Пригвожден или привязан к кресту

М.Б. Оленев
2019 г.

Зададимся вопросом – а КАК ИМЕННО Христос был распят? Откуда живописцам было все известно, в таких подробных деталях?
Что говорят нам об этом синоптические Евангелия?

Евангелие от Матфея
27:33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 
27:34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. 
27:35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 
27:36 и, сидя, стерегли Его там; 
27:37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. 

Евангелие от Марка
15:25 Был час третий, и распяли Его. 
15:26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский. 
15:27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. 

Евангелие от Луки
23:32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев. 
23:33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. 
23:34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. 

Евангелие от Иоанна
19:17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
19:18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

Как видно, никаких деталей казни синоптические источники нам не сообщают. Матфей вообще далек от описания каких-либо деталей. Единственное, о чем он говорит, так это о том, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его». Марк и Лука чуть более подробны: помимо надписи евангелисты сообщают нам, что разбойников распяли по праву и левую руку от Христа. Иоанн же совсем краток – он говорит лишь о двух разбойниках и о том, что крест Иисуса находился посередине.
О том, что Христос был именно пригвожден к кресту, в Евангелии имеется лишь косвенное свидетельство - слова апостола Фомы уже после Воскресения: «...если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей...» (Ин. 20:25).
Кроме этого краткого показания существует еще одно, из апокрифического Евангелия от Петра.
Евангелие от Петра (правильнее называть его отрывок) – первое из неканонических Евангелий, которое было вновь открыто в современном египетском городе Ахимме в 1886 году французским археологом Урбаном Бурианом в могиле средневекового монаха. Эта рукопись VIII или IX века была опубликована Бурианом в 1892 году и вызвала неподдельный интерес. Современные ученые считают, что это Евангелие является псевдопиграфическим (т.е. с именем автора, который на самом деле не составил текст).
Основное внимание в сохранившемся фрагменте Евангелия от Петра занимает рассказ о страсти, в котором ответственность за распятие Иисуса возлагается на Ирода Антипу, а не на Понтия Пилата.
Что касается нашей темы, то о распятии там сказано следующее:
(4) И привели двух разбойников и распяли Господа посреди них: Он же безмолствовал, как не чующий боли. И воздвигши крест, написали они на нем: «Сей есть Царь Израилев» …
… (6) И вынули они гвозди из рук Господних и положили Его на землю…

Таким образом, только два источника сообщают нам о том, что в руках Иисуса были гвозди. Но ни один из евангелистов, описывая сцену Распятия, не уточняет, каким способом Христос был распят.
Этой информации настолько мало, что она дала богатую пищу художникам в Средние века.
Так, Жан Фуке (ок. 1420 – 1481) в миниатюре «Несение креста» из «Часослова Этьена Шевалье» изобразил, как женщина-кузнец (!) кует гвозди для казни (в правом нижнем углу). Этот манускрипт был создан около 1452-1460 годов. Сама сцена распятия на миниатюре не показана.


Зато сцену «пригвождения» мы можем разглядеть в деталях на картине «Страсти Христовы» (1470) фламандского живописца Ханса Мемлинга (ок. 1433/35 – 1494), которая хранится в Галерее Сабауда (Савойская галерея) в Турине.
Мемлинг настолько хорошо прорисовывает всякие мелочи, что остается поражаться его фантазии. Так, в сцене изготовление креста люди настолько сосредоточены и деловиты, как будто строгают кухонный стол. Причем в прямом смысле этого слова. Интересно, что выструганный крест вначале выглядит как латинский, а на Виа Долороза Христос несет уже Т-образный крест. На этом же, Т-образном кресте Его и распяли.
На Голгофе крест лежит на земле, а на кресте – Иисус. Человек слева вбивает в его ладонь гвозди, а справа – затягивает веревку на запястье. Еще один снизу натягивает веревку на щиколотках. Колени Христа согнуты.
 

