Наша Родина электричества - премьера оперы в Врн

    2 июня на открытии Платоновского фестиваля  воронежцы увидят мировую премьеру «Родина электричества» на музыку Глеба Седельникова в воронежском Театре Оперы и Балета. Нужно заметить, что до этого опера никогда не ставилась на большой сцене, хотя были попытки воспроизвести её в концертных вариантах.
 
Современная опера – уникальное явление в мировой культуры. В принципе, сейчас современных опер очень мало. Уникальной считается опера Родиона Щедрина «Очарованный странник», созданная композитором в 2002 году для концертного исполнения.  Эта опера задумана композитором по одноимённой повести Лескова, но это именно оперная постановка. В 1999 году публике был интересен проект Сергея Михайловича Слонимского  «Видения Иоанна Грозного»; а также оперы «Мастер и Маргарита» (премьера в 1989 году).
 
 Уникальность российских премьер мирового масштаба дополняет как бы опера Глеба Седельникова «Родина электричества», написанная композитором в 1981 году. Мировая премьера ожидает оперу в 2017 году в Воронеже, на родине писателя, по произведениям которого она была поставлена. 23 мая в Воронеже состоялась встреча солистов воронежского театра Анастасии Черноволос и Игоря Горностаева, а также главного дирижёра театра и главного дирижёра оперы Юрия Анисичкина, который уже имел опыт в постановке опер именно на современную музыку, и, возможно, Театр Оперы и Балета предложит зрителю что-то современное, Михаила Бычкова, режиссёра-постановщика и директора платоновского фестиваля и художника Николая Симонова.
 
Они все немного рассказали об опере и   чуть-чуть приоткрыли завесу тайны, скрывающую постановку.  «Родина электричества» была задумана ещё осенью. Но уже давно идут репетиции и подготовка оперы к встрече со зрителями. По словам выступавших, всего в опере задействовано около 150 человек, включая основных солистов театра, исполняющих главные роли.
По предположениям в опере могут быть задействованы все ведущие солисты труппы, но состав артистов постановщики пока держат в секрете.
 
Артисты уже готовы к выходу на сцену. Каждый из них видит свой образ по-своему, так для Анастасии Черноволос, очень неоднозначным кажется образ её героини – Евдокии, которая своими методами, но пыталась бороться за свою любовь – Фрола (Фрола вместе с другими исполнителями будет играть Игорь Горностаев). По словам  создателей, в опере ещё три сильных женских образа, достойных того, чтобы публика их полюбила. Не говоря уж о характерных мужских ролях.
 
По словам солистов, это очень сложная постановка, но главное здесь постичь философию образов. На самом деле опера уже полюбилась как солистам, так и оркестру, хотя первоначальная задумка казалась всем архитрудной и фактически недостижимой. По словам Михаила Бычкова, опера «Родина электричества» отсылает зрителя как бы в эпоху 1917 года, когда страна боролась за свои права и за сохранность своего государства, ведь интервенция в то время была настоящей угрозой для России. Вспомнить эпоху, по-своему тяжёлую, довоенный период поможет зрителю опера «Родина электричества».
 
Сам Андрей Платонович Платонов хорошо знал, о чём писал. Он на себе  испытал всю страшную трагедию гражданской войны. Конечно, он по возрасту не мог участвовать  в основных событиях в Петербурге, когда власть делили  другие, люди, с юности занимающиеся политикой; но прочувствовать страдания и трагедию народа он мог. К сожалению, не все крупные трагедии становятся оперой. Так, из-под пера Моррсиа Йетсона вышел мюзикл «Титаник», который можно было бы назвать оперой по объёму партитур, и хоровых, в частности, но современный формат мировой культуры этого не предполагает. Русское даже современное искусство старается воспроизвести именно всю тонкость жанра и психологичность. Возможно, сейчас русское музыкальное искусство близко стоит к итальянскому веризму («Тоска» и «Сельская честь»), но во многом отказ в чём-то от классических шаблонов поможет зрителям проникнуть в суть произведения.
 
По словам Михаила Бычкова, оперу планируют включить в основной репертуар, и, возможно, покажут к столетию революции. А пока создатели этого произведения рекомендовали журналистам и зрителям не откладывать   время на потом, а уже в премьерный показ оказаться в театре оперы и балета, чтобы самим увидеть масштабность события, которое планирует, по словам исполнителей, быть грандиозным.   
 


Рецензии