Мартышка к старости...

         
       В 1995 году нашей семье предстояло перенести очередное испытание: младший сын, 7-летний  Костик,  должен был пойти в школу, в первый класс.  Мы слегка побаивались этого события, т.к. сын был врожденный левша, держал карандаш, ложку и прочие предметы только в левой руке. А при нашей попытке  переложить предмет ему в  правую руку, плакал и сразу перекладывал его в  левую.  Я и моя мама в 1 классе тоже начинали писать левой рукой – и нас переучивали на правую. Что-то будет с сыном? К семи годам парень бойко писал печатными буквами,  читал на уровне третьеклассника, самостоятельно занимался с 4-х лет  математикой по подаренной бабушкой  книжке «Математика в картинках». При этом обладал довольно вредным характером, ростом  «от горшка два вершка» и тщедушным телосложением - что тоже вызывало наше  беспокойство:  часто таким мелким и вредным гражданам достаётся много тумаков и щелчков от рослых и более сильных одноклассников.
 
        В детский сад  Костик  ходил ровно 3 недели – отдали в 6 лет, чтоб привыкал к коллективу, до этого возраста он часто и тяжело болел. В детсаду тоже заболел: у него аллергия на пыльцу, а там было много цветущих комнатных  растений в горшках.  Лечились месяц. Я предложила  заведующей принести вместо этих другие растения, не цветущие – у нас старший сын выращивал их дома. Но  воспитатели отказались убирать из группы цветковые растения.  Больше в детсад мы ребенка не повели.  Я работала рядом с домом, забегала проведывать его, старший 14-летний  сын в 2 часа дня приходил из школы домой, младший был довольно самостоятельным, умел найти себе полезные занятия, плита на кухне была электрическая, спички лежали в недоступном для него месте – и он благополучно болтался дома до самой школы. 

        В школу пошли записываться в другом районе поселка:  ближайшая славилась, как бандитская.  Чтоб точно приняли, написали в заявлении на имя директора всё, что умеет ребенок (чтение, письмо, знание математики). Такие дошкольники  на дороге не валяются. Учительница проверила его знания и осталась довольна. Сказала, что если бы мы за лето научили его писать письменными буквами, то она бы его взяла  учиться сразу в третий класс.  Вот тут мы её и «обрадовали»: сказали, что мы бы научили – да у нас ребенок-левша,  у учителей в школе есть  методики, как учить писать левшей, а мы-то инженеры – мы не смогли бы его научить, поэтому даже и не пытались. И вообще, пусть учится с ровесниками. А то в третьем классе будут поколачивать, пока учительница не видит – за то, что самый младший, самый мелкий, и за то, что вдруг окажется ещё и самый умный.  Он у нас легко решал задачки и примеры из учебника математики для 6 класса.  Так и записали в 1 класс.
 
        В конце августа мы со старшим сыном должны были ехать в областную поликлинику на консультацию  к врачу, поэтому младшего должен был 1 сентября отвести в школу папа.  Я мужу наказала перед отъездом: записать  номер  класса, номер классного кабинета, где учиться будут, имя-отчество учителя.  Вечером 1 сентября на перроне вокзала нас встречали папа с нашим первоклассником. Костик подбежал ко мне и даже не поздоровавшись, отрапортовал: «Класс первый «А»,  кабинет № 20, второй этаж, учительница Любовь Васильевна!» Папа всё записал, но сын и сам всё запомнил.

         Второго сентября Костик пришёл из школы, пообедал и сел учить уроки. Мы со старшим сыном подошли к нему. Когда старший пошёл в первый класс, я пару недель помогала ему учить уроки, потом  он стал сам их делать.  Мне в своё время  тоже мама сначала помогала.  Младший глянул на нас через  плечо и спрашивает: «А вы чего припёрлись?» - Помогать тебе учить уроки. – А я вас разве звал?- Нет. – Ну и идите себе. Занимайтесь своими делами. Кто из нас в первый класс пошёл – я или вы? Я. Вот я и буду сам свои уроки учить. Если что не знаю  – спрошу у вас.»  Мы ушли, а старший говорит: «Во, повезло нам! Нервы с ним не трепать с его уроками. Пусть сам и учит.» 

