Съедобным был только сухпай

Весной 1982 года армейские события развивались более чем стремительно. Это была настоящая гонка!
– Второго апреля меня вызвали в военкомат повесткой, а третьего – уже отправили на полигон в город Чирчик Ташкентской области Узбекистана – на карантин, где в течение месяца нас обучали тонкостям пехотной науки. 9 мая мы приняли присягу, и 13 мая отправили грузовым вертолётом в Афганистан. Нас, новобранцев, было много. Отправляли партиями, и каждый раз вертолёт был полным. Все ребята – из разных подразделений – рассказывает Алексей Григорьевич Сирбиненко. – Нас с Валерием Николаевичем Бардашёвым из хутора Широкого призывали в один день, но в Афганистане наши дорожки не пересеклись.
Начинал службу Алексей рядовым в должности механика-водителя.

– Один раз, еще в самом начале нашей службы, объявили построение полка. Торжественно провожали на родину погибший экипаж БМП-2: выносили знамя, играл оркестр. Позднее тоже были потери, но проводы были скромнее. А машину сгоревшего экипажа потом поставили на постамент у штаба части.
Часть, в которой служил Алексей Григорьевич, стояла в Кундузе рядом с аэродромом, где базировался вертолётный полк. Но Алексею довелось летать на вертолётах только иногда в качестве пассажира.

– Было дело: через Кабул летали в Шинданд на соревнования по армейскому пятиборью. Война войной, а солдат был спортивно крепким! Стимул был! Победители в пятиборье отправлялись на Родину для участия во всесоюзных соревнованиях. Части нашей 40-й армии боролись за победу изо всех сил! Отбор участников был очень серьёзный. Было досадно, когда узнали, что не попали в число победителей. Но сам факт участия в соревнованиях, в боевых условиях говорит о многом.

Жили бойцы в палатках, хотя в 1982 году уже появились модули. В них жил офицерский состав. Еду готовили на машинах. Алексей Григорьевич напомнил давно забытое слово «летучка». Это машина с будкой, в деревнях такие автолавки возили хлеб и продукты. Слово «автолавка» и вытеснило «летучку»! Так вот в этих летучках устанавливали форсунки, которые работали на солярке, и готовили себе пищу. Оценку кулинарным шедеврам бойцов Алексей Григорьевич дал такую: «Съедобным был только сухпай». В него входили каши с мясом, сгущёнка, тушёнка и хлебцы. Но ничего, выжили! Порой, что бывало крайне редко, готовили еду из подстреленных горных баранов. Ловить их практически невозможно, но когда был шанс, солдаты стреляли, надеясь, что рогатый-таки упадёт вниз. Была и столовая – модуль. Дневальные получали пищу в термосах, а потом раскладывали нам в котелки.

В операциях вся тяжесть ложилась на пехоту. При острой необходимости мы приходили на помощь. Если пехотинцы не возвращались в течение трёх суток, мы брали сухпайки, воду и боеприпасы, поднимались к ним в горы.
Основной задачей нашего 149 гвардейского мотострелкового полка было сопровождение колонн, боевые выходы и армейские операции. Выезжали в Файзабад, Мазари-Шариф, Хайратон, Баглан, Пули-Хумри. Вертолёты, что базировались по соседству, нередко сопровождали с воздуха.
Зимой бойцов привлекали на очистку от снега взлётной полосы. Однажды во время работы прямо на взлётную полосу упал вертолёт – не смог приземлиться, упал и загорелся. Возможно, он был подбит. Потом, когда огонь потушили, увидели сгоревший экипаж.

Снега порой было столько, что не выдерживали крыши палаток – прогибались от тяжести. Но тает быстро, долго не лежит.
Ветеран вспоминает, что местное население обращалось к нашему командованию с просьбой освободить их кишлак от душманов, а когда мы выбивали духов из кишлака, жители приходили, приносили с собой лепёшки, – так они благодарили советских солдат. Но это длилось ровно столько, сколько солдаты находились у них в кишлаке. За его пределами те же самые солдаты становились для них врагами.
Из Советского Союза приезжали артисты с концертами: Людмила Зыкина, Роза Рымбаева, ансамбль «Ялла». В полку был свой оркестр. И в 1984 году он играл по торжественному поводу: 149 Гвардейский мотострелковый полк был награждён Орденом Боевого Красного знамени.

Домой вернулся в июне 1984 года в звании сержанта. Путь пролёг по земле, воде и небесам: сначала из Афганистана отправили на вертолёте, мост пересекли на КамАЗе, далее – на пароме, на поезде.
– У меня уже была профессия водителя, но, вернувшись домой, я пошёл в каменщики. И всю жизнь – каменщик, строитель, – говорит Алексей Григорьевич.


Рецензии
Спасибо, Любовь, что пишете о ребятах афганцах! Это уже история! А историю своей страны мы должны знать, хотя бы потому, что она иногда, к сожалению, пишется кровью...

Сергей Лебедев-Полевской   14.10.2019 17:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Сергей! У нас к 30-летию вывода войск из Афганистана вышла книга очерков об афганцах Орловского района Ростовской области "Необъятный Афганистан", большая часть очерков - на странице. Спасибо за отклик. Всегда рада видеть Вас в гостях!

Любовь Архипова-Уральцева   15.10.2019 08:23   Заявить о нарушении