Еще одна интересная картина со сценой распятия нидерландского живописца, представителя раннего Северного Возрождения, Герарда Давида (Gerard David) (ок. 1460 – 1523) написана около 1481 года и хранится в Национальной галерее в Лондоне.
На ней Т-образный крест находится на земле. Христос лежит на кресте. В казни принимают участие 4 человека. Первый прибивает гвозди в ладони Спасителя. Двое снизу натягивают веревку, которая обита вокруг щиколотки Иисуса и, таким образом, растягивают все тело, чтобы оно не обмякло. Наконец, четвертый, молотком забивает гвоздь в ступни, уложенные крест-накрест.
Рядом пятый человек копает яму, куда впоследствии будет вставлен крест. В правом нижнем углу (вероятно при раскопках) обнаружены кость и череп, который обнюхивает собачка. Это - череп Адама, который, по преданию, оказался в земле под крестом, на тот самом месте, где был распят Христос. Кровь с тела Спасителя стекла по кресту в землю и попала на череп Адама, смыв, таким образом, первородный грех с лица всего человечества.

 

Русская иконография вообще не знает понятия «пригвождения». Довольно много икон с изображением восхождения на Крест, но непосредственно сам процесс распятия почему-то прошел мимо русских иконописцев.

****

Так откуда же такие подробности? Оказывается, всю информацию художники Средневековья черпали из сочинения XIV века «Размышление о жизни Христа» (Meditationes de Vita Christi), которое приписывают святому Бонавентуре (но которое, вероятно, написано монахом-францисканцем Иоанном де Каулибусом). Вот что о процессе распятия говорит Глава LXXVIII. Размышление о Страстях Христовых: час шестой и девятый :
«… Здесь ты подробно рассмотри, как происходит это распятие на кресте. К нему приставляют две лестницы: одну прислоняют сзади к правой перекладине креста, другую сбоку к левой перекладине. На эти лестницы поднимаются два злодея с гвоздями и молотками. Спереди приставляется еще одна лестница, короткая, она достает до того места, где должны быть прибиты ноги. Теперь смотри внимательно, чтобы разглядеть все события по очереди: вот Господа Иисус заставляют влезть на эту маленькую лестницу. Он не возражает и не сопротивляется, смиренно делает все, что велят. Встав на последнюю ступеньку маленькой лестницы, Он, прижавшись к кресту, чтобы не упасть, поворачивается лицом к нам, выпрямляет царственные руки, раскрывает дивные ладони и протягивает их вверх к своим распинателям.
Он поднимает взор к небу и говорит Отцу: «Вот Я здесь, Отче. Ты захотел унизить Меня, даже до креста, из любви к человеческому роду и ради его спасения. Раз Тебе так угодно, Я принимаю Твою волю. Я приношу Себя Тебе в жертву за них. Ты дал Мне их, Ты захотел, чтобы они были Мне братья. Но прими и Ты Отче, Мою просьбу и после Моей смерти внемли любви Моей, сотри с них пятна древнего греха, очисти их. За них Я приношу Себя Тебе в жертву, Отче».
Тут стоящий на лестнице позади креста берет Его правую руку и сильным ударом прибивает ее ко кресту. Затем тот, кто стоит на лестнице сбоку, берет левую руку, тянет ее изо всех сил влево и, оттянув, насколько может, приставляет второй гвоздь, бьет молотком, пробивает руку и приколачивает к кресту. Потом оба спускаются и убирают лестницы. Господь висит, тяжесть тела тянет его вниз, тело обвисает, его держат лишь гвозди, вбитые в ладони. Но тут подбегает еще один, ухватывает Его ноги и изо всех сил тянет вниз. Растянув Его так, он держит, а еще один прибивает Его ноги огромным страшным гвоздем.
Правда, некоторые думают, что Его распинали иначе. По их мнению, крест положили на землю, прибили Его к кресту, а потом подняли и врыли крест в землю. Может и так. Тогда представь себе эту картину: вот Его грубо хватают, словно последнего преступника, злобно швыряют на лежащий на земле крест, берутся с двух сторон за Его руки и больно растягивают, что есть мочи, а потом безжалостно прибивают ладони к кресту…»


Рецензии