        Я сначала отводила его в школу и забирала домой после учёбы, потому что  мы жили в поселке меньше года, в школу надо было идти через 2 улицы с движением транспорта и небольшую рощицу, где бегали бродячие собаки.  Потом он привык и стал ходить вместе  с одноклассниками, живущими в соседних домах. Кстати, даже в первом классе он оказался по росту 25-ым из 28 учеников – четвертым с конца… Многие одноклассники, его ровесники, были ростом около 160 см, даже учительницу ростом 155 см часто не было видно в толпе её учеников… И насчёт леворукости: учительница потом нам призналась, что в классе оказался ещё один мальчик-левша,  и даже ей, с её 20-летним педагогическим опытом, было сложно научить их обоих писать – она тоже была правшой, как большинство людей…

       В классе сына приняли  хорошо. Он помогал учительнице проверять тетради, следил за чтением вслух других учеников,  объяснял решение примеров и задач.  Учительница велела ему учиться только на отлично, он  пообещал – и учился. 

       Как-то зимой пришёл Костик домой и объявил, что в школе через неделю будет проходить конкурс  чтецов, учительница сказала, что тот, кто хочет участвовать, должен выучить стихотворение или басню (не из учебника для первого класса) и с выражением рассказать  на конкурсе, перед жюри и зрителями.  И победителей конкурса ждут призы. И он решил участвовать. Мы взяли сборник басен И.А. Крылова и выбрали басню «Мартышка и очки» - уж очень там смешная мартышка. Выучил её наш чтец быстро – память была прекрасная, запоминал на лету. Порепетировали – всё хорошо: читает громко, чётко, с выражением, помогая себе жестами.

       Через неделю пришёл из школы и принёс 3 большие хорошие шоколадные конфеты: это был приз за первое место в конкурсе – дело было в голодные 90-е годы, когда месяцами не платили зарплату работающим, когда у школ не было денег на ремонт, когда просто выживали.  Так что приз был хороший. Рассказал: из его класса в конкурсе участвовал он один, после конкурса они пошли из актового зала в свой класс. Пришла учительница литературы из 9 класса – она была председателем  жюри конкурса, торжественно объявила, что он занял первое место среди учеников первых классов, поздравила его  и вручила конфеты. А дети в классе стали кричать – почему конфеты только ему? Им тоже хочется. А их учительница Любовь Васильевна сказала, что они не заслужили: поленились выучить и хорошо рассказать стихотворение, а за что лентяям давать конфеты? Потрудиться надо, чтоб приз получить!

        Через пару дней та самая учительница литературы Раиса Ивановна выловила меня в школе и сообщила, что Костик и ещё 2 девочки из 6 класса (победители школьного конкурса) должны поехать на районный конкурс чтецов в райцентр.  Я побоялась его одного отпускать, спросила – могу ли я с ним поехать? Она даже обрадовалась и согласилась.  Мы с ним выучили замечательное большое детское стихотворение Агнии Барто «Снегирь» (Ну, это: «На Арбате, в магазине, за окном устроен сад…») приготовили в дорогу чай и бутерброды.  А когда на автобусе вместе с другими учениками школ нашего поселка мы приехали в районную детскую библиотеку, то выяснилось, что организаторы передумали – и конкурс решили проводить только для учеников с 5 по 11 классы, а малышей не брать, обзвонили все школы за 2 дня до конкурса, а нашу школу, похоже, в суматохе пропустили…  И  приехал только один ученик младших классов – наш Костик. Получается – мы зря приехали, зря готовились…   Но не такова была наша Раиса Ивановна: она пошла к жюри, и оно  согласилось выслушать его выступление первым.  Она Костика  спрашивает: «Ты будешь выступать первым? Не боишься?»  Он спокойно отвечает: «Буду».

