектакль к концу подходит. Принц нашел свою Золушку, королева им напутствие дала, дескать, будьте счастливы. И они убежали. А тут мама опять спрашивает: «А свадьба у них будет? Времени-то до конца совсем мало осталось.». Говорю: «Сейчас они побегают по полянке, в лесок забегут, потому может и свадьба будет. А может и не будет. Как там у них на западе принято, не знаю.». И тут вдруг на сцену огромный дуб вылез. А влюбленные, значит, к нему. Мама тут уж совсем разудивлялась: «А дуб-то зачем?». Отвечаю: «Так у них принято. Там Дуб- это Бог. И неважно, что родители благословили, главное, чтобы священный дуб разрешил. Тогда эльфы на ветвях засветится, разноцветными ленточками дуб нарядится, и все придут сюда свадьбу справлять к свадебному дереву. Легенды такие».
И правда. Поплясали они немного под дубом. Дуб огоньками нарядился- теми самыми люстрами, что на балу были. Потом с дерева посыпались разноцветные полотнища, как плакаты на стадионе , и сразу все остальные прибежали. И был тут бал- хоровод, всем на радость и веселье, миру благословенье. На том и сказочке конец, а кто досмотрел- тот молодец.
Красивый балет. Декорации красивые. Музыка волшебная. Танцуют хорошо, а балеринка главная с русской фамилией- самая лучшая! Только вот спрашивается, а зачем сказку –то так переиначивать? Придумали бы современную, с пьянками, маскарадами, кабаками, побоями, и плясали бы. А то осталось после всего этого великолепия послевкусие мерзостного, будто в бочку с медом вылили стакан дегтя. Будто среди роскошных благоухающих яств великолепного пира, в рот попал подпорченный кусок, и все мастерство повара пошло насмарку.
И что еще скажу, может у них там на западе у всех с головой что-то не то. Что среди цветущего сада они обязательно устраивают помойку, и даже в сказочном царстве лезут и из кожи вон, чтобы угодить дядюшке Сэму. И никогда не читайте старинные необработанные западные сказки, там еще хуже. Настолько хуже, что и слово сказка , как протокол дознания- одни страшилки да ужасы.
Жаль Золушку. Жаль сказку. Жаль Прокофьева и Балет. Жаль Искусство современное и счастливое детство, которое видит волшебства с вкраплениями современной грязи и нечистот.
А так все хорошо. Потому что мы далеко. Хотя, и в наш уютный дом вползает эта гадина, и даже в таком великолепном Храме Искусств как Мариинка, появляются отвратительные образы западного мира. Где даже Снегурочку умудрились опошлить огромными крашенными яйцами, летающими по сцене, бегающими яйцеголовыми и другими дурными прозападными штучками. Но я это не смотрела. Я закрыла глаза и слушала. Слушала великолепную музыку моего детства, где все было чисто , красиво и возвышенно , и что поднимало меня в высоты познания красоты этого Мира, там где Вселенная открывает настоящие чудеса.

Понять тебя? Как в закутках историй,
Кипела жизнь , и плавились миры,
Как на ее истерзанных постелях
Рождались сокрушающие сны?
И смейся век полету дерзкой мысли!
Тебе понять сегодня не дано,
Ведь где в пустынях иссякают реки,
Там на песках не сеется зерно.


Рецензии