        Народу в читальном зале было много:  представители отдела образования,  учителя, работники библиотеки, ученики средних и старших классов.  Объявили выступление первого участника, Костик  вышел и непринуждённо, не робея, с юмором, рассказал басню про непутёвую мартышку с очками.  Зрители дружно хлопали и улыбались. Кто-то из жюри спросил, не расскажет ли он им ещё что-нибудь?  И он невозмутимо ответил: «Расскажу». И прочёл стихотворение  про  снегиря.  Проводили его улыбками и аплодисментами.  Потом мы с ним слушали всех других участников. Было много хороших выступлений и много замечательных стихов. Понравился и вызвал у всех улыбки  щекастый мальчишка из  6 класса: с бинтом, намотанным  по лбу вокруг головы  (накануне поранился в школе о парту),  лихо прочёл стихотворение о танкистах на войне, сам как будто раненый в бою.  Одна из шестиклассниц нашей школы рассказала  стихотворение про щенка, которое сочинила сама. Потом всем победителям конкурса вручали призы: приключенческую литературу.  Костика опять вызвали первым и вручили приз - книгу  Ж.  Верна «Пятнадцатилетний капитан»- со словами: «За прекрасное выступление и за смелость!»

        Приехали домой.  Чтец от избытка впечатлений вскочил на кресло, стал прыгать на нём и вопить: «Мартышка к старости слаба глазами стала! Мартышка к старости слаба глазами стала!»  На эти вопли пришёл серьёзный старший брат-девятиклассник, поглядел на мелкого, покрутил пальцем у виска и изрёк: «Мартышка смолоду слаба мозгами стала…» Мы с мужем хохотали минут 5. И вправду – Костик очень напоминал в этот момент глупую весёлую обезьянку! Только без очков на хвосте. Он  сразу надулся, слез с кресла и ушёл в другую комнату…

        А утром наш чтец проснулся с кашлем и высокой температурой:  автобус нам выделяли старый, без отопления, ехать было всего 20 минут в одну сторону, но Костику и этого хватило: горло – его слабое место…  Вызвали врача.  Потом я пошла в школу -  предупредить нашу учительницу, что ученик заболел.  Раиса Ивановна снова выловила меня и сообщила, что ей звонили из района: там решили послать  Костика на областной конкурс  чтецов от района. Мне пришлось её огорчить: поехать не сможем, товарищ  заболел, кашель и температура, и голос осип, почти пропал - читать стихи нечем… Она  расстроилась, но выразила надежду, что он за неделю поправится,  я честно сказала, что  это не наш случай: меньше 3-4 недель он не болеет… И у него лекарственная аллергия.  Она сказала, что и автобус выхлопочет теплый, и питание ему там организует, и я с ним опять поеду – только бы Костик  смог…

        Дома я рассказала об этом сыновьям. Старший говорит: «Батюшки, ещё что выдумали – нашего Костика везти в Пермь! Потом ещё решат – в Москву на конкурс!  Потом – повезут в Африку к неграм,  про мартышку им рассказывать! У них там что, своих визгунов нету – нашего возить везде?» И да: наш серьёзный  и уважаемый в классе лучший  ученик (как сказала нам  с мужем  учительница: «Вот бы все такие ученики у меня были!»)  дома иногда любил повредничать  и покапризничать и визжал при этом так, что уши у всех закладывало! Но в школе никто не знал эту позорную тайну… Костик при этих  словах принял  важный вид и заявил: «Визгун - не визгун, а призы-то -  конфеты и хорошую книгу- заработал!»  А потом и говорит мне остатками голоса: «Ты что – с ума сошла? Зачем мне такие тАсканцы? Таскаться по разным чужим городам! Неизвестно – что поесть дадут, где спать положат, а если от поезда отстанем? Вон  в мире что творится: даже у нас по дорогам  бандиты, кругом террористы, в Африке той все эти народы негритянские друг друга режут, стреляют! Времена такие опасные – а ты: «Поедем, Костик, на конкурс!»  Дома-то спокойнее! Тебе что – здесь за меня славы мало? Я-то думал: выучу басню, схожу в своей школе после уроков на конкурс, расскажу её – и всё. Буду себе дальше жить спокойно. А они  - ишь чего удумали! Таскать ребёнка чёрт-те-куда!»  Старший сын даже удивился: «Мам, смотри  какой у нас практичный товарищ  растёт!»  Так и не ездили мы с Костиком  больше никуда ни на какие конкурсы.
      
      


Рецензии